Консультационный материал для родителей воспитанников, педагогов ДОО
консультация
Консультация для родителей «Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ»
Консультация для педагогов «Взаимодействие тьютора со специалистами и педагогическими работниками в ДОУ»
Советы и рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития от тьютора ДОУ
Рекомендации тьютора для родителей «Игры и упражнения с песком»
Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать родителям о тьюторах?»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ»
Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги по физическому и музыкальному развитию и многие другие: и все они в разной мере взаимодействуют с родителями своих воспитанников. Что же можно сказать о работе тьютора в этом направлении? Как этот педагог строит коммуникацию с родителями тьюторантов? Возможно ли ее спланировать? И какая польза для тьютора в качественно налаженном контакте с родителями своих подопечных? Обо всем этом по порядку в данном материале.
Тьютор – это педагог, который осуществляет сопровождение образовательной деятельности тьюторанта. А тьюторант – это воспитанник дошкольного образовательного учреждения, нуждающийся в таком сопровождении. Все тьюторанты разные и сопровождение каждого из них будет разрабатываться индивидуально и иметь ряд особенностей, а вот работу с родителями тьюторантов можно заблаговременно спрогнозировать.
Будет не лишним упомянуть, что работа тьютора с родителями имеет три направления:
Просветительская деятельность;
Консультативная деятельность;
Коммуникативная деятельность
Легче всего спланировать просветительскую работу. С нее и начнем.
Календарно-тематическое планирование просветительской работы тьютора
Просветительская деятельность – это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на
распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.
Просветительскую деятельность тьютор может осуществлять через проведение бесед, семинаров, круглых столов, подготовку печатных материалов на необходимые темы.
Консультативная деятельность заключается в предоставлении тьютором актуальной информации о динамике развития тьюторанта.
Консультативная деятельность тьютора может осуществляться как по инициативе педагога, так и по инициативе родителя. Во втором случае спланировать консультации не получится, а в первом это не составит труда.
Периодичность консультаций определяется тьютором и зависит от таких факторов как: динамика развития тьюторанта, возникновение затруднений в ходе тьюторского сопровождения, необходимость получения дополнительной информации от родителей и т.п.
В нашей практике мы обычно проводим ознакомительную консультацию с разъяснением особенностей работы тьютора, а далее встречаемся с родителями по необходимости, приблизительно один раз в полтора-два месяца, не считая консультаций, инициированных родителями тьюторанта.
Коммуникативная деятельность направлена на обеспечение обратной связи и ее результативности. Качественно налаженный контакт с родителями – это залог успешного сотрудничества тьютора и семьи тьюторанта. Объединив усилия педагога и родителей и двигаясь в одном направлении, получится добиться намного больших результатов, нежели без их поддержки. Осуществляется коммуникативная деятельность через постоянное общение тьютора с семьей тьюторанта, анкетирование родителей на предмет их удовлетворенности сотрудничеством, выяснение запросов родителей к детскому саду.
В совокупности все три направления работы с родителями позволяют тьютору «получить к себе в команду» педагогически компетентных и заинтересованных родителей, что позволяет добиваться больших успехов в работе.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Взаимодействие тьютора со специалистами и
педагогическими работниками в ДОУ»
Сотрудничество воспитателя и всех специалистов ДОУ является ключом к успеху развития и образования ребёнка с ОВЗ. Взрослые, работающие с "особыми" детьми, для успешного вовлечения детей с ограниченными возможностями в жизнь дошкольного учреждения объединяют разноплановые усилия. Основными членами такой команды должны быть воспитатели, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы.
Прежде всего, осуществляется взаимодействие тьютора со специалистами и педагогами, обследуется ребенок, разрабатывается образовательный маршрут и психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы, вырабатываются рекомендации по режиму посещаемости дошкольника, отслеживается динамика.
Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду, это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ во всех режимных моментах и по всем направлениям деятельности.
Тьютор - сопровождает ребёнка в его жизненной среде, помогает в организации развивающего характера. Подготавливает условия для развития ребёнка с ОВЗ в конкретной системе образовательного учреждения. Занимается с ребёнком по преодолению дефицитов, развития и формирования новых компетенций. Взаимодействует со специалистами в вопросах развития и образования ребёнка, оказывает помощь родителям в подборе развивающих, коррекционных и образовательных занятий.
Взаимодействие с педагогами в условиях реализации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ включает в себя следующие направления:
· организация совместной и самостоятельной деятельности детей; по продуктивным видам деятельности.
- воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
- организация индивидуальной работы с ребенком, выполнение рекомендаций всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
- применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе.
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли направление своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка с особыми образовательными потребностями, а с другой – в слаженном взаимодействии между собой.
Каждый из участников процесса формирования образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
Цель взаимодействия это - формирование системы общих взглядов и мотивации педагогического коллектива, обеспечивающих успешность образовательно- воспитательной деятельности и социализации детей с ОВЗ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Воспитатели и тьюторы - одна команда. Следует помнить, что для дошкольников с ограниченными возможностями педагог должен оставаться лидером, а тьютор должен быть признан помощником. Тьютор-это помощник воспитателя. Он следит за тем, что говорит воспитатель на занятии, и подает материал в том объеме и на том уровне, которые понятны ребенку. В тоже время ребенок находится в группе и слушает как воспитателя, так и ответы других детей, и также выполняет задания. Если ребенок не справляется, то тьютор может подсказать ребенку.
Во взаимодействии с воспитателем, тьютор обсуждает цели и задачи своей работы, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка, соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка. При необходимости дополняет или корректирует индивидуально-образовательный маршрут.
Во взаимодействии тьютора с педагогом – психологом, дефектологом, воспитателем и учителем логопедом проводится:
· совместная диагностика ребенка на разных возрастных этапах;
· создание развивающей среды;
· построение индивидуальных маршрутов развития ребенка;
· организация совместных выставок, конкурсов для детей и родителей; · планирование и проведение совместной работы с родителями. Во взаимодействии тьютора и музыкального руководителя проводится совместная подготовка и проведение культурно – досуговой деятельности;
· изучение репертуара к проведению занятий;
· совместная организация работы с родителями;
· совместное проектирование развивающей музыкально- образовательной среды;
· взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала, в решении разнообразных задач воспитания и развития ребенка с ОВЗ;
· взаимопосещение всех форм взаимодействия с ребёнком с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка с ОВЗ;
Результат: дети ОВЗ посещают праздники, утренники.
Во взаимодействии тьютора с инструктором по физической культуре проводится: совместное развитие двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе организованной деятельности особое внимание обращается на специально подобранные игры и упражнения на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. По плану инструктора по физической культуре проводятся индивидуальные занятия, тьютор совместно с инструктором оказывает помощь ребенку при выполнении развивающих упражнений.
Таким образом, представленная модель взаимодействия специалистов, которая включает выделенные уровни и формы в работе с детьми с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи комплексного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Точное и эффективное взаимодействие тьютора с специалистами в детском саду очень важно для успешного обучения и развития ребенка. Это способствует созданию благоприятной образовательной среды, в которой каждый специалист вносит свой вклад в общее дело. Для достижения этой цели необходимо придерживаться определенных принципов и использовать соответствующий подход к сотрудничеству.
Предварительный просмотр:
Советы и рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития от тьютора ДОУ
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе воспитателей и родителей.
- У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
- Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
- Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию воспитателя
- Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
- Занятия должны носить занимательный характер.
- При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
- В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
- Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует воспитатель.
- Занятия должны быть регулярными.
- Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. 12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
- У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
- Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
- Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
- Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
- Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
- Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
- Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
- При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
- Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
- Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
- Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
- Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия воспитателя.
- Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет медики.
Предварительный просмотр:
Рекомендации тьютора для родителей
«Игры и упражнения с песком»
«Пескография» - это необычное и интересное занятие.
Песок – необыкновенно приятный материал. Создание песочных композиций не требует каких – либо умений. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение и страх. Для детей игра с песком - естественная и доступная форма деятельности, взаимодействия, преобразования окружающего мира. Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», предметно – игровая деятельность.
Проявляется исследовательский интерес и познавательная активность.
- Сгребать и разгребать руками песок вокруг в кучки.
- Пропускать песок между пальцами, просеивать через сито.
- Скользить ладонями по песку.
- Создать отпечаток ладоней, кулачков.
- Интересные следы оставлять на песке при помощи палочек, стаканчиков, мячиков, формочек
- Проделывать отверстия в песке пальчиком.
- «Пройтись» пальчиком по песку- линии прямые и волнистые.
- Рисование пальцами по песку.
- Пересыпать песок из одной емкости в другую.
- Рисовать геометрические фигуры.
- Рисовать изображения на основе нескольких фигур (линий, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника).
- Искать мелкие игрушки в песке.
- Лепка из мокрого песка.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей дошкольников
«Что нужно знать родителям о тьюторах?»
Чем отличается выбор от перебора, индивидуальный подход от индивидуализации, и почему это важно для образования вашего ребёнка? В последнее время всё больше родителей понимают, что никто не заинтересован в качественном образовании их детей так, как они сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы разбираться в том, как можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться за помощью к профессионалам.
В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с конкретным ребёнком.
Для этого требуется включение тьютора в воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ позволяет ребёнку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми. С помощью индивидуального наставника особые дети социализируются, преодолевают затруднения, усваивают образовательный материал в соответствии со своими возможностями.
Важно понимать, что тьютор не нянька, которая ежесекундно находится с ребёнком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которого помочь ребёнку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии, социализации) в индивидуальном порядке. Это значит, что тьютор может сопровождать не одного ребёнка, а нескольких, то есть группу детей из детского сада или непосредственно в группе, составляя индивидуальную программу для каждого малыша. Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребёнка. Задачи, реализуемые тьютором, разнообразны:
- сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
-подготовка условий для образования ребёнка в конкретной системе образования;
Во время образовательной деятельности тьютор:
- следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребёнка, то продолжает с подопечным работу по упрощенному заданию.
Тьютор становится связующим звеном между тьюторантом и специалистами ДОУ, родителями. Он планирует режим дня, адаптирует пространство, где занимается ребёнок под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе.
Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребёнка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трёх составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами.
Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребёнком своих умений ("я умею вырезать", " я знаю игры и умею играть с другими детьми", осознании того, что он может делать сам, а что - со взрослыми, когда ребёнок может адекватно оценить свои возможности.
Самоопределение - из умения осознанно выбирать себе занятие, а также уметь предоставить (на уровне ребёнка дошкольника) результат работы (понимание "а что должно получиться в итоге?").
Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребёнку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.
В итоге, последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребёнку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультационный материал для родителей «Советует логопед. Раннее развитие ребенка»
Советы логопеда родителям детей младшего дошкольного возраста....

Консультационный материал для родителей
буклет 1.Беседа на тему, какие игрушки нужны детям и тест для родителей, какое место игра с детьми занимает у вас дома.буклет 2.Материал включает в себя памятку для родителей по воспитанию культуры по...

Консультационный материал для родителей. "Преодолеваем детские страхи игрой"
С проблемой детских страхов сталкивается практически каждый родитель. Не зависимо от истории их появления и характера их проявления, психологи советуют "лечить" страхи игрой. В данном матери...

Консультационный материал для родителей:"Внимание! Скоро в школу"
Материал для родитетей в приемную подготовительной группы детского сада. Включает в себя игры на развитие памяти , внимания и тест для будущих первоклассников...
Консультационный материал для родителей "Роль изобразительной деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста."
Материал предназначен для помещения в родительский уголок....

Консультационные материалы для родителей воспитанников и педагогов
Безопасность на водных объектах«РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ, МЫ ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»Памятка для родителей "Пальчиковые игры"Папка-передвижка "Рисуем без к...

Консультационный материал для родителей воспитанников
quot;Музыка летом" - https://vk.com/club193735243?w=wall-193735243_3172...
