Аналитический отчёт учителя – дефектолога
материал по коррекционной педагогике
Цель работы заключалась в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт учителя – дефектолога
за 2023 – 2024 учебный год.
Работа в группах комбинированной направленности велась с сентября 2023 года по май 2024 года. Коррекционно – развивающие занятия учителя - дефектолога посещали 13 воспитанников.
10 детей реализуют АОП для воспитанников с ЗПР; 1 ребёнок с РАС; 1 ребёнок с нарушением слуха; 1 ребёнок с ТНР.
Цель работы заключалась в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В учебном году работа велась по нескольким направлениям: диагностическому, коррекционно-развивающему, аналитическому, консультативно-просветительскому и организационно-методическому.
Диагностическое и коррекционно-развивающее направление.
В сентябре 2023 учебного года была проведена первичная диагностика, содержательными критериями которой стали:
-общая осведомленность, представление о себе;
-пространственно-временные представления;
-сенсорные представления;
-ФЭМП;
-мыслительные операции;
-графомоторные навыки.
В ходе первичной диагностики у дошкольников были обнаружены нарушения: сенсорной сферы; наблюдалось снижение познавательной активности; недостаточная мотивация к обучению; отсутствие самоконтроля и саморегуляции; интеллектуальная работоспособность также была нарушена, проявляясь в утомлении, затруднении запоминания и снижении концентрации внимания; психическая медлительность усиливалась; умение правильно держать ручку или карандаш недостаточно развито; дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире.
После дефектологического обследования были разработаны индивидуальные программы коррекции для каждого ребенка, составлено расписание индивидуальных занятий, а также сформированы подгруппы по 2-3 человека для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работ с обучающимися, включала следующие направления: формирование элементарных математических представлений; обучение грамоте; формирование пространственно-временных отношений; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи; развитие мыслительных операций.
Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по направлениям: ознакомление с окружающим миром; развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия); развитие ориентировки в пространстве; развитие крупной и мелкой моторики; формирование социально-бытовой ориентировки; обогащение словаря.
Чтобы повысить уровень обучения, я включила кинезиологические упражнения и игры, в повседневную коррекционно-развивающую работу, направленную на снижение усталости, утомляемости и раздражительности; повышение работоспособности, концентрации внимания; стимулирование развития слуха, речи, воображения, памяти; развитие крупной и мелкой мооторики.
В январе 2024 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей с целью отслеживания динамики и корректировки индивидуальных маршрутов развития.
Для диагностики использовала «Диагностика математических знаний у детей 3-7 лет» О.А. Романович, адаптированные методики изучения детей дошкольного возраста С.Д. Забрамной, О.В.Боровик, Н.Д. Шматко, Е.А. Стребелевой.
По результатам итоговой диагностики 10 детей показали положительную динамику развития (дети стабильно посещали детский сад, с помощью родителей хорошо выполняли домашние задания); 1 ребенок показал незначительную динамику развития; 2 детей показали крайне низкую динамику (один ребенок часто пропускал детский сад, к тому же семья двуязычная, поэтому динамика развития ребенка крайне низкая; второму ребенку было предложено повторное прохождение ПМПК, для дальнейшего определения программы обучения). Двум дошкольникам подготовительной группы, было рекомендовано остаться, ещё на один год (результаты диагностики показали недостаточный уровень мотивации к обучению и 1 сентября 2024г. детям не будет полных семи лет).
Результаты сводной таблицы по итогам диагностики динамики развития.
Сформировано | На стадии формирования | Не сформировано | |
кол-во детей | кол-во детей | кол-во детей | |
Общая осведомленность, представление о себе | 4 | 8 | 1 |
Пространственно-временные представления | 1 | 10 | 2 |
Сенсорные представления | 2 | 11 | 0 |
ФЭМП | 1 | 10 | 2 |
Мыслительные операции | 1 | 12 | 0 |
Графомоторные навыки | 1 | 12 | 0 |
Работа с родителями и педагогами.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.
Для родителей предоставлялись еженедельные рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденного материала в индивидуальных тетрадях, раздавались памятки «Игры на новогодних каникулах», «Игры по дороге домой». Также проводились индивидуальные беседы по усвоению АОП, результатам мониторинга.
Воспитателям предоставлялись рекомендации по каждому ребенку, и велась взаимосвязь в течение учебного года через тетради взаимодействия.
Для родителей проведено 8 индивидуальных консультаций, + одна онлайн.
Самообразование.
Для успешного развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, а также повышения уровня речевого развития, развития психических процессов детей, выбрала тему для самообразования: «Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ через кинезиологические упражнения».
КПК:
«Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС», 180 ч.
2023г. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО», 72 ч.
Представление опыта работы:
В рамках семинара – практикума для воспитателей комбинированных групп по теме: «Особенности применения эффективных педагогических методов и приемов в деятельности учителя – дефектолога и учителя – логопеда при работе с детьми дошкольного возраста разных нозологий», представила опыт работы по теме: «Особенности применения кинезиологических упражнений в деятельности учителя дефектолога».
Применяла кинезиологические игры на открытом занятии для студентов КПК.
Каждое коррекционно-развивающее занятие начинала с массажа ладоней и пальцев рук выполняя в начале занятия, для включения в работу и концентрации внимания; пальчиковую гимнастику выполняла в середине занятия, для предупреждения утомления, улучшения общего состояния ребенка; подвижные игры проводила в конце занятия, для закрепления полученного материала.
Организационно-методическая работа.
Участие в методической работе ДОУ: в течение учебного года педагоги (логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатели) обменивались знаниями о проблемах детей и методах коррекционной работы, направленных на преодоление отставания в психическом развитии. Это сотрудничество проявлялось в различных аспектах их совместной деятельности, таких как: организация наблюдения за детьми группы; тщательный анализ образовательных программ в различных областях обучения и воспитания, адаптация материалов в соответствии с потребностями детей, учет их текущего уровня развития, ориентация на зону ближайшего развития; планирование на краткосрочную и долгосрочную перспективу; взаимное посещение и анализ занятий; организация досуга и развлечений для детей.
- Проводились консультации между учителем-дефектологом и воспитателями;
- Посещались коллективные занятия и праздники с детьми;
- Принималось активное участие в педагогических советах в ДОО;
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования детей и о продвижении коррекционной работы в течение учебного года;
- Оказывалась поддержка воспитателям при планировании индивидуальной и групповой работы.
- Предоставление опыта работы: открытое интегрированное занятие «Путешествие в космос» для студентов КПК-2024г., в средней группе №7 с детьми ОВЗ (1 ребенок-Рас, 2 детей- ЗПР, 1 ребенок-ТНР).
- Акции проводимы в ДОУ с детьми ОВЗ:
Акция «Лента дружбы»
Цель: формирование толерантности у детей дошкольного возраста.
Акция «Дерево добра».
Цель: воспитание у детей положительных качеств характера.
Акция «Игры по дороге домой».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей.
Участие на уровне города:
- участник в ГМО по теме: «Реализация воспитательных задач в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога через социально-значимые акции в рамках ФАОП».
- участие в выставке дидактических пособий «Многофункциональные развивающие пособия и игры, используемые в работе с детьми разных нозологий».
Участие на уровне региона:
- участие в рамках фестиваля-конкурса «Русь мастеровая» краевого Дома работников с дидактическим материалом по формированию логических операций мышления: «Книжка-Развивашка».
Посещения ГМО:
29.08.23г. ГМО– разработка плана работы ГМО учителей-логопедов и дефектологов.
07.09.23г. ГМО - выбор творческих групп.
13.12.23г. ГМО - заседание творческой группы.
18.01.24г. ГМО - заседание творческой группы.
25.01.24г. ГМО- Анализ работы ГМО за первое полугодие, планирование работы на второе полугодие.
29.02.24г. семинар-практикум- «Рекомендации по оформлению и заполнению документов на ПМПК».
06.03.24г. консультация-консультация учителя-дефектолога ЦДК «Оформление представлений на ПМПК».
21.03.24г. практический брифинг- Взаимодействие учителей-логопедов и дефектологов с родителями.
25.04. 24г. ГМО – «Формирование РППС для дошкольников разных нозологических групп в рамках ФАОП ДО».
Курсы повышения квалификации:
КПК при ООО «Инфоурок» по программе «Оказание первой помощи в образовательной организации», 36 ч., 2023.
КПК при ООО «Инфоурок» по программе «Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)» (72 часа), 2024 г.
КПК при ООО «Инфоурок» по программе «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (72 часа), 2024г.
Разное:
Достижения:
2023г. Благодарственное письмо от руководителя ГМО воспитателей комбинированных групп за подготовку участника городского фестиваля детско-взрослых проектов «Познаем вместе».
2023г. Почетная грамота администрации г. Канска Красноярского края за добросовестный труд, успехи в профессиональной деятельности.
2023г. Сертификат МБУ ДО ДДТиЭ за участие XI туристическом слете педагогов и обучающихся г.Канска.
2024г.- Благодарственное письмо КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», за проведение для студентов отделения Дошкольное образование открытого интегрированного занятия «Путешествие в космос» с детьми средней группы комбинированной направленности.
Создание коррекционно-развивающей среды.
Регулярно пополняю кабинет методическими пособиями и дидактическими играми.
Учебные пособия | |
Набор развивающих и обучающих карточек по методике Домана | Расширение общего кругозора и окружающего мира |
Комплект альбомов Теремкова 5-7 л. | Закрепление знаний об окружающем мире |
Д/и «Запутанные картинки» | Развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса |
Р/т «Математические игры в картинках» 5-6. | Развитие математических способностей |
Комплект «Диагностика математических знаний у дошкольников 3-7 л.» Романович О.А. | Определение целевых ориентиров обучения |
Комплект тетрадей Солнечные ступеньки 3-7 лет | Всестороннее развитие способностей дошкольников |
Комплект тетрадей и конспектов по ФЭМП 4-7 лет Сычева Г.Е. | Формирование элементарных математических представлений дошкольников |
Комплект конспектов и тетрадей «Дошкольная математика для детей ОВЗ 3-6 лет» Романович О.А. | Формирование математических знаний, познавательному и речевому развитию |
Комплект тетрадей и конспектов «Психолого-педагогические занятия дошкольников» 3-7 л, Куражева Н.Ю. | Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, познавательной сфер дошкольников |
Книга «Годовой курс по методике Монтессори» 3-5л., Хомякова К.В. | Всесторонне развитие |
Годовой курс занятий 3-7 л., Жукова М.А. | Расширение кругозора, развитие познавательных способностей |
Комплект рабочих тетрадей «Я считаю» 3-7 лет, Колесникова Е.В. | Формирование элементарных математических представлений, сенсорного восприятия, формирование предпосылок к учебной деятельности |
Оборудование | |
МФУ роликовый резак для бумаги | |
МФУ брошюратор | |
Колонки музыкальные | |
Коврограф | |
Портативный термопринтер | |
Декоративные подушки фрукты | |
Кремло-мешок | |
Монитор( ночное небо); телевизор | |
Картотека игр | |
Песочные часы 1, 3, 5, 10 мин. | развитие временных отношений у детей |
Тренажер для письма | Тренажер для правильной постановки пальцев при письме |
Досочки Сегена с узором | Развитие моторики рук, логики, внимания, памяти, обучение различать цвета, сортировать по форме |
Деревянный развивающий сортер «Умный сундучок» | Развитие мелкой моторики, мыслительных способностей, обучение навыкам счета, цвета, формы, цифр |
Сортер деревянный овощи, фрукты | Расширение общего кругозора, формирование понимания цвета, формы |
Безопасные пластиковые иглы для рукоделия | Развитие мелкой моторики |
Коврик-мозайка «Большой город» | Расширение общего кругозора, развитие мелкой моторики, памяти, воображения, формирование понятия цвета и формы |
Магнитные фигурки «Дикие и домашние животные» | Расширение об окружающем мире, развитие мелкой моторики, речевой активности |
Игровой конструктор из фетра на липучках «Математическое лукошко» | Формирование элементарных математических представлений, развитие зрительному восприятию, мышлению, мелкой моторики |
Развивающий орто коврик пазл | Развитие общей моторики, координации движения с речью, совершенствование навыков ориентировки в пространстве и собственном теле |
Набор из фетра «Найди фигуру» | Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук, развитие сенсорного восприятия |
Д/и на липучках «Деревья» | Расширение общего кругозора, времен года, мелкой моторики, наблюдательности |
Мозайка математическая на липучках | Формирование элементарных математических представлений, развитие зрительному восприятию, мышлению, мелкой моторики |
Набор деревянный для изучения геометрических тел и фигур | формирование математического, сенсорного и познавательного развития |
Сумка-игралка «овощи, фрукты и ягоды» | Развитие познавательных способностей, окружающем мире, мелкой моторики |
Мини-игра из фетра «Дни недели» | Формирование умения ориентироваться во времени, развитие речевой активности |
Деревянные цветные палочки | развивать зрительное (сенсорное) восприятие; развивать мелкую моторику; развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память) |
Деревянная головоломка Катамино Тетрис | Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышление, интеллекта |
Деревянный Танграм магнитный | развитие наглядно - образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей |
Развивающий набор кубиков «Фигуры и пространство» | Развивитие пространственных представлений, связанной с речи, знакомтство с формой, цветом и размером предметов |
Деревянные пазлы «Животные» | Развитие мелкой моторики и логического мышления, стимулируют творческий потенциал и понимание пространственных отношений, расширение об окружающем мире |
Развивающий набор «Любимый огород» | Развитие мелкой моторик, логики, мышления, пространственных ориентировок, расширение об окружающем мире, развитие речевой активности |
Настольная игра «Привет с фермы» | Ориентировка в пространстве, развитие речевой активности, расширение об окружающем мире |
Кинезиологический кейс | Развитие мелкой моторики, координации, речи, памяти, способностей |
Сортер логический с геометрическими формами, цифрами | Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, пространственного мышления |
Развивающий набор «Кубики в пространстве» | развитие пространственного мышления, логического мышления, моторики рук |
Развивающий набор «Логические ряды» | Развитие мелкой моторики, логики, внимательности, речевой активности |
Набор карточек «Загадки и головоломки» | Расширение общего кругозора, обогащение словарного запаса, развитие речевой активности |
Настольные игры лото по лексическим темам | Развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, умения анализировать, сравнивать |
Игры «Выложи по схеме» по лексическим темам | Развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики руки, умения пересчитывать, умение работать со схемой |
Математическое лото | Формирование навыков сложения и вычитания, развитие зрительного восприятия, внимания, основных мыслительных операций, наглядно-образного мышления, памяти |
Математические пазлы | Закрепление счета от 1 до 10, подготовка детей к изучению сложения и вычитания, |
Д/и с прищепками по лексическим темам | Расширение знаний об окружающем мире. развитие мелкой моторики, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти, закрепление в словаре обобщающих понятий по темам |
Различный счестный материал | Формирование элементарных математических представлений, развитие уметь выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много» |
Палочки Кюизенера | развитие математических представлений, речи, мелкой моторики |
«Логические блоки Дьенеша» | развитие умственных способностей, формирование мыслительных умений, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики |
Картотека предметных картинок "Составь предложение" | Развитие составлять предложения, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопрос, мышления и воображения |
Тетрадь «Рисуем числа и цифры» | Формирование математических представлений, развитие мелкой моторики |
«Книжка-Развивашка» | развитие логических операций мышления, развитие мелкой моторики |
Задачи на 2024-2025 учебный год.
Продолжать работу с детьми с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышать уровень своего профессионализма.
Методическая работа в ДОУ:
- создание игротеки по развитию мелкой моторики с опорой на лексические темы;
- создание рабочих тетрадей по ФЭМП»
- оформлять еженедельно стены у входа в кабинет по теме КР занятия;
- разместить на полу кинезиологические дорожки перед входом в кабинет;
- размещать творческие работы дошкольников на стене у входа в кабинет;
- ежеквартально проводить акции с детьми ОВЗ (Значимые даты и праздники);
- мастер-класс с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики через кинезиологические упражнения», (март 2025г.).
- семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: «Занятие с детьми ОВЗ воспитателя по рекомендациям специалистов». (ноябрь 2024г.)
- неделя психологии (весна, апрель 2025г.).
На уровне города:
-участие в ГМО;
- посещение ГМО педагогов;
На региональном уровне:
- публикация собственных наработок;
Справку составила ____________Н.Н.Пукиш
Заведующий _________________Н.В.Баженова
Ст.воспитатель ______________Н.А.Почитальнова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет учителя-дефектолога
В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности: - даигностическое- коррекционно-развивающее- аналитическое - информационно-просветите...

Аналитический отчет учителя-дефектолога
В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности...

Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
В отчете представлен анализ деятельности по направлениямВ учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осу...

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.
Аналитический отчет учителя-дефектолога Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....
Аналитический отчет учителя - дефектолога
Аналитический отчет учителя - дефектолога...
Аналитический отчёт учителя дефектолога
Аналитический отчёт учителя дефектолога...


