"Приобщение детей к основам русской народной культуре" Дополнительная общеразвивательная общеразвивающая программа.
методическая разработка (старшая группа)
Дополнительная общеразвивательная общеразвивающая программа "Приобщение детей к основам русской народной культуры" сооциально - гуманитарной направленности, ориентированно на новые ориентиры в нравственно патриотическом воспитании детей,основанные на их приобщение к русскому народному творчеству и культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 22 "пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края
РАССМОТРЕНА педагогическим советом МБДОУ д/с 22 « 28 » августа 2024 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ д/с№22 __________Акулич О.Ю |
«Приобщение детей к основам русской народной культуре»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Семенко Екатерина Андреевна
педагог дополнительного образования
Кавалерово
2024
Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 4
1.3 Содержание программы 5
1.4 Планируемые результаты освоения программы 9
Раздел № 2. Организационно-педагогические условия 10
2.1 Условия реализации программы 10
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации 11
2.3Методические материалы 15
2.4 Календарный учебный график 15
2.5. Календарный план воспитательной работы 16
Список литературы 19
Раздел 1. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» социально – гуманитарной направленности, ориентирована на новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Реализация дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» позволит сформировать у детей 5-7 лет представления о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
1.2Актуальность программы. Сегодня наше общество претерпевает крушение идеалов, отрицание общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном и духовном развитии. Поэтому содержание воспитания должно быть направлено на воспитание культурного человека, знающего, любящего свой край, свою Родину. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство. Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Поэтому уже с детства надо приобщать ребенка к истокам русской народной культуры. Программа МКДОУ Детский сад № 22 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (далее – Программа) – это программа нравственно - патриотического воспитания детей от 5 до 7 лет, ориентиры которой основаны на приобщении детей к русскому народному творчеству и культуре. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: месте проживания наших предков; быте и основных занятиях русских людей; истории одежды, кухни; народных приметах, обычаях, праздниках, художественных промыслах, песнях, играх и т.п.. Приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. В основу Программы легла Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой, Санкт Петербург, 2015г.
Направленность программы – позновательная.
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – стартовый.
Отличительная особенность программы дополнительного образования.
- в программу включён широкий комплекс средств этнокультурного образования и воспитания дошкольников.
- В структуру программы входят четыре образовательных блока: этнография, народоведение, красноречие, родной край.
- Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
- Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские проекты.
- Специфика деятельности детей направлена на выполнение требований интегративного подхода.
- Показатели, характеризующие усвоение программы, учитывают социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Адресат программы - дети Кавалеровского муниципального округа старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Особенности организации образовательного процесса – количество детей в группе 12-20 человек. Длительность занятия 1 час (академический час по 30 мин.)
2 раз в неделю, программа рассчитана на 1 год обучения в объёме – 52 часа.
- Цель и задачи программы
Цель программы : активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма к истории и культуре своего народа, интерес к прошлому и настоящему родного края;
Развивающие:
- развивать любознательность, стремление к познанию истоков русской народной культуры;
Обучающие:
- формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- формировать представление об истоках русской народной культуры;
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Русские народные промыслы | 4 | 4 | 3 | |
1.5 | Русская народная игрушка | 8 | 4 | 2 | |
2. | Фольклор | 12 | 4 | 3 | |
2.5 | Хороводные игры. | 10 | 9 | 3 | текущий контроль |
4. | Русские народные праздники | 16 | 13 | 4 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение) |
6. | Мини музей «Русская изба» | 2 | 2 | 1 | наблюдение, игра, упражнение фотоотчёт |
Итого | 52 | 36 | 16 | ||
Содержание учебного плана
1.Раздел: Русские народные промыслы
1.1 Тема: «Золотая хохлома»
Теория: формировать познавательный интерес к народным промыслам .
2. Русская народная игрушка
2.1. Тема: «Куклы обереги»
Теория : формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление куклы-оберега .
Практика: создание своей коллекции (мини музея) кукол-оберегов.
3. Фольклор
3.1. Тема: «Путешествие в страну фольклора»
Теория: приобщать детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.
Практика: разучивание песен, игры, считалки, за кличек.
4. Русские народные хороводы
4.1 Тема: «Берёзка»
Теория: приобщение к русскому народному творчеству, к истокам старины через танцы, хороводы, русские народные игры.
Практика: хореографическая постановка «Берёзка»
5.«Русские народные праздники»
5.1Тема: «Посиделки»
Теория: Введение в программу.
Практика. Знакомство детей с посиделками, традициями русской народной культурой.
6. Мини музей
6.1.Тема : «Русская изба»
Теория: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.
Практика: Пополнение мини-музея русской избы предметами обихода (совместно с родителями): стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);самовар, чугунок, расписная деревянная посуда (посуда);коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретёт:
- умение организации рабочего места;
- умение различать разные виды народного творчества;
- умение анализировать и оценивать созданные образы.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
РАЗДЕЛ № 2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
1.дидактические и наглядные пособия по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
2. современные средства ТСО;
3. методическая литература по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
3. аудиозаписи с русскими народными песнями, частушками;
4. куклы в русских национальных костюмах
5.видеозаписи мультипликационных фильмов по русским народным сказкам.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- флешнакопители с видео- и фотоматериалами по темам кружка;
- подборка народных игр,
- сказок,
- легенд,
- праздников;
- коллекцию описаний народных ремесел.
- тематические лэпбуки.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
Входной контроль – оценка исходного уровня знаний на начало обучения
Текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, упражнений.
оценка качества усвоения программы, отслеживание активности
Промежуточная аттестация – осуществляется по итогам года, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений.
оценка качества усвоения программы по итогам полугодия
Итоговый контроль – оценка уровня достижений по завершению программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- Результаты продуктивной деятельности детей.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
- фронтальные занятия;-
-индивидуальные занятия;
-целевые прогулки;
-беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);
-русские народные подвижные игры.
Формы аттестации и контроля: наблюдение, опрос, практическое задание, занятия, развлечения.
Педагогическое наблюдение – это вид контроля осуществляется педагогом в процессе самостоятельной деятельности учащегося и позволяет получить данные об уровне знаний и умений, развитии обучающегося, что позволяет в планировании занятий и общей оценке достижений ребенка.
Опрос -метод исследования
Практическое задание — это способ применения теоретических знаний на практике, который отражает реальные ситуации и требует практического решения конкретной задачи или проблемы.
Занятия - полезны для общего оздоровления, а также для формирования опорно-двигательного аппарата и здоровой осанки.
Развлечения - одна из форм активного отдыха детей, это всегда радость, веселье.
Форма подведения итогов реализации программы:
- расширенная выставка детских работ;
- в течение учебного года участие детей в конкурсах различного уровня;
- педагогическое наблюдение;
- мини выставки;
- коллективные работы.
- праздники;
-открытые занятия.
Формы проверки результатов освоения программы по «Приобщению детей к основам русской народной культуре»
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
-проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;
-проведение развлечений.
Основным способом проверки результатов реализации программы является педагогическая диагностика посредством наблюдения за ребенком в процессе реализации программы. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются наблюдение, проведение контрольных занятий, журнал посещаемости. Мониторинг осуществляется в конце учебного года - в мае.
2.3 Методические материалы
Формы и методы, используемые в работе
Формы:
- Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.
- Развлечения. Досуги. Русские народные праздники.
- Театрализованная деятельность: «В гостях у сказки» и др.
- Игровая деятельность.
Формы и методы, используемые в работе по «Приобщению детей к
основам русской народной культуре»
Формы:
словесная – рассказ,
- беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения,
- заучивание потешек,
- прибауток,
- закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
наглядная – использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте
практическая – разучивание русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов в самостоятельной игровой деятельности;
- представление кукольного театра;
- инсценировка сказок;
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Принципы проведения:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка с идеальной нормой развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
4. Представление педагога складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение проводится не менее двух недель.
Методы:
- Эмоциональный настрой -использование музыкальных произведений;
-Словесные методы и приемы - художественное слово, объяснение, пояснение;
- Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
-Практические методы - упражнения, игры;
-Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Метод анализа и оценки своих действий.
Методические материалы и средства обучения и воспитания.
Подборка папок
-картотека народных игр,
-обрядовых песен,
-фольклорных праздников
- видеоролики по темам программы;
Наглядные пособия (плакаты, иллюстрации):
- Картинки «дети красят яйца на пасху», «сжигания чучела», «катания с горы», «колядования».
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 26 | |
Количество учебных дней | 52 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 02.09.2024- 28.12.2024 |
2 полугодие | 09.01.2025- 30.05.2025 | |
Возраст детей, лет | 5-7 | |
Продолжительность занятия, час | 1 час | |
Режим занятия | 2 раза/нед. | |
Годовая учебная нагрузка, час | 52 | |
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Раздел | Мероприятие, форма проведения | Сроки проведения | Объём, час/мин |
1. 2. 3. 4. | Ярмарка народных промыслов.
«Рождество.» . «Крещение»
«Ой ты, Масленица | Оформление детских работ. Поделки Рождественский ангел» Развлечение «Веселая колядка» Пение обрядовых песен. Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 01-12 ноябрь 7 января 19 января 2 март | 1час 1 час 1 час 1 час 1 час |
5. | «Пасха» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. Русские народные пасхальные игры «Солнышко-ведрышко», «Верба-вербочка». | 20 апреля | 1 час |
6. 7. |
«Мы помним, мы гордимся» «Прощание с избой | Рассказ о воинах – защитников Отечества. Беседа о празднике Победы. Чтение худ. литературы по данной тематике. Рисование «Салют над городом».
Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. | 9 мая | 1 час 1 час |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.
4.Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.
5.Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)
6.Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук-бизнес» - Москва. 2002 г. – 120 с. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ....

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...

Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
Программа Горница...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе музейной педагогики
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе музейной педагогики. Каждый народ в бездонных копилках своей памяти имеет никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, пра...

