Конспект НОД " Воздух . Его свойства "
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Открытое занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия с элементами эксперимента в подготовительной группе.
Тема: «Воздух. Его свойства»
Цель : - Закрепить понятие о воздухе – веществе окружающем нас и необходимом для жизни всех живых существ.
- О значении воздуха для человека. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, прозрачный, движется(ветер),имеет температуру, переносит звуки, запахи).
- Развивать речь детей. Активизировать словарь. (кислород, микроскоп, учёные, лаборатория, атмосфера, углекислый газ, опыты, энциклопедия).
- Воспитывать умение сотрудничать, помогать друг другу. Стимулировать активность и любознательность детей через эксперимент и опыты.
- Учить делать выводы на основе полученных результатов в процессе опыта, устанавливать закономерности, логически рассуждать.
Оборудование и материалы:
1.Запись песни «Почему?» ком. Шаинский.
2. Глобус, лёгкий голубой платок.
3. Карта, книги-энциклопедии.
4. Пакеты целлофановые на каждого ребёнка, палочки с ленточками.
5. Надувные мячи, игрушки, шары, искусственные цветы, веточки деревьев.
6. Ящики с почвой – 2 штуки.
7. Баночки с запахом: яблоко, кофе, лекарство, лук, лимон.
8. Пустые пластмассовые бутылочки, фен, скакалка, резиновые игрушки.
9. Подиум для демонстрации опыта (стол, подставка)
10. Банки – одна пустая, другая с холодной водой.
11. Мольберт с рисунками – схемами.
12. Конверт большой, медальки.
Ход занятия .
Дети стоят на ковре. Звучит запись песни «Почему?»
За книгами прячется герой Почемучка. (взрослый, смешные хвостики, очки на носу, на груди медальон со знаком вопроса)
Герой выходит к детям. Они вместе выполняют разные забавные движения под песенку.
Почемучка: - Мы потанцевали, повеселились, пора знакомится!
Я - Почемучка! Живу в детских энциклопедиях (показывает)
Очень люблю задавать разные вопросы.
А самый любимый – почему?
Мы танцевали, разогрелись, а у вас всё равно как-то в группе свежо и легко дышится! Как же удалось это сделать?
Дети: Мы открывали перед занятием окно, проветривали, чтобы было свежо, приятно. Запускали свежий воздух.
Почемучка: Воздух? Какой такой воздух? Где же он? Покажите мне!
(Делает вид, что ищет повсюду)
Дети: Воздух повсюду! И на улице, и в группе, и в пустой коробке!
Почемучка: Почему же я его не вижу?
Дети: Воздух невидимый.
Почемучка: А как доказать его существование? Убедиться , что он действительно есть? Я знаю! Для этого есть учёные люди, которые много знают, читают, делают опыты, наблюдают, экспериментируют.
Хотите, станем тоже учёными и проведём свои опыты?
Для этого я приглашаю вас в лабораторию, специально оборудованное место для опытов и экспериментов.
(Дети садятся за столы)
Вести в лаборатории нужно себя спокойно и уверенно, стараться не шуметь и ничего не задеть.
Вот вы утверждаете, что воздух по всюду и в нашей лаборатории тоже, а почему же я вас так хорошо вижу?
Игра «Повтори движения»
(Почемучка показывает движения, дети повторяют)
Дети: Вы нас хорошо видите и мы вас, потому что, воздух прозрачный как стекло.
Почемучка: Запоминаю свойства воздуха: невидимый, прозрачный. А как же его можно увидеть, почувствовать?
Внимание опыт:
(На столе подставка из куба, на ней большая прозрачная тарелка)
Почемучка: Хотите увидеть воздух? Смотрите внимательно. В большую, прозрачную тарелку, наливаю воду из под крана.
Когда в банку налилась вода, что за странные пузырьки появились? (показ детям по рядам)
Была банка совершенно пустая, налили воду, появились пузырьки?
Дети: Воздух выходит.
Почемучка: Верно, воздух. Мы сейчас это подтвердим. Наливаю воду в тарелку и подкрашу воду голубым цветом для яркости. А теперь беру чистую, сухую банку (или стакан) и ровно не наклоняя, опускаю в воду. Вынимаю, трогаю. Банка внутри осталась чистой и сухой.
( Дети трогают)
Дети: Воздух помешал воде в банку попасть!
Почемучка : Верно! Мы доказали, что воздух существует!
(Воздух прозрачный, невидимый )
А теперь мы с вами попробуем поймать воздух. А поймаем воздух с помощью пакета.
Опыт «Воздух в пакете»
Дети: Пакет надуть, пакетом взмахнуть и завязать.
( Дети проделывают опыт с пакетами)
Почемучка: Мы ещё раз убедились – он есть! Воздух вокруг нас! А в воде он есть?
Дети: Есть! Пузырьки в бутылки с газировкой, в банке с холодной водой.
Почемучка: А кому нужен воздух в воде?
Дети: Рыбкам, водорослям, животным, обитающим в воде.
Почемучка: Но только в холодной сырой воде, а не в кипячёной.
А в почве (земле) есть воздух?
Внимание опыт:
У нас в группе много посадок : лук, чеснок , цветы. Перед началом занятия я один ящик накрыла очень плотно прозрачным пакетом (показ ящика)
А теперь давайте вместе рассмотрим, что же произошло?
Дети: На пакете появились капельки, он запотел.
Почемучка: Как вы думаете, почему он запотел?
Дети: Воздух выходил, а он влажный.
Почемучка: Верно! Воздух есть в почве, искал выход, а пакет ему мешал. А кому нужен воздух в почве?
Дети: Растениям, для этого мы рыхлим землю, насекомым, червям, личинкам.
Почемучка: Выходите на ковёр и встаньте в рассыпную. Замечательно, что везде есть воздух – и в воде, и в почве, и вокруг нас. А как же им дышат?
Рыбы?
Дети: Жабрами.
Почемучка: Растения?
Дети: Листочками и корнями.
Почемучка: А человек?
Дети: Носом и ртом .
Упражнения на дыхания.
- Надуть шар, шар лопнул.
- «Насос», «Дровосек» и тп.
Почемучка: Человек может прожить без еды и воды, а без воздуха нет!
Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Воздух нужен всему живому. Наша планета, поэтому и обитаема, что покрыта воздушной оболочкой.
(Показ глобуса, накрываю платком)
Земной шар имеет плотную воздушную оболочку.
А наши, растения создают её. Вот почему нам лучше дышится, там где есть растения. От людей зависит то, чтобы воздушная оболочка земли не разрушалась заводами, пылью, газом. А очистить воздух можно озеленяя города, улицы; нужно беречь растения. Воздушная оболочка земли называется – Атмосфера.
Почемучка: Прошу опять вернутся всех в лабораторию. Наши опыты не завершились. Мы должны много узнать о воздухе и его свойствах. Поговорили о воздухе ,и сразу на прогулку захотелось, на улице воздуха больше.
(Почемучка смотрит в окно)
Но что- то мне не нравится, что происходит с деревьями? Они как то странно раскачиваются?
Дети: Это ветер! Ветер движение воздуха.
Почемучка: А хотите создать свой ветер? Устроить движение ветра?
(На столе карандаши с ленточками у каждого ребёнка)
Почемучка: Берём палочки и дуем на ленточки. Что происходит?
Внимание опыт.
Почемучка: Какие молодцы! Какое движение воздуха устроили! Но почему у одних ленточки сильно поднимаются, а у других чуть – чуть?
Дети: Ветер бывает разной силы. Сильный ураган, безветрие и умеренный ветер.
Почемучка: А почему же ваши ленточки разлетаются то вверх, то вниз, то влево, то вправо. И деревья на улице наклоняются в разные стороны?
Дети: Ветер меняет направления и скорость.
Физкультминутка « Листочки и цветочки»
(Дети берут в руки цветочки и листочки и стоят у своих мест, ведущий дует на них с разных сторон и с разной силой. Дети наклоняются в нужном направлении. )
Почемучка: Пока ветер дул, я от свежего воздуха успела проголодаться. Да и запахи, какие приятные у вас в саду и компотом пахнет и котлеткой. А как же запахи из кухни до нас добрались?
Дети: Мы носиками почувствовали.
Почемучка: А помог нам воздух! Это он долетел с кухни и принес нам запахи. Я поймала воздух с запахами и закрыла в баночках. Поможете узнать запах?
Игра «Воздух в баночке»
(Почемучка даёт детям понюхать запахи из баночек и определить его)
Баночки с запахом: лимон, валерьянка, кофе, яблоко, лук.
Почемучка: Воздух переносит запахи! А ещё воздух обладает одной удивительной способностью – он помогает нам слышать. Воздух переносит звуки. На других планетах нет воздуха, а значит, нет звуков.
Физкультминутка «От куда слышен звук?»
(Почемучка хлопает в ладоши или гремит погремушкой, а дети определяют ,с какой стороны издаётся звук?)
Почемучка: Прекрасно , друзья! Вы настоящие учёные! Давайте повторим всё, что мы сегодня доказали с помощью опытов.
( На мольберте картинки – схемы)
Подведение итогов.
- Воздух существует, он нужен всему живому.
- Планету окружает Атмосфера.
- Воздух движется, меняет силу направления, скорость.
- Имеет температуру.
- Передаёт запахи, звуки.
- Воздух нужно беречь, очищать. Без воздуха человек жить не может.
- Растения источник кислорода. Беречь и охранять растения.
Почемучка: А вам за прекрасные знания и старания, награждаю медалями .
Медаль «Знатоку воздуха. Рисунки – схемы, я заберу с собой в энциклопедию.
Литература.
- «Воздух – невидимка» Н.А. Рыжова.
- Энциклопедия школьника .составили П.Г.Яковенко; Н.Г.Яковенко.
- Секреты природы – это так интересно. Л.В.Квинько.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

Конспект игры- занятия "Свойства воды".
Конспект игры-занятия в 1 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности....
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект по теме "Свойства воды"
Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" ....
конспект нод "Исследуем свойства воды"
познавательная деятельность...
Конспект интегрированного занятия "Свойства бумаги"
Конспект интегрированного занятия...
Конспект НОД Тема: «Свойства и признаки воды»
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Свойства и признаки воды"...
