Акция «Блокадный хлеб»
материал (подготовительная группа)

Создать условия, способствующие формированию нравственно – патриотического аспекта в развитии личности старшего дошкольника через ознакомление и приобщению к героическому прошлому Города –Героя Ленинграда.(Санкт –Петербурга)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_hleb.docx144.47 КБ

Предварительный просмотр:

Акция «Блокадный хлеб»

Старшая -  Подготовительная группа Форма деятельности: Интегрированная.

Тип: Познавательный, развивающий.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция с образовательными областями: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое.

Участники: воспитанники разновозрастной старшей – подготовительной группы и родители.

Дата проведения:  

ТЕМА. «Блокадный хлеб»

ЦЕЛЬ. Создать условия, способствующие формированию нравственно – патриотического аспекта в развитии личности старшего дошкольника через ознакомление и приобщению к героическому прошлому Города –Героя Ленинграда.(Санкт –Петербурга)

Задачи.

Образовательные

  • Знакомить детей с героическим прошлым Города-героя Ленинграда, несгибаемой стойкостью, трудовым и человеческим подвигом жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Создать условия, способствующие пониманию детьми Великой Отечественной войны как войны священной, освободительной, народной, героической.

Развивающие

  • Помочь понять, что к войне причастна каждая семья посредством воспоминаний детей войны о людях, завоевавших Победу, как живого примера высочайшего патриотизма и любви к Родине.
  • Развивать коммуникативную функцию речи, интеллектуальную компетентность детей.

Воспитательные

  • Воспитание чувства гордости за свой народ, за свою Родину.
  • Способствовать сохранению памяти о героическом подвиге ленинградцев, стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда.

МЕТОДЫ

  • Наглядные (рассматривание, узнавание, сравнение)
  • Словесные (диалог с постановкой проблемы, объяснение, пояснение, рассуждение, чтение произведений для детей о Великой Отечественной войне)
  • Практическая совместная деятельность с детьми: изготовление Уголка Памяти «Блокадный хлеб», знакомство с документальной кинохроникой блокадного Ленинграда, обсуждение увиденного.
  • Слушание песен военных лет, чтение художественных произведений, рисование рисунков на тему войны.

ПРИЕМЫ

  • Организация детей подгруппой, индивидуальная работа;
  • Активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, постановка проблемной ситуации)
  • Обучения (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности детей, оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, слушание военных песен, заучивание стихов, рисование на тему войны.)

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Звукозапись военных песен, шестой симфонии Д. Шестаковича.
  • Стихи о войне А. Барто, Ю. Друниной, А. Суркова, К. Симонова и др.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий о войне, презентации «К великой Победе», «Блокадный хлеб»
  • Чтение произведений о Великой Отечественной войне.

Ход акции:

Содержание

Решаемые задачи

25.01.2021-27.01.2021

Общение с детьми на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945 г.» (Почему она началась, что хотела фашистская Германия, почему война была народной, героической, освободительной)


Почему Ленинград оказался в блокаде, что это значит, как жил город в блокаде, как боролся и трудился.

Рассказ воспитателя о детях блокадного Ленинграда, просмотр документальной хроники военных лет, обсуждение увиденного.

Слушание песен военных лет, художественных произведений о Великой Отечественной войне для детей, слушание стихотворения «Блокадный хлеб». (презентация)

Совместная деятельность детей с воспитателями по изготовлению Уголка памяти «Блокадный хлеб». Обсуждение символов памяти (гвоздика), жизни (Кусочек «блокадного» хлеба), красный фон – символ героизма нашего народа.

Минута молчания.

Чтение наизусть стихотворения «Защитник» А. Усачева.(Максим М.)





Создание атмосферы причастности к истории своей Родины, вызвать желание узнать о Великой Отечественной войне.

Развитие чувства гордости за свою великую Родину, свой народ.

Активизация словаря

Развитие умения четко формулировать свои мысли, расширять активный словарь

Развитие социально-коммуникативных навыков.

Создание атмосферы радости и гордости за подвиг людей, подаривших нам Великую Победу.

Создание условий, способствующих воспитанию чувства патриотизма, желание быть похожими на героев, подаривших нам жизнь.

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей  старшей группы.

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

  • Познакомить детей с понятием блокада;
  • Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;
  • Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
  • Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме детей переживших блокаду;
  • Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.

 

Социально-коммуникативные:

  • Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
  • Воспитывать любовь к Родине

Использование игровой технологии.

Пособия и оборудование:

  • Фотографии дневника Тани Савичевой
  • Фотографии блокадного Ленинграда
  • Белые листы бумаги
  • Конструктор Лего (для постройки домов), фигурки людей
  • Военные машинки, самолетики, танки
  • Листы для рисования, гуашь, кисточки, стаканчики с водой ,салфетки

Предварительная работа: чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде, беседы с жителями блокадного города, посещение музея «Дорога жизни» и музея обороны и блокады Ленинграда
 

Ход НОД

 

Воспитатель:

-  После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о девочке, которая жила в блокадном Ленинграде– Тане Савичевой. 

- Давным-давно, рано утром ,22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так  началась Великая Отечественная война.

- Осенью 1941 года, немцы окружили наш с вами город, раньше он назывался Ленинград. Враги хотели взять и уничтожить город. Гитлер, так звали предводителя армии, хотел «задушить» город голодом, поэтому он организовал блокаду города.

- Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как нельзя было выйти из города или войти в него.  А еще город постоянно обстреливали и бомбили. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда были установлены громкоговорители. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге.  Услышав звук сирены люди, бежали прятаться в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

Воспитатель предлагает детям представить, как это было. На столе выставляются дома  построенные из конструктора  Лего  и располагаются фигурки взрослых и детей, воссоздается  сцена из мирной жизни.

Воспитатель начинает свой рассказ:

- На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город  был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным.

Воспитатель  выставляет на стол военную технику: самолеты и танки, инсценируя блокадное кольцо.

Во время блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.  Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. (Воспитатель показывает детям фотографии блокадного Ленинграда).

- Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В городе были введены продовольственные карточки, по ним выдавали норму хлеба. Вот такой небольшой кусок клейкой массы, всего 125 г на человека ( воспитатель показывает детям кусок хлеба), в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком хлеба на весь день? (ответы детей)

- Людям не хватало еды, от голода, холода и болезней умирало все больше и больше человек с каждым днем.  И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать «Дорога Жизни», так ее называли ленинградцы. Дорога спасала от голодной смерти многих жителей города. Шоферы вели свои машины по тонкому льду, а враги бомбили «Дорогу Жизни», и тогда машины проваливались под лёд. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

- По озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно вывозили детей, раненых и истощенных людей. Эта дорога спасла очень много жизней.

Воспитатель добавляет  в экспозицию блокадного города  макет Ладожского озера и грузовые машинки, везущие в город муляжи продуктов и вывозящие из города фигурки детей.

- Ребята, я предлагаю вам попробовать перейти на другой берег Ладожского озера.

Физкультминутка:

 По воображаемым льдинкам (листы бумаги на полу) детям предлагается перейти с одного берега озера на другой.

Воспитатель продолжает рассказ:

- Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...

- После смерти девочки была найдена аленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:

(Детям демонстрируется фото  дневника Тани Савичевой).

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/02/20/tanya-savicheva-1.jpg?itok=fKSipL6e

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
 

- Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.  На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».

 

- Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню. И сейчас  я  предлагаю вам сесть за столы и нарисовать  машины, везущие хлеб  в блокадный Ленинград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полищук Марина Валерьевна. Презентация на тему "Всероссийская акция "Блокадный хлеб"

27 января в день снятия блокады Ленинграда проходит Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Символом акции является кусочек хлеба весом в 125 граммов – именно так...

Фотоотчет Всероссийской акции "Блокадный хлеб"

Всероссийская акция "Блокадны хлеб" 2020 год...

Акция "Блокадный хлеб"

Участие в  патриотической акции "Блокадный хлеб",  приуроченной к 76- годовщине снятия Блокады Ленинграда....

Акция "Блокадный хлеб"

2020 год объявлен в нашей стране  Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной Войны. 28 января 2020г. в детском саду «Салгал» состоялось мероприятия: ...

Акция «Блокадный хлеб». 14.02.2020 г.

Очень хочется, чтобы наши дети хранили память о той Великой и беспощадной войне, о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда....