Консультация для родителей "Логопедия на кухне"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей учителя-логопеда группы «Капитошки» Давкнис Н.К. «Логопедия на кухне»

 

 Часто мы слышим от родителей вопрос : «Когда позаниматься с ребенком?». Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

    Сегодня мы будем учиться играть с детьми (вами). на кухне. «Вот уж неподходящее место для игр!»- скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать?

    Сегодня мы поучимся не разделять эти процессы во времени и пространстве. Мы найдем способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне.  Покажу применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же, как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.

 Все игры можно разделить на группы:

·- игры для развития речевого дыхания

 -· игры на развитие мелкой моторики

- · игры на развитие звукового восприятия

 - · игры на обогащение словарного запаса

 - · игры на развитие грамматического строя речи.

 Для начала мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.

 Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Это считается одним из необходимых и значимых условий в постановке звуков. Ведь все звуки мы произносим на выдохе. · Для развития речевого выдоха и вдоха, можно попробовать подуть на воду, налитой в стакан через коктейльную палочку в стакане, изобразить бурлящую воду. (маму попросим). · Тарелка с водой. В ней плавают кораблики. Подуть. (маму просим) · Для задержки дыхания попробуем перекладывать макароны с помощью трубочки на другую тарелку. (показать)

    Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков. «Перебрать фасоль и горох» «Бусы» Нанизать макароны на шнурочек. «Колодец» Сделать из спичек колодец. «Порисовать пальчиками на манке» .

 И пока дети заняты делом, предложить поиграть в игру «Доскажи словечко» - взрослый предлагает ребёнку закончить предложения в стихотворении: Я захотел устроит бал, И я гостей к себе…. (позвал). Я взял муку и взял творог, Испёк рассыпчатый (пирог). Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости не…. (идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту… (съел). Когда же гости подошли, То даже крошек… (не нашли). И так, можно использовать любое стихотворение, которое ребенок может продолжить.

 А можно составлять предложения самим, например: Мама принесла из магазина хлеб… Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. -У меня 3 баночки. Какой баночкой я буду греметь? Если ребенок знаком с буквами, попробуйте придумать названия блюд на определенный звук. Например на звук «С»: салат, сырники, морс, суп.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Что я принесла? - Кар-р-р-тофель или капусту? - Ар-р-р-буз или дыню? - Пер-р-р-сики или бананы? - Лук или огур-р-р-цы? - Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… Игры на развитие грамматического строя

Поиграем в игры на развитие грамматического строя

 Вспомните побольше слов, описывающих (напр.) апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся Игра «Назови ласково» Апельсин - апельсинчик Булка - булочка Игра «Один-много» Ребенку показывают сначала один фрукт, потом два и просят сказать, что это? Лимон - лимоны Апельсин - апельсины Игра «Повар» Показываю картофель. Что можно приготовить из картофеля? (пюре, а как будет называться? (картофельнОЕ, а начинка (картофельнАЯ, а суп- (картофельнЫЙ). Сок из апельсина- апельсиновый Салат из моркови- морковный и т. д. Варенье из яблок- яблочное Компот из груш- грушевый и т. д. (картинки показать) Предлагаю вам подборку игр на обогащение словарного запаса.

 Игра «Четвертый лишний» Положить перед ребенком 3 овоща и один фрукт. Ребенок должен определить, какой предмет лишний. Игра «Посуда» Ребенку показывают половник, сковородку, кастрюлю и т. п., и закрепляют слова-действия: половником что делают?- мешают, на сковородке жарят, в кастрюле варят и т. д.

 Игра «Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: сахар, хлеб, конфеты. Оказывается, сахар «прячется» в сахарнице, хлеб «прячется» в хлебнице, конфеты- в конфетнице, суп в супнице, овощи - в салатнице. «Сложные слова» Указать ребенку на то, что на кухне есть слова, которые подружились навсегда: мясо рубит - мясорубка кофе варит - кофеварка сок выжимает - соковыжималка кофе мелит – кофемолка

Игра «Неизменяемые слова» Есть слова, которые никогда не меняются. Угостите меня кофе. Сделайте мне кофе. Сварите мне какао. Я люблю какао. Послушайте радио. По радио передавали песенку.

 Игры на обогащение словаря ребенка.

 Сейчас поиграем в игры на обогащение словаря ребенка.

Игра «Достаем слова» Вы сварили борщ, ребенок видел, что вы в него кладёте. - Какие слова можно достать из борща? Называйте, пожалуйста? (Картошка, укроп, свекла и мясо) Можно, доставать слова из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т. д.

. Игра «один_ много»

 Игра «Учим предлоги» после похода в магазин раскладываем продукты сообща. - Конфеты положи в конфетницу. - Салфетки сложи в салфетницу. - Коробку с соком поставь около микроволновой печи. -Фрукты положи на нижнюю полку в холодильник. Так, ребёнок выполняет поручения, а вы спрашиваете, что и куда он положил.

 Игры, развивающие умения делить слова на слоги

Теперь поиграем в игры, которые закрепляют умения детей делить слова на слоги.

 Игра «Подбери слова» Вот одна фасолинка. - Назовите продукты или любые слова, в которых один слог, два, три слога. -Возьми столько макарон (горошин, фасоли и т. п.) сколько в этом слове слогов. -Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов. Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов. Далее остановимся на играх, способствующих развитию фонематического слуха. Игра «Покупки» Вы, показываете ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «С». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

 Перец или соль?

 Сок или хлеб?

 Колбаса или бананы?

Свекла или баклажаны?

 Игра «Необычное меню»

- Попробуем составить необычное меню. Название продуктов или приготовленных блюд должно начинаться с названия дня недели. - С какого звука будут начинаться названия блюд или продуктов в понедельник? - Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! –

Пожалуйста, предлагайте, что приготовите в понедельник? –

Плов, плюшки, паштет, пончики.

 - Что приготовите во вторник?

 - Ватрушки, вареники, варенье.

 - А в среду?

 - Суп, салат, сырники, сыр.

 - А в четверг?

- Чай, чернослив.

 - В пятницу?

- Пирог, печенье, печень, пельмени.

Я уверена, вы уловили смысл речевых игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей учителя-логопеда группы «Капитошки» Давкнис Н.К. «Логопедия на кухне»

 Часто мы слышим от родителей вопрос : «Когда позаниматься с ребенком?». Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

    Сегодня мы будем учиться играть с детьми (вами). на кухне. «Вот уж неподходящее место для игр!»- скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать?

    Сегодня мы поучимся не разделять эти процессы во времени и пространстве. Мы найдем способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне.  Покажу применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же, как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.

 Все игры можно разделить на группы:

·- игры для развития речевого дыхания

 -· игры на развитие мелкой моторики

- · игры на развитие звукового восприятия

 - · игры на обогащение словарного запаса

 - · игры на развитие грамматического строя речи.

 Для начала мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.

 Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Это считается одним из необходимых и значимых условий в постановке звуков. Ведь все звуки мы произносим на выдохе. · Для развития речевого выдоха и вдоха, можно попробовать подуть на воду, налитой в стакан через коктейльную палочку в стакане, изобразить бурлящую воду. (маму попросим). · Тарелка с водой. В ней плавают кораблики. Подуть. (маму просим) · Для задержки дыхания попробуем перекладывать макароны с помощью трубочки на другую тарелку. (показать)

    Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков. «Перебрать фасоль и горох» «Бусы» Нанизать макароны на шнурочек. «Колодец» Сделать из спичек колодец. «Порисовать пальчиками на манке» .

 И пока дети заняты делом, предложить поиграть в игру «Доскажи словечко» - взрослый предлагает ребёнку закончить предложения в стихотворении: Я захотел устроит бал, И я гостей к себе…. (позвал). Я взял муку и взял творог, Испёк рассыпчатый (пирог). Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости не…. (идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту… (съел). Когда же гости подошли, То даже крошек… (не нашли). И так, можно использовать любое стихотворение, которое ребенок может продолжить.

 А можно составлять предложения самим, например: Мама принесла из магазина хлеб… Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. -У меня 3 баночки. Какой баночкой я буду греметь? Если ребенок знаком с буквами, попробуйте придумать названия блюд на определенный звук. Например на звук «С»: салат, сырники, морс, суп.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Что я принесла? - Кар-р-р-тофель или капусту? - Ар-р-р-буз или дыню? - Пер-р-р-сики или бананы? - Лук или огур-р-р-цы? - Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… Игры на развитие грамматического строя

Поиграем в игры на развитие грамматического строя

 Вспомните побольше слов, описывающих (напр.) апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся Игра «Назови ласково» Апельсин - апельсинчик Булка - булочка Игра «Один-много» Ребенку показывают сначала один фрукт, потом два и просят сказать, что это? Лимон - лимоны Апельсин - апельсины Игра «Повар» Показываю картофель. Что можно приготовить из картофеля? (пюре, а как будет называться? (картофельнОЕ, а начинка (картофельнАЯ, а суп- (картофельнЫЙ). Сок из апельсина- апельсиновый Салат из моркови- морковный и т. д. Варенье из яблок- яблочное Компот из груш- грушевый и т. д. (картинки показать) Предлагаю вам подборку игр на обогащение словарного запаса.

 Игра «Четвертый лишний» Положить перед ребенком 3 овоща и один фрукт. Ребенок должен определить, какой предмет лишний. Игра «Посуда» Ребенку показывают половник, сковородку, кастрюлю и т. п., и закрепляют слова-действия: половником что делают?- мешают, на сковородке жарят, в кастрюле варят и т. д.

 Игра «Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: сахар, хлеб, конфеты. Оказывается, сахар «прячется» в сахарнице, хлеб «прячется» в хлебнице, конфеты- в конфетнице, суп в супнице, овощи - в салатнице. «Сложные слова» Указать ребенку на то, что на кухне есть слова, которые подружились навсегда: мясо рубит - мясорубка кофе варит - кофеварка сок выжимает - соковыжималка кофе мелит – кофемолка

Игра «Неизменяемые слова» Есть слова, которые никогда не меняются. Угостите меня кофе. Сделайте мне кофе. Сварите мне какао. Я люблю какао. Послушайте радио. По радио передавали песенку.

 Игры на обогащение словаря ребенка.

 Сейчас поиграем в игры на обогащение словаря ребенка.

Игра «Достаем слова» Вы сварили борщ, ребенок видел, что вы в него кладёте. - Какие слова можно достать из борща? Называйте, пожалуйста? (Картошка, укроп, свекла и мясо) Можно, доставать слова из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т. д.

. Игра «один_ много»

 Игра «Учим предлоги» после похода в магазин раскладываем продукты сообща. - Конфеты положи в конфетницу. - Салфетки сложи в салфетницу. - Коробку с соком поставь около микроволновой печи. -Фрукты положи на нижнюю полку в холодильник. Так, ребёнок выполняет поручения, а вы спрашиваете, что и куда он положил.

 Игры, развивающие умения делить слова на слоги 

Теперь поиграем в игры, которые закрепляют умения детей делить слова на слоги.

 Игра «Подбери слова» Вот одна фасолинка. - Назовите продукты или любые слова, в которых один слог, два, три слога. -Возьми столько макарон (горошин, фасоли и т. п.) сколько в этом слове слогов. -Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов. Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов. Далее остановимся на играх, способствующих развитию фонематического слуха. Игра «Покупки» Вы, показываете ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «С». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

 Перец или соль?

 Сок или хлеб?

 Колбаса или бананы?

Свекла или баклажаны?

 Игра «Необычное меню»

- Попробуем составить необычное меню. Название продуктов или приготовленных блюд должно начинаться с названия дня недели. - С какого звука будут начинаться названия блюд или продуктов в понедельник? - Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! –

Пожалуйста, предлагайте, что приготовите в понедельник? –

Плов, плюшки, паштет, пончики.

 - Что приготовите во вторник?

 - Ватрушки, вареники, варенье.

 - А в среду?

 - Суп, салат, сырники, сыр.

 - А в четверг?

- Чай, чернослив.

 - В пятницу?

- Пирог, печенье, печень, пельмени.

Я уверена, вы уловили смысл речевых игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Занимательные опыты на кухне"

Взрослые, проводя с детьми данные опыты,  получат радость и удовольствие от совместно проведённого времени!...

Консультация "Развивающие игры на кухне"

Ребёнок хочет поиграть с мамой. Но вот незадача: маме нужно готовить ужин. А посидеть с ребенком некому… Что делать? Как быть?Предлагаем вам развивающие игры с детьми на кухне....

Консультация "Занимательные опыта на кухне"

Консультация "Занимательные опыта на кухне"...

Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.

Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...

Консультация "Речевые игры на кухне"

Заниматься с ребенком можно, превратив работу по хозяйству в познавательное, развивающее и интересной действие....

Консультация для родителей "На кухне играем - речь развиваем"

В консультации подобраны игры, в которые родители могут играть с детьми на кухне, не отрываясь от домашних дел....