"Приобщение детей к основам русской народной культуре" Дополнительная общеразвивательная общеразвивающая программа.
методическая разработка (старшая группа)

Семенко Екатерина Андреевна

Дополнительная общеразвивательная общеразвивающая программа "Приобщение детей к основам русской народной культуры" сооциально - гуманитарной направленности, ориентированно на новые ориентиры в нравственно патриотическом воспитании детей,основанные на их приобщение к русскому народному творчеству и культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 22 "пгт Кавалерово                                                               Кавалеровского муниципального района Приморского края

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

МБДОУ д/с 22

« 28 »  августа 2024 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с№22

 __________Акулич О.Ю

«Приобщение детей к основам русской народной культуре»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Семенко Екатерина Андреевна

педагог дополнительного образования

Кавалерово

2024

Содержание

Раздел 1. Основные характеристики программы        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель и задачи программы        4

1.3 Содержание программы        5

1.4 Планируемые результаты освоения программы        9

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия        10

2.1 Условия реализации программы        10

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации                                                11

2.3Методические материалы                                                                               15

2.4 Календарный учебный график                                                                      15

2.5. Календарный план воспитательной работы                                               16

Список литературы                                                                                              19

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» социально – гуманитарной направленности, ориентирована на новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Реализация дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» позволит сформировать у детей 5-7 лет представления о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

1.2Актуальность программы. Сегодня наше общество претерпевает крушение идеалов, отрицание общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном и духовном развитии. Поэтому содержание воспитания должно быть направлено на воспитание культурного человека, знающего, любящего свой край, свою Родину. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство. Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Поэтому уже с детства надо приобщать ребенка к истокам русской народной культуры. Программа МКДОУ Детский сад № 22 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (далее – Программа) – это программа нравственно - патриотического воспитания детей от 5 до 7 лет, ориентиры которой основаны на приобщении детей к русскому народному творчеству и культуре. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: месте проживания наших предков; быте и основных занятиях русских людей; истории одежды, кухни; народных приметах, обычаях, праздниках, художественных промыслах, песнях, играх и т.п.. Приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. В основу Программы легла Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой, Санкт Петербург, 2015г.

Направленность программы – позновательная.

  Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.

   Уровень освоения – стартовый.

Отличительная особенность программы дополнительного образования.

  • в программу включён широкий комплекс средств этнокультурного образования и воспитания дошкольников.
  • В структуру программы входят четыре образовательных блока: этнография, народоведение, красноречие, родной край.
  • Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
  • Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские проекты.
  • Специфика деятельности детей направлена на выполнение требований интегративного подхода.
  • Показатели, характеризующие усвоение программы, учитывают социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Адресат программы - дети Кавалеровского муниципального округа старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Особенности организации образовательного процесса – количество детей в группе 12-20 человек. Длительность занятия 1 час (академический час по 30 мин.)

2 раз в неделю, программа рассчитана на 1 год обучения в объёме – 52 часа.

  1.  Цель и задачи программы

 Цель программы : активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать чувства патриотизма к истории и культуре своего народа, интерес к прошлому и настоящему родного края;

Развивающие:

  • развивать любознательность, стремление к познанию истоков русской народной культуры;

Обучающие:

  •  формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  •  формировать представление об истоках русской народной культуры;

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Русские народные промыслы

4

4

      3

1.5

Русская народная игрушка

8

4

2

2.

Фольклор

12

4

3

2.5

Хороводные игры.

10

9

3

текущий контроль

4.

Русские народные праздники

16

13

4

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение)

6.

Мини музей «Русская изба»

2

2

1

наблюдение, игра, упражнение

фотоотчёт

Итого

52

36

16

Содержание учебного плана

1.Раздел: Русские народные промыслы

1.1 Тема: «Золотая хохлома»

Теория: формировать познавательный интерес к народным промыслам .

2. Русская народная игрушка

2.1. Тема: «Куклы обереги»      

Теория : формирование у детей интереса к  истории и культуре русского народа через изготовление куклы-оберега .

Практика: создание своей коллекции (мини музея) кукол-оберегов.

3. Фольклор

3.1. Тема: «Путешествие в страну фольклора»

Теория: приобщать детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.

Практика:   разучивание песен, игры, считалки, за кличек.

4. Русские народные хороводы

4.1 Тема: «Берёзка»

Теория: приобщение  к русскому народному творчеству, к истокам старины через танцы, хороводы, русские народные игры.

Практика: хореографическая постановка «Берёзка»

 

5.«Русские народные праздники»

5.1Тема: «Посиделки»  

Теория: Введение в программу. 

Практика. Знакомство детей с посиделками, традициями русской народной культурой.

       6. Мини музей

       6.1.Тема :  «Русская изба»                                                                        

   Теория: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.

Практика: Пополнение мини-музея русской избы предметами обихода (совместно с родителями): стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);самовар, чугунок, расписная деревянная посуда (посуда);коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник.

 1.4 Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

 У обучающегося будет сформировано:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
  • положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты:

Обучающийся приобретёт:

  • умение организации рабочего места;
  • умение различать  разные виды народного творчества;
  • умение анализировать и оценивать созданные образы.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:  

  • историю возникновения различных праздников;
  • традиции и обряды России;

РАЗДЕЛ № 2 Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

1.дидактические и наглядные пособия по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

2. современные средства ТСО;

3. методическая литература по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

3. аудиозаписи с русскими народными песнями, частушками;

 4. куклы в русских национальных костюмах

5.видеозаписи мультипликационных фильмов по русским народным сказкам.

       2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • флешнакопители с видео- и фотоматериалами по темам кружка;
  • подборка народных игр,
  • сказок,
  • легенд,
  •  праздников;
  • коллекцию описаний народных ремесел.                                   
  • тематические  лэпбуки.

       2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

         Входной контроль – оценка исходного уровня знаний на начало обучения

Текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, упражнений.

        оценка качества усвоения программы, отслеживание активности

Промежуточная аттестация – осуществляется по итогам года, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений.

оценка качества усвоения программы по итогам полугодия

Итоговый контроль – оценка уровня достижений по завершению программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

          - Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

         - Результаты продуктивной деятельности детей.

 Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

 - фронтальные занятия;-

 -индивидуальные занятия;

-целевые прогулки;

-беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);

-русские народные подвижные игры.

Формы аттестации и контроля: наблюдение, опрос, практическое задание, занятия, развлечения.

Педагогическое наблюдение – это вид контроля осуществляется педагогом в процессе самостоятельной деятельности учащегося и позволяет получить данные об уровне знаний и умений, развитии обучающегося, что позволяет в планировании занятий и общей оценке достижений ребенка.

Опрос -метод исследования

Практическое задание — это способ применения теоретических знаний на практике, который отражает реальные ситуации и требует практического решения конкретной задачи или проблемы.

               Занятия - полезны для общего оздоровления, а также для формирования опорно-двигательного аппарата и здоровой осанки. 

 Развлечения - одна из форм активного отдыха детей, это всегда радость, веселье. 

Форма подведения итогов реализации программы: 

- расширенная выставка детских работ;

- в течение учебного года участие детей в конкурсах различного уровня;

- педагогическое наблюдение;

- мини выставки;

- коллективные работы.

     - праздники;

    -открытые занятия.

Формы проверки результатов освоения программы по «Приобщению детей к основам русской народной культуре»

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.                                                                                                                                          

 Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

-проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;

 -проведение развлечений.

Основным способом проверки результатов реализации программы является педагогическая диагностика посредством наблюдения за ребенком в процессе реализации программы. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются наблюдение, проведение контрольных занятий, журнал посещаемости. Мониторинг осуществляется в конце учебного года - в мае.

2.3 Методические материалы

Формы и методы, используемые в работе

Формы:

  • Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.
  • Развлечения. Досуги. Русские народные праздники.
  • Театрализованная деятельность: «В гостях у сказки» и др.
  • Игровая деятельность.

             Формы и методы, используемые в работе  по «Приобщению детей к        

              основам русской народной культуре»

 Формы:

словесная –  рассказ,

  • беседа о народных обычаях и традициях;
  •  вопросы, разъяснения,
  •  заучивание потешек,
  •  прибауток,
  • закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

 наглядная – использование экспонатов, подлинных вещей;

  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте

практическая – разучивание русских народных песен и танцев;

  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  •  применение игрушек и изделий народных промыслов в самостоятельной игровой деятельности;
  • представление кукольного театра;
  •  инсценировка сказок;
  •  самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Принципы проведения:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка с идеальной нормой развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение проводится не менее двух недель.

Методы:

- Эмоциональный настрой -использование музыкальных произведений;

-Словесные методы и приемы -  художественное слово, объяснение, пояснение;

- Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

 -Практические методы - упражнения, игры;

-Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  - Метод  анализа и оценки своих действий.

Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Подборка папок

артотека народных игр,

-обрядовых песен,

-фольклорных праздников

- видеоролики по темам программы;

Наглядные пособия (плакаты, иллюстрации): 

- Картинки «дети красят яйца на пасху», «сжигания чучела», «катания с горы», «колядования».  

        

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

26

Количество учебных дней

52

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

02.09.2024- 28.12.2024

2 полугодие

09.01.2025- 30.05.2025

Возраст детей, лет

5-7

Продолжительность занятия, час

1 час

Режим занятия

2 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

52

2.5. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Раздел

Мероприятие, форма проведения

Сроки проведения

Объём, час/мин

1.

2.

3.

4.

Ярмарка народных промыслов.

 

 «Рождество.»

.

«Крещение»  

 

«Ой ты, Масленица

Оформление детских работ.

Поделки

Рождественский ангел»

Развлечение «Веселая колядка»

Пение обрядовых песен. Русская народная игра «Гори, гори ясно»

01-12 ноябрь

 7  января  

19 января

2 март

1час

1 час

1 час

1 час

1 час

5.

«Пасха»

 Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. Русские народные пасхальные игры «Солнышко-ведрышко», «Верба-вербочка».

20 апреля

1 час

6.

7.

 

«Мы помним, мы гордимся»

«Прощание с избой

Рассказ о воинах – защитников Отечества. Беседа о празднике Победы. Чтение худ. литературы по данной тематике. Рисование «Салют над городом».

  

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

 9 мая

1 час

1 час

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб:  «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.

4.Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.

5.Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)

6.Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук-бизнес» - Москва. 2002 г. – 120 с.  1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ....

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе музейной педагогики

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе музейной педагогики. Каждый народ в бездонных копилках своей памяти имеет никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, пра...