Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста
картотека (младшая группа)

Бурцева Екатерина Сергеевна

Опытно-экспериментальная деятельность — это деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Её цель — формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

 в группе раннего возраста

«Свойства песка»

 Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинноследственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

 Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка. Оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

 Ход занятия  Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?  Дети по очереди рассказывают, что знают о песке  Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт. Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы.

«Почему не получился куличик»

 Цель: познакомить со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

 Описание опыта  Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.  Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики. Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы.

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжить знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

 Описание опыта:  Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.  В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

 Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.  На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты.

«Определение цвета»

Цель: продолжать ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого). Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)

Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.

«Определение цвета»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.

Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

«Движение песка»

Цель: продолжать ознакомление со свойствами песка.

Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить? Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет. Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком. Во время рисования звучит спокойная музыка.

«Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети сильно дуют. Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку? Дети: Да. Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать. Я могуч, я гоняю стаи туч, я волную сине море всюду вею на просторе. Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему? Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться. Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище? Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга. Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо. Вывод: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

«Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта:  Предложите малышу скомкать один лист бумаги.  Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

«Дети машут веером»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок. А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать? Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.

«Волны»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Описание опыта: Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море».Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

«Узнаем какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Ход: загадка: Она и в озере, Она и в лужице, Она и в чайнике У нас кипит. Она и в реченьке Бежит, журчит. (Вода) Сегодня мы с вами больше узнаем о воде, познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода? Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озѐр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду. Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, еѐ свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

 Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.  Что происходит с водой? Она льѐтся. Почему она льѐтся? Вода льѐтся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)  Поскольку вода жидкая, может течь, еѐ называют жидкостью.  Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода?  Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

«Вода прозрачная»

 Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

 Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.  В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?  Вода прозрачная, а молоко — нет.

«Разноцветная вода».

Цель: Продолжить знакомить со свойствами воды (закрашивание);

Описание опыта: На столе стоит большая емкость с водой. Дети и воспитатель располагаются вокруг нее. Опыт проводит воспитатель. Воспитатель выставляет перед каждым ребенком стаканчик и наливает в него воду. «Скажите что я сейчас делаю?» (Наливаете воду). А вода что делает? (Льется, переливается). Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет) «А что произойдет если мы добавим в воду краску? (Она закрасится, станет цветной и яркой).

«Снеговик»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта: Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают. Что это? (Снеговик), Вы хотите с ним поиграть? Снеговик рассказывает: ―Я хотел слепить из снега ―пирожки‖, но не умею‖. Как же помочь нашему Снеговику? Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить ―пирожки‖).Из чего? (Из снега), Где взять снег? (На улице) Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.  ―В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?‖ (Тепло). Показ воспитателя. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, ―пирожки‖. Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (―рыбка ―цветочек, ―бабочк и т.п.). Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком. Самостоятельная работа детей. Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика

«Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Описание опыта: сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед) А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру. Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают). Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?

«Цветные льдинки»

 Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лѐд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Описание опыта: воспитатель проводит беседу о зиме, еѐ признаках (холодно, низкая температура, снег, лѐд). Подчеркнуть что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лѐд, которым можно украшать деревья на участке. Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неѐ можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета. Предложить каждому ребѐнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелѐная, красная, жѐлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества. Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тѐплое место? (они растают). Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

«Тонет - не тонет»

Цель: исследовать, как плавают, тонут различные предметы  « Тонет - не тонет»

 Описание опыта: Воспитатель: детки к нам в гости пришел утенок. Посмотрите: он принес мешочек. Что там? Утенок предлагает детям проверить: что тонет, а что не тонет. Дети по очереди достают из мешочка предметы и опускают в воду. Воспитатель комментирует: «Буль, утонул!», «Не тонет!».

«Поиграем с солнечным зайчиком»

Цель: развивать понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Описание опыта: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним: Солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком, прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Одуванчики»

Цель: Познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития: желтый и белый; вызвать эмоциональный отклик на любование цветами; воспитывать бережное отношение к цветам.

Описание опыта: Сейчас весна. Весной все оживает, распускаются листочки и цветут цветочки. Давайте вместе полюбуемся нашей красивой полянкой. Что растет на полянке? Правильно, трава и цветы. Какого цвета трава? (зеленого). Какого цвета цветы на полянке? (желтого). На что они похожи? (на маленькое солнышко). Цветы яркие, их хорошо видно в зеленой траве. Потрогайте их ладошкой сверху, прикоснитесь к ним осторожно. Что вы чувствуете? Да, цветочки мягкие, пушистые. Как они называются? (одуванчики). Давайте скажем все вместе – одуванчики. На полянке много одуванчиков. Присядьте на корточки. Посмотрите: на чем стоят одуванчики? (на ножке). Это стебель (воспитатель на растении, не срывая его, показывает стебель). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий.

«Расти, лучок!»

Цель: познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в землю и воду.

Описание опыта: Воспитатель сажает детей за большой общий стол и говорит: "Дети, у меня в корзине овощи". Достаѐт одну луковицу и показывает спрашивая: "Что это такое? (лук, луковица). Напоминает, что лук едят, что это полезный овощ. Лук кладут в суп, в салаты. Воспитатель спрашивает: "Мы с вами едим лук ребята? " (Да). "Какой лук на вкус когда едим? ". (Горький). "Да горький, но очень полезный для здоровья" - говорит воспитатель. Две - три луковицы дать детям потрогать. Уточняет: лук круглый, твѐрдый, в светло - коричневых чешуйках (они шуршат). (Показ) Воспитатель говорит, что можно вырастить зелѐный лук, очень полезный для всех. Воспитатель спрашивает: "Что можно вырастить из луковиц? ". (Зелѐный лук). "На верхушке луковицы есть росток (показывает). Чтобы лук вырос луковицу надо сажать в землю ростком вверх (показ). Дети, какого цвета росток у лука? (зелѐный). Всѐ надо делать аккуратно, бережно, не сломать росток, а то луковица долго будет болеть. Посадка луковиц в землю, их полив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике"...

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста:"Знакомство с водой"

Конспект проведения опыта в группе раннего возраста«Свойства и признаки воды» Воспитатель Шмелева А.Л. Цель: познакомить со свойствами воды.Материал: вода, молоко, кусочки льда.Оборудование:...

Опытно - экспериментальная деятельность в группе раннего возраста.

Тема: Опыты с бумагой.Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.Задачи исследования: - Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовател...

Проект "Наш друг - Снеговик" - опытно – экспериментальная деятельность в группе раннего возраста

Опытно – экспериментальная деятельность в образовательных учрежденияхПроект "Наш друг - Снеговик"Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией ...

Картотека/планирование «Опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста».

Картотека/планирование «Опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста»....