Аналитический отчёт учителя – дефектолога
материал по коррекционной педагогике

Пукиш Наталья Нугзаровна

Цель работы заключалась в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_pukish_n.n.2023-24.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт учителя – дефектолога

за 2023 – 2024 учебный год.

Работа в группах комбинированной направленности велась с сентября 2023 года по май 2024 года. Коррекционно – развивающие занятия учителя - дефектолога посещали 13 воспитанников.

10 детей реализуют АОП для воспитанников с ЗПР; 1 ребёнок с РАС; 1 ребёнок с нарушением слуха; 1 ребёнок с ТНР.

Цель работы заключалась в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК.

В учебном году работа велась по нескольким направлениям: диагностическому, коррекционно-развивающему, аналитическому, консультативно-просветительскому и организационно-методическому.

Диагностическое и коррекционно-развивающее направление.

В сентябре 2023 учебного года была проведена первичная диагностика, содержательными критериями которой стали:

-общая осведомленность, представление о себе;

-пространственно-временные представления;        

-сенсорные представления;        

-ФЭМП;        

-мыслительные операции;        

-графомоторные навыки.

В ходе первичной диагностики у дошкольников были обнаружены нарушения: сенсорной сферы; наблюдалось снижение познавательной активности; недостаточная мотивация к обучению; отсутствие самоконтроля и саморегуляции; интеллектуальная работоспособность также была нарушена, проявляясь в утомлении, затруднении запоминания и снижении концентрации внимания; психическая медлительность усиливалась; умение правильно держать ручку или карандаш недостаточно развито; дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире.

После дефектологического обследования были разработаны индивидуальные программы коррекции для каждого ребенка, составлено расписание индивидуальных занятий, а также сформированы подгруппы по 2-3 человека для проведения коррекционно-развивающих занятий.

 Индивидуальная коррекционно-развивающая работ с обучающимися, включала следующие направления: формирование элементарных математических представлений; обучение грамоте; формирование пространственно-временных отношений; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи; развитие мыслительных операций.

Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по направлениям: ознакомление с окружающим миром; развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия); развитие ориентировки в пространстве; развитие крупной и мелкой моторики; формирование социально-бытовой ориентировки; обогащение словаря.

Чтобы повысить уровень обучения, я включила кинезиологические упражнения и игры, в повседневную коррекционно-развивающую работу, направленную на снижение усталости, утомляемости и раздражительности; повышение работоспособности, концентрации внимания; стимулирование развития слуха, речи, воображения, памяти; развитие крупной и мелкой мооторики.

 В январе 2024 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей с целью отслеживания динамики и корректировки индивидуальных маршрутов развития.

Для диагностики использовала «Диагностика математических знаний у детей 3-7 лет» О.А. Романович, адаптированные методики изучения детей дошкольного возраста С.Д. Забрамной, О.В.Боровик, Н.Д. Шматко, Е.А. Стребелевой.

По результатам итоговой диагностики 10 детей показали положительную динамику развития (дети стабильно посещали детский сад, с помощью родителей хорошо выполняли домашние задания); 1 ребенок показал незначительную динамику развития; 2 детей показали крайне низкую динамику (один ребенок часто пропускал детский сад, к тому же семья двуязычная, поэтому динамика развития ребенка крайне низкая; второму ребенку было предложено повторное прохождение ПМПК, для дальнейшего определения программы обучения). Двум дошкольникам подготовительной группы, было рекомендовано остаться, ещё на один год (результаты диагностики показали недостаточный уровень мотивации к обучению и 1 сентября 2024г. детям не будет полных семи лет).

     Результаты сводной таблицы по итогам диагностики динамики развития.

Сформировано

На стадии формирования

Не сформировано

кол-во детей

кол-во детей

кол-во детей

Общая осведомленность, представление о себе

4

8

1

Пространственно-временные представления

1

10

2

Сенсорные представления

2

11

0

ФЭМП

1

10

2

Мыслительные операции

1

12

0

Графомоторные навыки

1

12

0

Работа с родителями и педагогами.

Коррекционно-развивающая работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.

Для родителей предоставлялись еженедельные рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденного материала в индивидуальных тетрадях, раздавались памятки «Игры на новогодних каникулах», «Игры по дороге домой». Также проводились индивидуальные беседы по усвоению АОП, результатам мониторинга.

Воспитателям предоставлялись рекомендации по каждому ребенку, и велась взаимосвязь в течение учебного года через тетради взаимодействия.

Для родителей проведено 8 индивидуальных консультаций, + одна онлайн.

Самообразование.

Для успешного развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, а также повышения уровня речевого развития, развития психических процессов детей, выбрала тему для самообразования: «Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ через кинезиологические упражнения».

КПК:

          «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС», 180 ч.
         2023г. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО», 72 ч.

Представление опыта работы:

        В рамках семинара – практикума для воспитателей комбинированных групп по теме: «Особенности применения эффективных педагогических методов и приемов в деятельности учителя – дефектолога и учителя – логопеда при работе с детьми дошкольного возраста разных нозологий», представила опыт работы по теме: «Особенности применения кинезиологических упражнений в деятельности учителя дефектолога».

        Применяла кинезиологические игры на открытом занятии для студентов КПК.

Каждое коррекционно-развивающее занятие начинала с массажа ладоней и пальцев рук выполняя в начале занятия, для включения в работу и концентрации внимания; пальчиковую гимнастику выполняла в середине занятия, для предупреждения утомления, улучшения общего состояния ребенка; подвижные игры проводила в конце занятия, для закрепления полученного материала.

Организационно-методическая работа.

    Участие в методической работе ДОУ: в течение учебного года педагоги (логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатели) обменивались знаниями о проблемах детей и методах коррекционной работы, направленных на преодоление отставания в психическом развитии. Это сотрудничество проявлялось в различных аспектах их совместной деятельности, таких как: организация наблюдения за детьми группы; тщательный анализ образовательных программ в различных областях обучения и воспитания, адаптация материалов в соответствии с потребностями детей, учет их текущего уровня развития, ориентация на зону ближайшего развития; планирование на краткосрочную и долгосрочную перспективу; взаимное посещение и анализ занятий; организация досуга и развлечений для детей.

  • Проводились консультации между учителем-дефектологом и воспитателями;
  • Посещались коллективные занятия и праздники с детьми;
  • Принималось активное участие в педагогических советах в ДОО;
  • Предоставлялись отчеты о результатах обследования детей и о продвижении коррекционной работы в течение учебного года;
  • Оказывалась поддержка воспитателям при планировании индивидуальной и групповой работы.

- Предоставление опыта работы: открытое интегрированное занятие  «Путешествие в космос» для студентов КПК-2024г., в средней группе №7 с детьми ОВЗ (1 ребенок-Рас, 2 детей- ЗПР, 1 ребенок-ТНР).

- Акции проводимы в ДОУ с детьми ОВЗ:

Акция «Лента дружбы»

Цель: формирование толерантности у детей дошкольного возраста.

Акция «Дерево добра».

Цель: воспитание у детей положительных качеств характера.

Акция «Игры по дороге домой».

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей.

Участие на уровне города: 

- участник в ГМО по теме: «Реализация воспитательных задач в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога через социально-значимые акции в рамках ФАОП».

- участие в выставке дидактических пособий «Многофункциональные развивающие пособия и игры, используемые в работе с детьми разных нозологий».

Участие на уровне региона:

- участие в рамках фестиваля-конкурса «Русь мастеровая» краевого Дома работников с дидактическим материалом по формированию логических операций мышления: «Книжка-Развивашка».

Посещения ГМО:

29.08.23г. ГМО– разработка плана работы ГМО учителей-логопедов и дефектологов.

07.09.23г. ГМО - выбор творческих групп.

13.12.23г. ГМО - заседание творческой группы.

18.01.24г. ГМО - заседание творческой группы.

25.01.24г. ГМО- Анализ работы ГМО за первое полугодие, планирование работы на второе полугодие.

29.02.24г. семинар-практикум- «Рекомендации по оформлению и заполнению документов на ПМПК».

06.03.24г. консультация-консультация учителя-дефектолога ЦДК «Оформление представлений на ПМПК».

21.03.24г. практический брифинг- Взаимодействие учителей-логопедов и дефектологов с родителями.

25.04. 24г. ГМО – «Формирование РППС для дошкольников разных нозологических групп в рамках ФАОП ДО».

 Курсы повышения квалификации:

КПК при ООО «Инфоурок» по программе «Оказание первой помощи в образовательной организации», 36 ч., 2023.

КПК при ООО «Инфоурок» по программе «Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)» (72 часа), 2024 г.

КПК при ООО «Инфоурок» по программе «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (72 часа), 2024г.

Разное:

Достижения:

2023г. Благодарственное письмо от руководителя ГМО воспитателей комбинированных групп за подготовку участника городского фестиваля детско-взрослых проектов «Познаем вместе».

2023г. Почетная грамота администрации г. Канска Красноярского края за добросовестный труд, успехи в профессиональной деятельности.

2023г. Сертификат МБУ ДО ДДТиЭ за участие XI туристическом слете педагогов и обучающихся г.Канска.

2024г.- Благодарственное письмо КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», за проведение для студентов отделения Дошкольное образование открытого интегрированного занятия «Путешествие в космос» с детьми средней группы комбинированной направленности.

Создание коррекционно-развивающей среды.

Регулярно пополняю кабинет методическими пособиями и дидактическими играми.

Учебные пособия

Набор развивающих и обучающих карточек по методике Домана

Расширение общего кругозора и окружающего мира

Комплект альбомов Теремкова 5-7 л.

Закрепление знаний об окружающем мире

Д/и «Запутанные картинки»

Развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса

Р/т «Математические игры в картинках» 5-6.

Развитие математических способностей

Комплект «Диагностика математических знаний у дошкольников 3-7 л.» Романович О.А.

Определение целевых ориентиров обучения

Комплект тетрадей Солнечные ступеньки 3-7 лет

Всестороннее развитие способностей дошкольников

Комплект тетрадей и конспектов по ФЭМП 4-7 лет Сычева Г.Е.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников

Комплект конспектов и тетрадей «Дошкольная математика для детей ОВЗ 3-6 лет» Романович О.А.

Формирование математических знаний, познавательному и речевому развитию

Комплект тетрадей и конспектов «Психолого-педагогические занятия дошкольников» 3-7 л, Куражева Н.Ю.

Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, познавательной сфер дошкольников

Книга «Годовой курс по методике Монтессори» 3-5л., Хомякова К.В.

Всесторонне развитие

Годовой курс занятий 3-7 л., Жукова М.А.

Расширение кругозора, развитие познавательных способностей

Комплект рабочих тетрадей «Я считаю» 3-7 лет, Колесникова Е.В.

Формирование элементарных математических представлений, сенсорного восприятия, формирование предпосылок к учебной деятельности

Оборудование

МФУ роликовый резак для бумаги

МФУ брошюратор

Колонки музыкальные

Коврограф

Портативный термопринтер

Декоративные подушки фрукты

Кремло-мешок

Монитор( ночное небо); телевизор

Картотека игр

Песочные часы 1, 3, 5, 10 мин.

развитие временных отношений у детей

Тренажер для письма

Тренажер для правильной постановки пальцев при письме

Досочки Сегена с узором

Развитие моторики рук, логики, внимания, памяти, обучение различать цвета, сортировать по форме

Деревянный развивающий сортер «Умный сундучок»

Развитие мелкой моторики, мыслительных способностей, обучение навыкам счета, цвета, формы, цифр

Сортер деревянный овощи, фрукты

Расширение общего кругозора, формирование понимания цвета, формы

Безопасные пластиковые иглы для рукоделия

Развитие мелкой моторики

Коврик-мозайка «Большой город»

Расширение общего кругозора, развитие мелкой моторики, памяти, воображения, формирование понятия цвета и формы

Магнитные фигурки «Дикие и домашние животные»

Расширение об окружающем мире, развитие мелкой моторики, речевой активности

Игровой конструктор из фетра на липучках «Математическое лукошко»

Формирование элементарных математических представлений, развитие зрительному восприятию, мышлению, мелкой моторики

Развивающий орто коврик пазл

Развитие общей моторики, координации движения с речью, совершенствование навыков ориентировки в пространстве и собственном теле

Набор из фетра «Найди фигуру»

Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук, развитие сенсорного восприятия

Д/и на липучках «Деревья»

Расширение общего кругозора, времен года, мелкой моторики, наблюдательности

Мозайка математическая на липучках

Формирование элементарных математических представлений, развитие зрительному восприятию, мышлению, мелкой моторики

Набор деревянный для изучения геометрических тел и фигур

формирование математического, сенсорного и познавательного развития 

Сумка-игралка «овощи, фрукты и ягоды»

Развитие познавательных способностей, окружающем мире, мелкой моторики

Мини-игра из фетра «Дни недели»

Формирование умения ориентироваться во времени, развитие речевой активности

Деревянные цветные палочки

развивать зрительное (сенсорное) восприятие; развивать мелкую моторику; развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память)

Деревянная головоломка Катамино Тетрис

Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышление, интеллекта

Деревянный Танграм магнитный

развитие наглядно - образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей

Развивающий набор кубиков «Фигуры и пространство»

Развивитие пространственных представлений, связанной с речи, знакомтство с формой, цветом и размером предметов

Деревянные пазлы «Животные»

Развитие мелкой моторики и логического мышления, стимулируют творческий потенциал и понимание пространственных отношений, расширение об окружающем мире

Развивающий набор «Любимый огород»

Развитие мелкой моторик, логики, мышления, пространственных ориентировок, расширение об окружающем мире, развитие речевой активности

Настольная игра «Привет с фермы»

Ориентировка в пространстве, развитие речевой активности, расширение об окружающем мире

Кинезиологический кейс

Развитие мелкой моторики, координации, речи, памяти, способностей

Сортер логический с геометрическими формами, цифрами

Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, пространственного мышления

Развивающий набор «Кубики в пространстве»

развитие пространственного мышления, логического мышления, моторики рук

Развивающий набор «Логические ряды»

Развитие мелкой моторики, логики, внимательности, речевой активности

Набор карточек «Загадки и головоломки»

Расширение общего кругозора, обогащение словарного запаса, развитие речевой активности

Настольные игры лото по лексическим темам

Развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, умения анализировать, сравнивать

Игры «Выложи по схеме» по лексическим темам

Развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики руки, умения пересчитывать, умение работать со схемой

Математическое лото

Формирование навыков сложения и вычитания, развитие зрительного восприятия, внимания, основных мыслительных операций, наглядно-образного мышления, памяти

Математические пазлы

Закрепление счета от 1 до 10, подготовка детей к изучению сложения и вычитания,

Д/и с прищепками по лексическим темам

Расширение знаний об окружающем мире. развитие мелкой моторики, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти, закрепление в словаре обобщающих понятий по темам

Различный счестный материал

Формирование элементарных математических представлений, развитие уметь выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много»

Палочки Кюизенера

развитие математических представлений, речи, мелкой моторики

«Логические блоки Дьенеша»

развитие умственных способностей, формирование мыслительных умений, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики

Картотека предметных картинок "Составь предложение"

Развитие составлять предложения, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопрос, мышления и воображения

Тетрадь «Рисуем числа и цифры»

Формирование математических представлений, развитие мелкой моторики

«Книжка-Развивашка»

развитие логических операций мышления, развитие мелкой моторики

Задачи на 2024-2025 учебный год.

         Продолжать работу с детьми с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышать уровень своего профессионализма.

         

Методическая работа в ДОУ:

- создание игротеки по развитию мелкой моторики с опорой на лексические темы;

- создание рабочих тетрадей по ФЭМП»

- оформлять еженедельно стены у входа в кабинет по теме КР занятия;

- разместить на полу кинезиологические дорожки перед входом в кабинет;

- размещать творческие работы дошкольников на стене у входа в кабинет;

- ежеквартально проводить акции с детьми ОВЗ (Значимые даты и праздники);

- мастер-класс с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики через кинезиологические упражнения», (март 2025г.).

- семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: «Занятие с детьми ОВЗ воспитателя по рекомендациям специалистов».  (ноябрь 2024г.)

- неделя психологии (весна, апрель 2025г.).

На уровне города:

-участие в ГМО;

- посещение ГМО педагогов;

На региональном уровне:

- публикация собственных наработок;

Справку составила ____________Н.Н.Пукиш        

Заведующий _________________Н.В.Баженова

Ст.воспитатель ______________Н.А.Почитальнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой отчёт учителя - дефектолога

годовой отчёт составляется аждый год по каждой группе...

Аналитический отчет учителя-дефектолога

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности: - даигностическое- коррекционно-развивающее- аналитическое - информационно-просветите...

Аналитический отчет учителя-дефектолога

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности...

Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

В отчете представлен анализ деятельности по направлениямВ учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осу...

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.

Аналитический отчет учителя-дефектолога   Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....

Аналитический отчет учителя - дефектолога

Аналитический отчет учителя - дефектолога...

Аналитический отчёт учителя дефектолога

Аналитический отчёт учителя дефектолога...