Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей. Образовательная область: «Познание» Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Доронина Татьяна Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя  и детей.

Образовательная область: «Познание»

Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».

Цель: расширять знания детей об истории.

Задачи:

образовательные: уточнять и углублять представления об истории; поощрять интерес к событиям, происходящим в стране; углублять знания о защитниках города в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, Родина-мать, дорога жизни.

развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; продолжать обогащать музыкальные впечатления, развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями, уточняя источник знаний; совершенствовать умение передавать свои впечатления с помощью творчества, развивать чувство ритма в танце; развивать зрительное и слуховое внимание.

 

воспитательные: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости;  воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов; воспитывать гражданина и патриота своей страны.

 

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений по теме;

- прослушивание песен и музыки военных лет;

- чтение и разучивание стихов о блокадном городе;

- просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;

- рассматривание картин о войне;

- создание альбома о блокаде совместно родители - дети.

 

 

 

 

Ход занятия:


Воспитатель: сегодня 27 января у нас с вами особенный день. Мы знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда.

Ребенок: 

Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
75 лет со дня снятия блокады,
Отмечает город над Невой.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Весь город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
 

Воспитатель: 

Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

Ребята, давайте посмотрим,  как выглядит Ленинград на карте.

(границы города, улицы, дома)

А давайте построим его из конструктора?

(на столе, дети из конструктора строят город)

Какой замечательный получился город.

 

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.

 

Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.

Воспитатель: Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

 

Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «вставай страна») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.

Вот и тогда все встали на защиту города.

В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…

Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900…это почти 2,5года.

Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

 

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту.

Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

          Пайка блокадного хлеба

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба-

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Нам никогда не забыть!

 

Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.

 

Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.

Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет

Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала эта дорога для нас!

 

Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми. 
Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.

 

Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.


Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.

 

Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда.. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»

 

Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра ’’Разрезные картинки’’


В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба, 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 
Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…


Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
 

Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’

Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

 

Воспитатель: Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

(дети рисуют вечный огонь).

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января у нас с вами особенный день. В этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.
Ребенок: Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
80 лет со дня снятия блокады,
Отмечает город наш родной.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_6b9fd9eef32b6a40cd7e3c7cdc818b85.jpg


Воспитатель: Давайте вспомним, кто является основателем города?
Ответы.
Воспитатель: А сколько замечательных имен имел город Ленинград?
Ответы.
Воспитатель: Ребята, скажите, какова была норма хлеба в те далекие времена, и каков был этот хлеб на вкус?

Включить звук

Ответы.
Ребенок: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран.
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба,
Сто двадцать пять грамм.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_4fef51e85ca05099bf47bc2536759449.jpg


Воспитатель: Хлеб готовили из отрубей, он был горький . Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.
Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_c49912225da2aa116d88de5f995b6f1d.jpg


Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.
Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: Ребята, я вам  предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. А вспомните, как звали девочку, которая вела дневник.
Ответы.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_80cd3338cd27e8b8252e6f87878e784f.jpg


Ребенок: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…
Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Воспитатель: Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашего великого города. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить!
 


 

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_176ccea11a2c409970b0607fefac7ad6.jpg

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_zapiska_doronina_t.v.2025.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon nod_blokada_leningrada.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей

 «Оценка деятельности педагога в рамках аттестации»

Диагностические методики: анкетирование

Провела:   25 апреля  2025 г., старший воспитатель Кирьянова Наталья Алексеевна

Списочный состав группы:

В период анкетирования детский сад посещало  20  детей, что составляет     90%, от общего числа воспитанников группы.

Цель – выявить степень удовлетворенности родителей работой воспитателя  Дорониной Татьяны Васильевны  к потребностям ребенка.

В анкетировании приняли участие 19 родителей.

Родителям предлагалось оценить педагога по предложенным параметрам ответами:  «да», «нет», «не знаю»:

- Довольны ли Вы отношениями, сложившимися в данный момент у Вашего ребенка с воспитателем?

- Довольны ли Вы Вашими отношениями с воспитателем?

- Внимателен ли воспитатель к детям и родителям?

- Доброжелателен ли воспитатель в общении с родителями?

- Организует ли воспитатель работу по просвещению родителей в    вопросах  воспитания и развития детей?

- Как вы считаете, воспитательно-образовательная работа, проводимая воспитателем, положительно (прогрессирующе) влияет  на развитие и воспитание вашего ребенка?

- Как Вы считаете, воспитатель вашей группы  имеет высокий рейтинг среди других педагогов?

Анализ по результатам анкетирования

Параметры

Ответы

«да»

«нет»

«не знаю»

1

Довольны ли Вы отношениями, сложившимися в данный момент у Вашего ребенка с воспитателем?

20

-

-

2.

Довольны ли Вы Вашими отношениями с воспитателем?

20

-

-

3.

Внимателен ли воспитатель к детям и родителям?

20

-

-

4.

Доброжелателен ли воспитатель в общении с родителями?

20

-

-

5.

Организует ли воспитатель работу по просвещению родителей в    вопросах  воспитания и развития детей?

20

-

-

6.

Как вы считаете, воспитательно-образовательная работа, проводимая воспитателем, положительно (прогрессирующе) влияет  на развитие и воспитание вашего ребенка?

20

-

-

7.

Как Вы считаете, воспитатель вашей группы  имеет высокий рейтинг среди других педагогов?

20

-

-

 Вывод:    

Из вышеприведенных результатов  анкетирования родители (законные представители) удовлетворены работой воспитателя Дорониной Татьяны Васильевны, педагог внимателен к детям, доброжелателен в общении с родителями, активно взаимодействует с родителями по вопросам воспитания и развития детей, признают, что воспитательно-образовательная работа, проводимая педагогом, развивает ребенка всесторонне и гармонично.

Мероприятия, которые педагог проводит с воспитанниками яркие и запоминающиеся.

Высокую оценку работе педагога дали  19    родителей, что составляет 100%.

Большая часть родителей, считают, что педагог имеет высокий рейтинг среди педагогов ДОУ.

В конце анкеты родителям предоставлялась возможность высказать свои пожелания педагогу в его будущей работе.

Пожелания оставили 6 родителей, которые пожелали успехов в работе, терпения и здоровья.

Заведующий МБДОУ                              М.А. Доронина

1.Беленя Г.И.

2.Григорьева М.С.

3.Гончарова Е.А.

4.Еланкова Е.А.

5.Егорова Н.А.

6.Зуева М. А.

7.Козлова А.А.

8.Кузмиренко А.В.

9.Лыгалова А.Н.

10.Рубцова А.А.

11.Споткай М.С.

12.Симакова Н.И.

13.Смыкова Л.В.

14.Старичихина А. П.

15.Суханина А.А.

16.Тенятникова А. В.

17. 18.Шапцова В.А.

18.Дмитриева А.С.

19.Шумилава Е.Н.

20.Якушева Т.С.

Хочется искренне поблагодарить, Татьяну Васильевну.

Спасибо ей огромное, за то тепло, доброту, заботу, за веру и развитие каждого ребенка, а также за любовь, нежность и индивидуальный подход.

 Хочется, чтобы все ваши питомцы отвечали вам любовью, искренностью, заботой и уважением. Желаем вам здоровья, счастья, мира и добра!

           

 Смыкова Л. В.

Татьяна Васильевна. Спасибо за понимание в любую минуту, за помощь и ваши старания. Вы делаете большое дело, помогаете родителям растить и воспитывать детей. Большое вам спасибо. Желаем вам крепкого здоровья и счастья, сил и удачи.

                                                                                                             Козлова А.А.

Спасибо за Ваши ежедневные улыбки и позитивный настрой, ответственное отношение к работе и чуткую заботу о детишках, удивительное стремление объять всех воспитанников теплотой души и обеспечить уютную атмосферу в детском саду!

Рубцова А. В.

От лица всех родителей, мы хотим сказать вам огромное спасибо, Татьяне Васильевне, за воспитание наших детей.

За то, что вы дали почувствовать нашим детям тепло и ласку, понимание и любовь, при этом сохраняя терпение и уважение к каждому ребенку.

 Великодушие вашего сердца позволяет с полной уверенностью назвать вас второй мамой для наших детей.

Здоровья вам крепкого и неиссякаемой жизненной силы.

Кузмиренко А.В.

Татьяна Васильевна! Как же нам с Вами повезло! Вы так хорошо относитесь к нашим детям. Вы сами понимаете, что Вы — их вторая семья, а детский сад — второй дом. Когда мы, родители, уходим на работу, мы приводим их к Вам в надежде, что с Вами они смогут дополучить те ласку, заботу и любовь, которые мы не успеваем им давать. И судя по восторженным рассказам детей, Вам это удаётся. Мы очень рады иметь такого удивительного, чуткого, доброго воспитателя, который не только смотрит за нашими детьми, но и помогает им не чувствовать себя одинокими и покинутыми, скинутыми куда-нибудь, чтобы не мешать. Дети ведь всё понимают. Но с Вами они становятся другими. Они чувствуют, что могут Вам доверять и что Вы — их настоящий друг. Мы и мечтать не могли, что наши дети будут возвращаться из детского сада такими счастливыми! Спасибо, что помогаете нам! У Вас это великолепно получается!
Родительский комитет: Шапцова В. А. Симакова Н. И.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя  и детей.

Образовательная область: «Познание»

Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».

Цель: расширять знания детей об истории.

Задачи:

образовательные: уточнять и углублять представления об истории; поощрять интерес к событиям, происходящим в стране; углублять знания о защитниках города в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, Родина-мать, дорога жизни.

развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; продолжать обогащать музыкальные впечатления, развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями, уточняя источник знаний; совершенствовать умение передавать свои впечатления с помощью творчества, развивать чувство ритма в танце; развивать зрительное и слуховое внимание.

 

воспитательные: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости;  воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов; воспитывать гражданина и патриота своей страны.

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений по теме;

- прослушивание песен и музыки военных лет;

- чтение и разучивание стихов о блокадном городе;

- просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;

- рассматривание картин о войне;

- создание альбома о блокаде совместно родители - дети.

Ход занятия:


Воспитатель: сегодня 27 января у нас с вами особенный день. Мы знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда.

Ребенок: 

Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
75 лет со дня снятия блокады,
Отмечает город над Невой.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Весь город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.

Воспитатель: 

Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

Ребята, давайте посмотрим,  как выглядит Ленинград на карте.

(границы города, улицы, дома) 

А давайте построим его из конструктора?

(на столе, дети из конструктора строят город)

Какой замечательный получился город.

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.

Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.

Воспитатель: Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «вставай страна») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.

Вот и тогда все встали на защиту города.

В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…

Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900…это почти 2,5года.

Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту.

Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

          Пайка блокадного хлеба

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба-

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Нам никогда не забыть!

Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.

Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.

Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет

Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала эта дорога для нас!

Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми. 
Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.

Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.


Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.

Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда.. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»

Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра ’’Разрезные картинки’’


В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба, 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 
Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…


Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.

Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’

Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

(дети рисуют вечный огонь).

Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января у нас с вами особенный день. В этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.
Ребенок: Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
80 лет со дня снятия блокады,
Отмечает город наш родной.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_6b9fd9eef32b6a40cd7e3c7cdc818b85.jpg


Воспитатель: Давайте вспомним, кто является основателем города?
Ответы.
Воспитатель: А сколько замечательных имен имел город Ленинград?
Ответы.
Воспитатель: Ребята, скажите, какова была норма хлеба в те далекие времена, и каков был этот хлеб на вкус?

Включить звук

Ответы.
Ребенок: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран.
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба,
Сто двадцать пять грамм.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_4fef51e85ca05099bf47bc2536759449.jpg


Воспитатель: Хлеб готовили из отрубей, он был горький . Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.
Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_c49912225da2aa116d88de5f995b6f1d.jpg


Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.
Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: Ребята, я вам  предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. А вспомните, как звали девочку, которая вела дневник.
Ответы.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_80cd3338cd27e8b8252e6f87878e784f.jpg


Ребенок: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…
Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Воспитатель: Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашего великого города. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить!


https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_176ccea11a2c409970b0607fefac7ad6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"

Цель: расширение знаний детей об истории родного города.Задачи:1.познавательные:-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;- обо...

Презентация к занятию "27 января - день полного снятия блокады Ленинграда"

Презентация представляет собой план беседы по теме "27 января - день полного снятия блокады Денинграда". Можно использовать на занятиях для дошкольников среднего и старшего возраста. В зависимости от ...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

27 января - День полного снятия блокады Ленинграда.

Презентация к занятию, посвященному Дню снятия блокады Ленинграда. Старшая группа...

Сценарий мероприятия "День полного снятия блокады Ленинграда" в старшей группе дошкольного возраста

День полного снятия блокады Ленинграда.Голос Родины, голос РоссииБыли годы горя и утрат,Был в кольце блокады Ленинград…Голос Родины, голос РоссииНад землею гремел, как набат.Я слышал твой голос...

27 января - День полного снятия блокады Ленинграда. 2023г.

Блокада Ленинграда- один из наиболее трагических периодов в истории Великой Отечественной войны. Для старшего поколения, которое носит в себе это воспоминания,- это часть жизни, которое они никогда не...

День полного снятия Блокады Ленинграда «Вечная память" для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие, посвященное Дню полного снятия Блокады Ленинграда "Вечная память" для детей старшего дошкольного возраста     8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года -...