Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей
консультация
Игротерапия — современное эффективное направление, нашедшее применение в педагогике, психологии и психотерапии. Особенно неоценимую пользу она оказывает для развития и психокоррекции детей раннего возраста, которые раскрываются именно в игровой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей
К играм у многих людей формируется слишком несерьёзное отношение: для большинства это не более чем развлекательное мероприятие. Совершенно по-иному на них смотрят психологи и психотерапевты. Они знают, что в профессиональных руках игра может стать диагностическим, обучающим, коррекционным и даже лечебным инструментом — причём не только для детей, но и для взрослых.
Она способна осветить самые потаённые уголки души, вскрыть причины психотравм, а также сформировать новые, более полезные навыки поведения и мышления. Всем этим занимается игротерапия — одно из ведущих направлений психологии и психотерапии.
Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.
Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощьюон сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию, в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.
Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.
Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.
М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.
Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:
• психоаналитически ориентированную;
• недирективную и директивную;
• построения отношений;
• поведенческую;
• терапию отреагированием;
• индивидуальную и групповую;
• и др.
Существует огромное количество определений данного понятия. Если обобщить их, игротерапия — это метод психологического или психотерапевтического воздействия с помощью игры на человека.
При этом специалисты чётко разграничивают два понятия:
1. Игровая терапия — инструмент психологии, имеющий право лишь корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения.
2. Игровая психотерапия — инструмент психотерапии, занимающийся лечением пограничных расстройств личности и поведения.
Игротерапия от обычной игры отличается тем, что представляет собой организованную игровую деятельность, оказывающую лечебно-коррекционное воздействие. Она осуществляется в специально созданных условиях под пристальным вниманием психолога или психотерапевта и имеет чётко поставленные цели. Обычная игра носит развлекательный характер и протекает спонтанно, без постороннего вмешательства.
Также следует понимать, в чём отличие игротерапии от ролевой игры.
Последняя может быть представлена в двух ипостасях.
· Как одна из техник игротерапии
Специалист предлагает группе пациентов смоделировать события, происходящие в определённых условиях. Участники должны отыграть, руководствуясь внутренними убеждениями своего персонажа. При этом предполагается, что в их действиях будут отражаться их истинные мотивы, которые они могут по тем или иным причинам скрывать в реальности. Здесь ролевая игра помогает игротерапевту понять, что именно происходит с его пациентом и в каком направлении проводить дальнейшую коррекцию или лечение. Также она может продемонстрировать одно из решений проблемной жизненной ситуации.
· Как развлекательное мероприятие
Обычная ролевая игра, вне сферы психологии и психотерапии, хоть и отличается чёткой организацией, но всё-таки носит развлекательный характер. Все участники выполняют конкретно поставленную перед их персонажами цель, задача у мастера — проследить за соблюдением всех правил, но не более того.
Задачи.
Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике.
Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:
· восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых);
· дезактуализация фобических проявлений;
· демонстрация различных способов решения трудных жизненных ситуаций;
· исправление деформаций в формировании «Я-концепции»;
· коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений;
· лечение пограничных расстройств личности и поведения;
· облегчение психологических страданий;
· повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
· создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.
Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.
Игротерапия как диагностический инструмент:
· уточняет особенности личности;
· выясняет взаимоотношения с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности;
· вскрывает детские психотравмы на сенсомоторном уровне;
· демонстрирует непроизвольное выражение самого себя.
Игротерапия как средство развития познавательных процессов:
· совершенствует навыки речи;
· развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей);
· демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации;
· улучшает мыслительные процессы;
· расширяет кругозор об окружающем мире;
· обучает навыкам социальной адаптации;
· формирует адекватное психическое реагирование на события;
· вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.
Игротерапия как метод психологической коррекции:
· корректирует систему общественных взаимоотношений;
· помогает преодолеть личностный и когнитивный эгоцентризм и децентрацию в сторону постижения в игре собственного «Я»;
· способствует пониманию таких понятий, как равноправие и партнёрство, сотрудничество и кооперация,
· обеспечивает возможность личностного развития;
· организует новые приёмы ориентирования в конфликтных ситуациях;
· корректирует систему жизненных ценностей и расстановку приоритетов;
· исправляет негативные черты характера и девиантное поведение;
· устраняет психологические и поведенческие барьеры.
Игротерапия как метод психокоррекции и как средство развития когнитивных способностей — инструмент психологии. В психотерапии она используется как один из вспомогательных методов лечения:
· избавляет от вредных привычек;
· помогает преодолеть переживания и страхи;
· снимает внутреннюю напряжённость;
· решает тяжёлые психоэмоциональные проблемы; · эффективна при лечении аутизма;
· повышает фрустрационную толерантность;
· постепенно развивает и укрепляет нарушенные психические процессы.
Основные виды и формы игротерапии
В зависимости от степени вмешательства в игру специалиста
· Директивная
Игротерапевт — организатор и руководитель всего игрового процесса. Он принимает в нём живое участие, задаёт вопросы, направляет, сам играет какого-то персонажа. Он берёт на себя ответственность за достижение поставленных целей.
· Недирективная
Игротерапевт — наблюдатель со стороны. Лишь в самом начале он определяет правила игры, а далее не вмешивается в процесс и смотрит, как ведут себя участники. Цели ставятся только самые обобщённые (помочь восстановить душевное равновесие, преодолеть страх, научиться навыкам социализации), но не конкретные. Это объясняется тем, что неизвестно, как поведёт себя тот или иной персонаж и к чему он придёт к концу игры.
В зависимости от теоретической модели
· Психоаналитическая (психодинамическая)
Основоположники: А. Фрейд, Д. В. Винникотт, М. Кляйн. В психоанализе спонтанная игровая деятельность — прямой и самый верный путь к бессознательному, способ переработки опыта ранних психотравм и конфликтов. В последнее время в рамках Юнгианской школы психоанализа большую популярность набрала песочная игротерапия.
Согласно исследованиям, песочная игротерапия стабилизирует эмоциональное состояние, помогает выразить душевные переживания, освобождает от страхов, снимает психологическое напряжение. На песке можно рисовать что угодно и не бояться ошибиться, потому что всё легко и многократно исправляется одним движением руки.
· Гуманистическая / центрированная
Основоположники: В. Экслайн, К. Р. Роджерс, Г. Л. Лэндрет. Относится к недирективной игротерапии. Главное условие — спонтанность.
· Поведенческая
Основоположники: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура. Главную функцию выполняет игротерапевт — обучает тому, как правильно играть социальные роли.
· Освобождающая. Основоположник: Д. М. Леви. Создание игровых условий, предоставляющих возможность заново пережить конфликтную, травмирующую ситуацию, но уже в более спокойной и безопасной обстановке. Это позволяет освободиться от напряжения и страхов.
· Структурированная
Основоположник: Г. Хембриджем. Создание чётко структурированной игровой ситуации, позволяющей разрешить конкретные проблемы.
· Построение отношений
Основоположники: О. Ранк, Тафт, Ф. Оллен. Отношения между игротерапевтом и клиентом выстраиваются по принципу «здесь и теперь», без отсылок к прошлому опыту и возврата к детству.
· Примитивная
Способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и социальному развитию детей посредством соответствующих возможностей обучения.
· Интегративно-эклектическая
Гармонично включает в себя элементы все предыдущих направлений.
В зависимости от используемого материала
· Неструктурированная
Предполагает использование на занятиях подвижных игр (прыганье, лазание), упражнений и заданий с водой, глиной, пластилином, песком, арт-терапии. С помощью всего этого неструктурированного материала можно выразить свои скрытые желания. Он развивает сублимацию.
· Структурированная
Предполагает использование игр в семью, с марионетками, куклами, строительных, агрессивных (с применением игрушечного оружия). Помогает увидеть конструктивные и деструктивные намерения человека.
В зависимости от длительности курса
· Краткосрочная — от 2-3 занятий до 1 месяца;
· долгосрочная — от 1 месяца до 1,5 лет.
В зависимости от количества человек
· Индивидуальная — работа с одним клиентом;
· групповая — для детей 4-5 лет создаётся группа из не более 4 человек; для 5-11 лет — 6, для 11-14 — 8, начиная с 15 — 10.
Специалисты должны чётко осознавать, что для индивидуальной игротерапии существует лишь одно противопоказание — глубокая степень УО. Для групповой же их достаточно много:
· патологическая ревность;
· конкуренция с сиблингами;
· асоциальное поведение, когда человек (ребёнок) может представлять угрозу для других участников группы;
· раннее или ускоренное половое развитие;
· чрезмерная агрессивность;
· обострённое стрессовое состояние.
Что не является противопоказанием для групповой игротерапии:
· потребность в общении;
· желание заслужить одобрение у окружающих;
· стремление к высокому социальному статусу;
· незначительные отклонения в поведении, обусловленные отсутствием элементарных социальных навыков;
· нехватка любви; · внутренние комплексы, низкая самооценка.
Групповая игротерапия организовывается только при условии сформированности у ребёнка системы базовых социальных навыков и коммуникативной направленности.
Принципы, методики, приёмы
Основные принципы игротерапии:
· игровая деятельность — не развлекательное мероприятие, а средство диагностики, коррекции, обучения и вспомогательного лечения;
· тема игры значима для игротерапевта и интересна для клиента;
· активизация самостоятельной инициативы участников;
· директивные и недирективные игровые компоненты взаимодополняют друг друга;
· соотношение спонтанности и конкретной направленности определяется не возрастом участников, а особенностями их психики;
· игровой процесс может направляться, но не комментироваться взрослым;
· психологическое и психотерапевтическое воздействие осуществляется через характеры персонажей.
Основные методы:
· внушение наяву;
· аутотренинг;
· имаготерапия;
· самостоятельные и ролевые игры;
· импровизации.
Основные направления:
· песочная игротерапия; · сказкотерапия;
· куклотерапия;
· шахматная;
· музыкальная;
· двигательная;
· ролевая;
· драматическая.
В зависимости от направлений определяются используемые приёмы:
· рисование на песке;
· сочинение и проигрывание сказок;
· скульптура и конструирование с привлечением глины, алебастра, воска, мыла, дерева, проволоки, металла, бумаги, коробок и даже мусора;
· игры с куклами;
· шахматы помогают осознать и выполнить жизненные задачи (согласно гештальт-терапии, каждая шахматная фигура, создание собственной тактики и каждый ход демонстрирует какой-то новый аспект личности);
· игры, в которые привлекаются музыка и танцы, — новый приём адаптивного воспитания дошкольников с ЗПР;
· сценические постановки, когда в характере героя проявляется сам актёр, его страхи, переживания, комплексы.
В зависимости от имеющейся проблемы игротерапевт может выбрать для работы с человеком какую-то одну технику. Например, для деток с ЗПР наиболее эффективным вариантом станут музыкально-танцевальные игры. Но чаще всего специалисты комбинируют методики, направлениями и приёмы, чтобы добиться более всеохватывающего результата.
На практике
Для дошкольников
Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.
Какие именно игры и упражнения можно использовать для детей дошкольного возраста 3-4 лет:
Название игры | Цель |
Карусель | Развивать двигательную активность, учить выполнять действия по тексту. |
Игры с песком | Развивать мелкую моторику. |
Воробушки и кот | Учить детей действовать по сигналу, играть, соблюдая правила. |
У медведя во бору | |
Воздушные шарики | Упражнение для релаксации, успокоения. |
Ладонь - кулак | Развивать у детей мелкую моторику, речь. |
Чудесный мешочек | Развивать тактильные навыки. |
Найди свой домик | Учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. |
Подарок под ёлкой | Релаксационное упражнение на расслабление мышц лица. |
Апельсин | Развивать мелкую моторику, выполнять движения по тексту. |
Самолёты | Формировать речевые навыки. |
Громко - тихо | Учить детей менять силу голоса. |
Солнышко и дождик | Учить детей играть в соответствии с правилами, совершенствовать умение выполнять действия по сигналу. |
Матушка-весна | |
Подбери по цвету | Учить детей слитно произносить фразу из двух-трёх слов; вырабатывать плавный речевой выдох; закреплять знание цветов. |
Когда это бывает? | Повторить времена года и их основные признаки. |
Горелки с платочками | Развивать ловкость, внимание, формировать навыки двигательной активности. |
Живое домино | Закреплять знание цветов. |
Для проблемных детей
Игротерапия в детском возрасте позволяет эффективно лечить всевозможные расстройства личности и поведения.
Для детей с ОВЗ
Игра для детей с ограниченными возможностями часто остаётся единственным способом выразить себя в силу своих специфических особенностей. Попутно она позволяет специалистам помочь в терапии основного заболевания и максимально развить ребёнка, насколько это возможно.
Рекомендуемые: пальчиковые (Птичка, Коза рогатая, Колокольчик), с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок, пуговиц), развивающие (конструктор, мозаика, пазлы).
С тревожными детьми
Как показывают исследования, игротерапия оказывает гармонизирующее и коррекционное влияние на уровень тревожности детей и на их психическое состояние в целом.
Упражнения на релаксацию и дыхание: Драка, Воздушный шарик, Подарок под ёлкой, Дудочка, Штанга. На расслабление: Танцующие руки, Водопад. На формирование чувства доверия и уверенности в себе: Зайки и слоники, Смена ритмов и многие другие.
Для дошкольников с агрессией
Дети становятся агрессивными потому, что им некуда выплеснуть скопившуюся в результате психотравмы негативную энергию. Игротерапия помогает им в этом.
На снятие мышечного напряжения: Мячик, Цирк, Прогони Бабу-Ягу, Карикатура, Лепим сказку, Клеевой дождик. Для таких детей полезной будет и подвижная игровая деятельность: Два барана, Тух-тиби-дух, Попроси игрушку (в вербальном и невербальном варианте).
Для взрослых
Ошибочно думать, что игротерапия используется специалистами только в работе с детьми. Не менее полезной она оказывается и для взрослых. Здесь применяются более специфические методы:
· настольные игры;
· компьютерные;
· ролевые;
· направления арт-терапии (сказкотерапия, скульптурирование и конструирование, рисование);
· спортивные.
Во-первых, они помогают снять напряжение и справиться с депрессией, избавляют от навязчивых мыслей, позволяют открыто выразить свои эмоции, снимают мышечные зажимы. Во-вторых, специалист посредством наблюдения за участниками игры может увидеть истинную психологическую проблему и работать с ней более целенаправленно.
Психологи и психотерапевты настоятельно рекомендуют игры для пожилых людей. Они поднимают настроение, восстанавливают когнитивные способности (память, речь, мышление, внимание), способствуют активизации работы мозга. Какие именно можно использовать:
· настольные: лото, домино, шашки, шахматы;
· интеллектуальные: кроссворды, судоку, пазлы;
· разноплановые конкурсы и викторины.
Игротерапия — современное эффективное направление, нашедшее применение в педагогике, психологии и психотерапии. Особенно неоценимую пользу она оказывает для развития и психокоррекции детей раннего возраста, которые раскрываются именно в игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"
Брошюра содержит практический и теоретический материал, для воспитателей, логопедов, родителей. В материале освещенны аспекты применения песочной тарепии в работе с детьми дошкольного возраста, для ра...

Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"
В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на баз...

Краткосрочный проект . : «Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26023351","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"630","width":"1200"}}]]...
«Песочная терапия, как метод коррекции поведения детей в дошкольном возрасте»
laquo;Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» ...

Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей"
Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей" поможет познакомится с историей возникновения игротерапии, понять ее цели в жизни дет...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов в ДОУ”
При помощи специальных упражнений корректируется поведение ребенка - в какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, до...

Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста
У детей с агрессивным поведением можно выделить следующие общие черты: примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов, повышенная внушаемость, склонность ...
