Конспект НОД " Воздух . Его свойства "
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Луценко Лилия Николаевна

Открытое занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия с элементами эксперимента в подготовительной группе.

Тема: «Воздух. Его свойства»

Цель : - Закрепить понятие о воздухе – веществе окружающем нас и необходимом для жизни всех живых существ.

            - О значении воздуха для человека. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, прозрачный, движется(ветер),имеет температуру, переносит звуки, запахи).

             - Развивать речь детей. Активизировать словарь. (кислород, микроскоп, учёные, лаборатория, атмосфера, углекислый газ, опыты, энциклопедия).

             - Воспитывать умение сотрудничать, помогать друг другу. Стимулировать активность и любознательность детей через эксперимент и опыты.

              - Учить делать выводы на основе полученных результатов в процессе опыта, устанавливать закономерности, логически рассуждать.

Оборудование и материалы:

1.Запись песни «Почему?» ком. Шаинский.

2. Глобус, лёгкий голубой платок.

3. Карта, книги-энциклопедии.

4. Пакеты целлофановые на каждого ребёнка, палочки с ленточками.

5. Надувные мячи, игрушки, шары, искусственные цветы, веточки деревьев.

6. Ящики с почвой – 2 штуки.

7. Баночки с запахом: яблоко, кофе, лекарство, лук, лимон.

8. Пустые пластмассовые бутылочки, фен, скакалка, резиновые игрушки.

9. Подиум для демонстрации опыта (стол, подставка)

10. Банки – одна пустая, другая с холодной водой.

11. Мольберт с рисунками – схемами.

12. Конверт  большой, медальки.

                         

Ход занятия .

 Дети стоят на ковре. Звучит запись песни «Почему?»

За книгами прячется герой Почемучка. (взрослый, смешные хвостики, очки на носу, на груди медальон  со знаком вопроса)

Герой выходит к детям. Они вместе выполняют разные забавные движения под песенку.

Почемучка:  - Мы потанцевали, повеселились, пора знакомится!

                        Я - Почемучка! Живу в детских энциклопедиях (показывает)

                        Очень люблю задавать разные вопросы.

                        А самый любимый – почему?

Мы танцевали, разогрелись, а у вас всё равно как-то в группе свежо и легко дышится! Как же удалось это сделать?

Дети: Мы открывали перед занятием окно, проветривали, чтобы было свежо, приятно. Запускали свежий воздух.

Почемучка: Воздух? Какой такой воздух? Где же он? Покажите мне!

(Делает вид, что ищет повсюду)

Дети: Воздух повсюду! И на улице, и в группе, и в пустой коробке!

 Почемучка: Почему же я его не вижу?

Дети: Воздух невидимый.

Почемучка: А как доказать его существование? Убедиться , что он действительно есть? Я знаю! Для этого есть учёные люди, которые много знают, читают, делают опыты, наблюдают, экспериментируют.

Хотите, станем тоже учёными и проведём свои опыты?

Для этого я приглашаю вас в лабораторию, специально оборудованное место  для опытов и экспериментов.

(Дети садятся за столы)

Вести в лаборатории нужно себя спокойно и уверенно, стараться не шуметь и ничего не задеть.

Вот вы утверждаете, что воздух по всюду и в нашей лаборатории тоже, а почему же я вас так хорошо вижу?

Игра «Повтори движения»

(Почемучка показывает движения, дети повторяют)

Дети: Вы нас хорошо видите и мы вас, потому что, воздух прозрачный как стекло.

Почемучка: Запоминаю свойства воздуха:  невидимый, прозрачный. А как же его можно увидеть, почувствовать?

Внимание опыт:

(На столе подставка из куба, на ней большая прозрачная тарелка)

Почемучка: Хотите увидеть воздух? Смотрите внимательно. В большую, прозрачную тарелку, наливаю воду из под крана.

Когда в банку налилась вода, что за странные пузырьки появились? (показ детям по рядам)

Была банка совершенно пустая, налили воду, появились пузырьки?

Дети:  Воздух выходит.

Почемучка: Верно, воздух. Мы сейчас это подтвердим. Наливаю воду в тарелку и подкрашу воду голубым цветом для яркости. А теперь беру чистую, сухую банку (или стакан) и ровно не наклоняя, опускаю в воду.  Вынимаю, трогаю. Банка внутри осталась чистой и сухой.

( Дети трогают)

Дети: Воздух помешал воде в банку попасть!

Почемучка : Верно! Мы доказали, что воздух существует!  

(Воздух прозрачный, невидимый )

А теперь мы с вами попробуем поймать воздух. А поймаем воздух с помощью пакета.

Опыт «Воздух в пакете»

Дети: Пакет надуть, пакетом взмахнуть и завязать.

( Дети проделывают опыт с пакетами)

Почемучка: Мы ещё раз убедились – он есть! Воздух вокруг нас! А в воде он есть?

Дети: Есть! Пузырьки в бутылки с газировкой, в банке с холодной водой.

Почемучка: А кому нужен воздух в воде?

Дети: Рыбкам, водорослям, животным, обитающим в воде.

Почемучка: Но только в холодной  сырой воде, а не в кипячёной.

А в почве (земле) есть воздух?

Внимание опыт:

У нас в группе много посадок : лук, чеснок , цветы. Перед началом занятия я один ящик накрыла очень плотно прозрачным пакетом (показ ящика)

А теперь давайте вместе рассмотрим, что же произошло?

Дети: На пакете появились капельки, он запотел.

Почемучка: Как вы думаете, почему он запотел?

Дети: Воздух выходил, а он влажный.

Почемучка: Верно! Воздух есть в почве, искал выход, а пакет ему мешал. А кому нужен воздух в почве?

Дети: Растениям, для этого мы рыхлим землю, насекомым, червям, личинкам.

Почемучка: Выходите на ковёр и встаньте в рассыпную. Замечательно, что везде есть воздух – и в воде, и в почве, и вокруг нас. А как же им дышат?

Рыбы?

Дети: Жабрами.

Почемучка: Растения?

Дети: Листочками и корнями.

Почемучка: А человек?

Дети: Носом и ртом .

Упражнения на дыхания.

  1. Надуть шар, шар лопнул.
  2. «Насос», «Дровосек» и тп.

Почемучка: Человек может прожить без еды и воды, а без воздуха нет!

Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Воздух нужен всему живому. Наша планета,  поэтому и обитаема, что покрыта воздушной оболочкой.  

(Показ глобуса, накрываю платком)

Земной шар имеет плотную воздушную оболочку.

А наши, растения создают её. Вот почему нам лучше дышится, там где есть растения. От людей зависит то, чтобы воздушная оболочка земли не разрушалась заводами, пылью, газом. А очистить воздух можно озеленяя города, улицы; нужно беречь растения. Воздушная оболочка земли называется – Атмосфера.

Почемучка: Прошу опять вернутся всех в лабораторию. Наши опыты не завершились. Мы должны много узнать о воздухе и его свойствах. Поговорили о воздухе ,и сразу на прогулку захотелось, на улице воздуха больше.

(Почемучка смотрит в окно)

Но что- то мне не нравится, что происходит с деревьями? Они  как то странно раскачиваются?

Дети: Это ветер! Ветер движение воздуха.

Почемучка: А хотите создать свой ветер? Устроить движение ветра?

(На столе карандаши с ленточками у каждого ребёнка)

Почемучка: Берём палочки и дуем на ленточки. Что происходит?

Внимание опыт.

Почемучка: Какие молодцы! Какое движение воздуха устроили! Но почему у одних ленточки сильно поднимаются, а у других чуть – чуть?

Дети: Ветер бывает разной силы. Сильный ураган, безветрие и умеренный ветер.

Почемучка: А почему же ваши ленточки разлетаются то вверх, то вниз, то влево, то вправо. И деревья на улице наклоняются в разные стороны?

Дети: Ветер меняет направления и скорость.

Физкультминутка « Листочки и цветочки»

(Дети берут в руки цветочки и листочки и стоят у своих мест, ведущий дует на них с разных сторон и с разной силой. Дети наклоняются в нужном направлении. )

Почемучка: Пока ветер дул, я от свежего воздуха успела проголодаться. Да и запахи, какие приятные у вас в саду и компотом пахнет и котлеткой. А как же запахи из кухни до нас добрались?

Дети: Мы носиками почувствовали.

Почемучка: А помог нам воздух!  Это он долетел с кухни и принес нам запахи. Я поймала воздух с запахами и закрыла в баночках. Поможете узнать запах?

Игра «Воздух в баночке»

(Почемучка даёт детям понюхать запахи из баночек и определить его)

Баночки с запахом: лимон, валерьянка, кофе, яблоко, лук.

Почемучка: Воздух переносит запахи! А ещё воздух обладает одной удивительной способностью – он помогает нам слышать. Воздух переносит звуки. На других планетах нет воздуха, а значит, нет звуков.

Физкультминутка «От куда слышен звук?»

(Почемучка хлопает в ладоши или гремит погремушкой, а дети определяют ,с какой стороны издаётся звук?)

Почемучка: Прекрасно , друзья! Вы настоящие учёные! Давайте повторим всё, что мы сегодня доказали с помощью опытов.

( На мольберте картинки – схемы)

Подведение итогов.

  1. Воздух существует, он нужен всему живому.
  2. Планету окружает Атмосфера.
  3. Воздух движется, меняет силу направления, скорость.
  4. Имеет температуру.
  5. Передаёт запахи, звуки.
  6. Воздух нужно беречь, очищать. Без воздуха человек жить не может.
  7. Растения источник кислорода. Беречь и охранять растения.

Почемучка:  А вам за прекрасные знания и старания, награждаю медалями .

Медаль «Знатоку воздуха.  Рисунки – схемы, я заберу с собой в энциклопедию.

Литература.

  1. «Воздух – невидимка»   Н.А. Рыжова.
  2. Энциклопедия школьника .составили П.Г.Яковенко; Н.Г.Яковенко.
  3. Секреты природы – это так интересно. Л.В.Квинько.
  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

Конспект игры- занятия "Свойства воды".

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности....

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект по теме "Свойства воды"

Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" ....

конспект нод "Исследуем свойства воды"

познавательная деятельность...

Конспект интегрированного занятия "Свойства бумаги"

Конспект интегрированного занятия...

Конспект НОД Тема: «Свойства и признаки воды»

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Свойства и признаки воды"...