Консультационный материал для родителей воспитанников, педагогов ДОО
консультация

Михальченкова Елена Владимировна

Консультация для родителей «Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ»

Консультация для педагогов «Взаимодействие тьютора со специалистами и педагогическими работниками в ДОУ»

Советы и рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития от тьютора ДОУ

Рекомендации тьютора для родителей «Игры и упражнения с песком»

Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать родителям о тьюторах?»



 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ»

Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги по физическому и музыкальному развитию и многие другие: и все они в разной мере взаимодействуют с родителями своих воспитанников. Что же можно сказать о работе тьютора в этом направлении? Как этот педагог строит коммуникацию с родителями тьюторантов? Возможно ли ее спланировать? И какая польза для тьютора в качественно налаженном контакте с родителями своих подопечных? Обо всем этом по порядку в данном материале.

Тьютор – это педагог, который осуществляет сопровождение образовательной деятельности тьюторанта. А тьюторант – это воспитанник дошкольного образовательного учреждения, нуждающийся в таком сопровождении. Все тьюторанты разные и сопровождение каждого из них будет разрабатываться индивидуально и иметь ряд особенностей, а вот работу с родителями тьюторантов можно заблаговременно спрогнозировать.

Будет не лишним упомянуть, что работа тьютора с родителями имеет три направления:

Просветительская деятельность;

Консультативная деятельность;

Коммуникативная деятельность

Легче всего спланировать просветительскую работу. С нее и начнем.

Календарно-тематическое планирование просветительской работы тьютора

Просветительская деятельность – это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на

распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.

Просветительскую деятельность тьютор может осуществлять через проведение бесед, семинаров, круглых столов, подготовку печатных материалов на необходимые темы.

Консультативная деятельность заключается в предоставлении тьютором актуальной информации о динамике развития тьюторанта.

Консультативная деятельность тьютора может осуществляться как по инициативе педагога, так и по инициативе родителя. Во втором случае спланировать консультации не получится, а в первом это не составит труда.

Периодичность консультаций определяется тьютором и зависит от таких факторов как: динамика развития тьюторанта, возникновение затруднений в ходе тьюторского сопровождения, необходимость получения дополнительной информации от родителей и т.п.

В нашей практике мы обычно проводим ознакомительную консультацию с разъяснением особенностей работы тьютора, а далее встречаемся с родителями по необходимости, приблизительно один раз в полтора-два месяца, не считая консультаций, инициированных родителями тьюторанта.

Коммуникативная деятельность направлена на обеспечение обратной связи и ее результативности. Качественно налаженный контакт с родителями – это залог успешного сотрудничества тьютора и семьи тьюторанта. Объединив усилия педагога и родителей и двигаясь в одном направлении, получится добиться намного больших результатов, нежели без их поддержки. Осуществляется коммуникативная деятельность через постоянное общение тьютора с семьей тьюторанта, анкетирование родителей на предмет их удовлетворенности сотрудничеством, выяснение запросов родителей к детскому саду.

В совокупности все три направления работы с родителями позволяют тьютору «получить к себе в команду» педагогически компетентных и заинтересованных родителей, что позволяет добиваться больших успехов в работе.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимодействие тьютора со специалистами и

педагогическими работниками в ДОУ»

Сотрудничество воспитателя и всех специалистов ДОУ является ключом к успеху развития и образования ребёнка с ОВЗ. Взрослые, работающие с "особыми" детьми, для успешного вовлечения детей с ограниченными возможностями в жизнь дошкольного учреждения объединяют разноплановые усилия. Основными членами такой команды должны быть воспитатели, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы.

Прежде всего, осуществляется взаимодействие тьютора со специалистами и педагогами, обследуется ребенок, разрабатывается образовательный маршрут и психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы, вырабатываются рекомендации по режиму посещаемости дошкольника, отслеживается динамика.

Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду, это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ во всех режимных моментах и по всем направлениям деятельности.

Тьютор - сопровождает ребёнка в его жизненной среде, помогает в организации развивающего характера. Подготавливает условия для развития ребёнка с ОВЗ в конкретной системе образовательного учреждения. Занимается с ребёнком по преодолению дефицитов, развития и формирования новых компетенций. Взаимодействует со специалистами в вопросах развития и образования ребёнка, оказывает помощь родителям в подборе развивающих, коррекционных и образовательных занятий.

Взаимодействие с педагогами в условиях реализации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ включает в себя следующие направления:

· организация совместной и самостоятельной деятельности детей; по продуктивным видам деятельности.

  • воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
  • организация индивидуальной работы с ребенком, выполнение рекомендаций всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
  • применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе.

Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли направление своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка с особыми образовательными потребностями, а с другой – в слаженном взаимодействии между собой.

Каждый из участников процесса формирования образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

Цель взаимодействия это - формирование системы общих взглядов и мотивации педагогического коллектива, обеспечивающих успешность образовательно- воспитательной деятельности и социализации детей с ОВЗ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Воспитатели и тьюторы - одна команда. Следует помнить, что для дошкольников с ограниченными возможностями педагог должен оставаться лидером, а тьютор должен быть признан помощником. Тьютор-это помощник воспитателя. Он следит за тем, что говорит воспитатель на занятии, и подает материал в том объеме и на том уровне, которые понятны ребенку. В тоже время ребенок находится в группе и слушает как воспитателя, так и ответы других детей, и также выполняет задания. Если ребенок не справляется, то тьютор может подсказать ребенку.

Во взаимодействии с воспитателем, тьютор обсуждает цели и задачи своей работы, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка, соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка. При необходимости дополняет или корректирует индивидуально-образовательный маршрут.

Во взаимодействии тьютора с педагогом – психологом, дефектологом, воспитателем и учителем логопедом проводится:

· совместная диагностика ребенка на разных возрастных этапах;

· создание развивающей среды;

· построение индивидуальных маршрутов развития ребенка;

· организация совместных выставок, конкурсов для детей и родителей; · планирование и проведение совместной работы с родителями. Во взаимодействии тьютора и музыкального руководителя проводится совместная подготовка и проведение культурно – досуговой деятельности;

· изучение репертуара к проведению занятий;

· совместная организация работы с родителями;

· совместное проектирование развивающей музыкально- образовательной среды;

· взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала, в решении разнообразных задач воспитания и развития ребенка с ОВЗ;

· взаимопосещение всех форм взаимодействия с ребёнком с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка с ОВЗ;

Результат: дети ОВЗ посещают праздники, утренники.

Во взаимодействии тьютора с инструктором по физической культуре проводится: совместное развитие двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе организованной деятельности особое внимание обращается на специально подобранные игры и упражнения на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. По плану инструктора по физической культуре проводятся индивидуальные занятия, тьютор совместно с инструктором оказывает помощь ребенку при выполнении развивающих упражнений.

Таким образом, представленная модель взаимодействия специалистов, которая включает выделенные уровни и формы в работе с детьми с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи комплексного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Точное и эффективное взаимодействие тьютора с специалистами в детском саду очень важно для успешного обучения и развития ребенка. Это способствует созданию благоприятной образовательной среды, в которой каждый специалист вносит свой вклад в общее дело. Для достижения этой цели необходимо придерживаться определенных принципов и использовать соответствующий подход к сотрудничеству. 



Предварительный просмотр:

Советы и рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития от тьютора ДОУ

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе воспитателей и родителей.

  1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
  2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
  3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
  4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию воспитателя
  5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  6. Занятия должны носить занимательный характер.
  7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
  8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
  9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует воспитатель.
  10. Занятия должны быть регулярными.
  11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. 12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

  1. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
  2. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
  3. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
  4. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
  5. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
  6. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
  7. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
  8. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
  9. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
  10. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
  11. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
  12. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия воспитателя.
  13. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет медики.



Предварительный просмотр:

Рекомендации тьютора для родителей

«Игры и упражнения с песком»

 «Пескография» - это необычное и интересное занятие.

Песок – необыкновенно приятный материал. Создание песочных композиций не требует каких – либо умений. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение и страх. Для детей игра с песком - естественная и доступная форма деятельности, взаимодействия, преобразования окружающего мира. Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», предметно – игровая деятельность.

Проявляется исследовательский интерес и познавательная активность.

  1. Сгребать и разгребать руками песок вокруг в кучки.
  2. Пропускать песок между пальцами, просеивать через сито.
  3. Скользить ладонями по песку.
  4. Создать отпечаток ладоней, кулачков.
  5. Интересные следы оставлять на песке при помощи палочек, стаканчиков, мячиков, формочек
  6. Проделывать отверстия в песке пальчиком.
  7. «Пройтись» пальчиком по песку- линии прямые и волнистые.
  8. Рисование пальцами по песку.
  9. Пересыпать песок из одной емкости в другую.
  10. Рисовать геометрические фигуры.
  11. Рисовать изображения на основе нескольких фигур (линий, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника).
  12. Искать мелкие игрушки в песке.
  13. Лепка из мокрого песка. 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников

«Что нужно знать родителям о тьюторах?»

Чем отличается выбор от перебора, индивидуальный подход от индивидуализации, и почему это важно для образования вашего ребёнка? В последнее время всё больше родителей понимают, что никто не заинтересован в качественном образовании их детей так, как они сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы разбираться в том, как можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться за помощью к профессионалам.

В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с конкретным ребёнком.

Для этого требуется включение тьютора в воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ позволяет ребёнку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми. С помощью индивидуального наставника особые дети социализируются, преодолевают затруднения, усваивают образовательный материал в соответствии со своими возможностями.

Важно понимать, что тьютор не нянька, которая ежесекундно находится с ребёнком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которого помочь ребёнку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии,         социализации)         в         индивидуальном         порядке.         Это значит, что тьютор может сопровождать не одного ребёнка, а нескольких, то есть группу детей из детского сада или непосредственно в группе, составляя индивидуальную программу для каждого малыша. Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребёнка. Задачи, реализуемые тьютором, разнообразны:

  • сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;

-подготовка условий для образования ребёнка в конкретной системе образования;

Во время образовательной деятельности тьютор:

  • следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
  • соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребёнка, то продолжает с подопечным работу по упрощенному заданию.

       Тьютор становится связующим звеном между тьюторантом и специалистами ДОУ, родителями. Он планирует режим дня, адаптирует пространство, где занимается ребёнок под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе.

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребёнка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трёх составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами.

Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребёнком своих умений ("я умею вырезать", " я знаю игры и умею играть с другими детьми", осознании того, что он может делать сам, а что - со взрослыми, когда ребёнок может адекватно оценить свои возможности.

Самоопределение - из умения осознанно выбирать себе занятие, а также уметь предоставить (на уровне ребёнка дошкольника) результат работы (понимание "а что должно получиться в итоге?").

Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребёнку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

В итоге, последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребёнку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультационный материал для родителей «Советует логопед. Раннее развитие ребенка»

Советы логопеда родителям детей младшего дошкольного возраста....

Консультационный материал для родителей

буклет 1.Беседа на тему, какие игрушки нужны детям и тест для родителей, какое место игра с детьми занимает у вас дома.буклет 2.Материал включает в себя памятку для родителей по воспитанию культуры по...

Консультационный материал для родителей. "Преодолеваем детские страхи игрой"

С проблемой детских страхов сталкивается практически каждый родитель. Не зависимо от истории их появления и характера их проявления, психологи советуют "лечить" страхи игрой. В данном матери...

Консультационный материал для родителей:"Внимание! Скоро в школу"

Материал для родитетей в приемную подготовительной группы детского сада. Включает в себя игры на развитие памяти , внимания и тест для будущих первоклассников...

Консультационные материалы для родителей воспитанников и педагогов

Безопасность на водных объектах«РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ, МЫ ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»Памятка для родителей "Пальчиковые игры"Папка-передвижка "Рисуем без к...

Консультационный материал для родителей воспитанников

quot;Музыка летом" - https://vk.com/club193735243?w=wall-193735243_3172...