Роль эмоций и чувств в развитии ребенка
статья

Рекомендации воспитателям о важности и значении эмоций и чувств в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_emotsiy_i_chuvstv_v_razvitii_rebenka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Роль эмоций и чувств в развитии ребенка»

Автор: Хайченко Ирина Викторовна

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Значение эмоций в жизни человека трудно переоценить. Эмоциональный мир позволяет нам чувствовать, переживать, иметь субъективное и объективное отношение ко всему происходящему вокруг. Вместе с тем, многообразие чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений, которые выражаются в них.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Поскольку эмоции отрицательны или положительны, человек может судить о результате достижения цели.

Значение эмоций в жизни человека трудно переоценить. Эмоциональный мир позволяет нам чувствовать, переживать, иметь субъективное и объективное отношение ко всему происходящему вокруг. Вместе с тем, многообразие чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений, которые выражаются в них [16, с. 560].

Развитие эмоционального мира ребенка начинается с самого рождения. Младенец в процессе взаимодействия с матерью и другими близкими взрослыми формирует свое отношение к окружающему миру. Для ребенка раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные непосредственно с желанием ребенка. При этом в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. В конце периода появляются аффективные реакции, чаще на то, что у ребенка не получается [9, с. 77].

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний [9, с. 95].

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком — т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи [Цит. по 9, с. 95]. В целом в дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности [4].

Подростковый возраст является, пожалуй, самым сложным в плане эмоционального развития. Для подростков характерна эмоциональная нестабильность, которая у разных детей имеет индивидуальную выраженность.

Эмоции непосредственно связаны с мотивационной сферой. Основные мотивационные линии в подростковом возрасте связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию  - это самопознание, самовыражение и самоутверждение [5, c. 182].

В этом возрасте дети особенно чувствительны  ко всему, что касается их личности, легко обижаются, легко ранимы. Ни в каком ином возрасте они не жаждут так сильно уважения. Вместе с тем они очень критично относятся к другим. Объектом их критики чаще всего являются учителя, что, соответственно, порождает школьные конфликты. Но зачастую дети не щадят и своих родителей, хотя они продолжают их сильно любить. Однако нередки случаи отчуждения детей от семьи в такой степени, что они пытаются убежать из дома.

Эмоциональная неустойчивость выражается в быстром переходе чувств от одной крайности в другую. Они не успевают выразить нюансы и переходы своих эмоций. Страх и колебания могут быстро смениться решительностью и смелостью, смущение – резким сопротивлением и др.

В этом возрасте дети легко увлекаются своими друзьями и быстро создают компании друзей. Это является выражением повышенного стремления к социализации и вместе с тем представляет собой опасность, т.к. они легко могут попасть в неподходящую среду. Вместе с тем, общение со сверстниками, по мнению большинства исследователей, пронизывает всю жизни подростка и накладывает отпечаток на учение и внеучебные занятия, а также на отношения с родителями, являясь при этом ведущей деятельность периода подростничества. Несмотря на то, что именно в подростковом возрасте на первое место выходит общение со сверстниками, подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого и верного друга, в связи с чем наблюдается частая смена друзей. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Появление большого количества знакомых и друзей ведет к образованию неформальных групп или компаний, в которые подростки объединяются на основе общих интересов, взаимной симпатии, места проведения свободного времени [9].

Для пубертатного возраста характерно то, что дети легко впадают в аффект, бурно и резко выражают как чувство радости, так и гнева и возмущения. Они возмущаются часто и всему, что им не нравится. Особенно нетерпимость проявляется в опекунстве старших – родителей, учителей. Дети очень чувствительны в тех случаях, когда, по их мнению, взрослые вмешиваются  то, что является их миром, например, при выборе друзей.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» [1, с. 336]. Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть. Зачастую под влиянием различных факторов, нестабильное эмоциональное развитие может отразиться на формировании акцентуированных характеров подростков [1]. У каждого человека степень выраженности характера индивидуальна. Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет абсолютно «нормальные» характеры, выраженные характеры (акцентуации характера) и сильные отклонения характеров, или психопатии. При этом первые два типа относятся к  норме (в широком смысле), третий — к патологии характера [5, с.  270]. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Классификация по А. Е. Личко включает следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Эмоции подростков чрезвычайно сложны и многообразны и в целом их развитие зависит личностных новообразований данного возраста: «Я – концепции» и интимно – личностного общения со сверстниками. Зачастую под влиянием как внешних, так и внутренних факторов появляются нарушения эмоционального мира, возникают акцентуации характера, которые определяют направленность личности подростка. Также эмоциональные нарушения обостряются при отклонениях в развитии, в том числе при задержке психического развития.

Таким образом, развитие эмоций в онтогенезе характеризуется тенденцией усложнения в формировании, приобретения более сложных переживаний и форм чувствования.

Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. При этом значение имеют как положительные, так и отрицательные эмоции. «Отрицательные» эмоции, как указывает Е.П. Ильин, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает [8].

Роль эмоций заключается также в том, что они оказывают влияние на деятельность и поведение человека, а также его познавательную и интеллектуальную сферы. В настоящее время имеются данные, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и ниже - с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается неясным.

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций - активное нарушение покоя, комфорта, уравновешивания организма с внешней средой» [8, с. 52].

«Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни» [8, с. 63].

Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.

О необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей писал В. М. Бехтерев, считая, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. «Довольный и веселый ребенок лучше питается и лучше усваивает вводимое в желудок, он бодрее, сильнее и трудоспособнее, обнаруживает более интереса к играм и занятиям и легче справляется вообще со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный» [8, с. 230].

Взрослому человеку также важно уметь контролировать эмоции и чувства, т.к. это снижает количество конфликтных ситуаций, повышает качество межличностных отношений. В качестве рекомендацией контроля эмоций и чувств следует предложить тренинговую работу, проведение релаксационных и аутогенных тренировок.

Большинство предметов и явлений окружающей среды, воздействуя на органы чувств, выражают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем –либо неприятном для нас может одновременно вызывать и радость от того, что неприятное осталось в прошлом. Другим проявлением эмоций является успокоение и возбуждение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, оно связано с деятельностью или подготовкой к ней. Успокоение связано со снижением активности.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закреплялись как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко — в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему.

Характер эмоционального процесса зависит от деятельности. Эмоции прежде всего существенно перестраиваются при переходе от биологической жизнедеятельности, органического функционирования к общественной трудовой деятельности.

Существует множество функций эмоций, которые играют важную роль в жизнедеятельности человека: информационная, регулирующая, мотивационная и т.д. Все эти функции принимают активное участие в деятельности человека.

Проявления эмоции разнообразны. Стресс и фрустрация являются эмоциональными проявлениями, трактующимися двояко, как позитивно, так и негативно. Так, стресс помогает организму человека адаптироваться к окружающей действительности. Однако при стрессе нередки такие изменения, которые приводят к ухудшению самочувствия людей. Фрустрация, также, являясь психическим состоянием, может оказывать положительное и отрицательное влияние на человека.

Поэтому для каждого человека важно контролировать свое эмоциональное состояние, осознавать негативные проявления эмоций с тем, чтобы осознать и предотвратить негативные последствия.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. -  М.: Изд-во МГУ, 1984
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность. – М.: Смысл, 1998
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2001
  5. Изард И. Эмоции человека. - М., 1980.
  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996
  8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: изд-во Лен. ун-та, 1988
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: ПИТЕР, 2004
  10. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
  11. Психология и педагогика. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999
  12. Психологическое самообразование / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Школа –пресс, 1992
  13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Наука, 1979. – С. 133 – 151
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка

методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...

Значение эмоций и чувств в жизни ребенка дошкольника.

Материал  для педагогов ДОУ,  раскрывает  тему  развития эмоциональной сферы детей дошкольников....

Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии».

Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии»....

Консультация для воспитателей. «Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление ...

Мир эмоций как важная сфера развития ребенка

Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него, в результате определяют всю дальнейшую жизнь человека, его успешность и место в социуме.Для реб...