Роль пальчиковых игр в активизации словаря детей дошкольного возраста
статья

Скворцова Ольга Николаевна

Дошкольный возраст – период интенсивного развития всех психических процессов, включая речь. В это время происходит активное накопление словарного запаса, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. И одним из эффективных инструментов, способствующих этому развитию, являются пальчиковые игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в активизации словаря детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивного развития всех психических процессов, включая речь. В это время происходит активное накопление словарного запаса, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. И одним из эффективных инструментов, способствующих этому развитию, являются пальчиковые игры.

Связь между мелкой моторикой и речью доказана учеными. В коре головного мозга центры, отвечающие за движения пальцев рук и за речь, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики пальцев рук, через пальчиковые игры, оказывает положительное влияние на развитие речи, в частности, на активизацию словарного запаса. Механизм их воздействия на речь многогранен и охватывает различные аспекты языкового развития.

Во-первых, пальчиковые игры зачастую становятся для ребенка источником новых слов. Они знакомят с лексикой, обозначающей предметы окружающего мира, совершаемые действия, а также признаки и качества. Например, простая игра "Сорока-ворона" позволяет выучить названия пальцев руки, а игра "Пальчик-мальчик" знакомит с названиями членов семьи, делая процесс обучения увлекательным и интерактивным.

Во-вторых, ценность пальчиковых игр заключается в возможности закрепления уже известных ребенку слов. Многократное повторение движений и сопровождающих их слов в процессе игры способствует активации словарного запаса. Ребенок не просто пассивно слушает знакомые слова, а активно использует их, что делает их более доступными и готовыми к применению в спонтанной речи.

В-третьих, пальчиковые игры способствуют развитию образной речи. Часто сопровождаясь стишками, потешками и загадками, они стимулируют образное мышление и расширяют словарный запас за счет использования метафор, эпитетов и других выразительных средств языка. Дети учатся понимать и использовать слова в переносном значении, что обогащает их речь и делает ее более красочной.

В-четвертых, пальчиковые игры активно развивают глагольный словарь ребенка. Будучи, как правило, связанными с выполнением различных действий, они предоставляют возможность многократно использовать глаголы, описывающие эти действия. Например, в игре "Мы делили апельсин" ребенок активно называет действия: делили, много нас, а он один, что способствует запоминанию и активному использованию этих глаголов в речи.

В-пятых, игры с пальчиками способствуют развитию понимания предлогов и наречий. Во многих играх необходимо выполнять движения, руководствуясь инструкциями, содержащими эти части речи. Например, в игре "Покатились горошки" ребенок манипулирует горошинами, выполняя действия: катятся по ладошке, под ладошкой, между пальчиков, что помогает ему лучше понимать значение предлогов и наречий и правильно использовать их в речи.

Наконец, пальчиковые игры помогают создавать прочные ассоциативные связи между словом и его значением. Связывая слова с конкретными образами и действиями, игра способствует лучшему запоминанию и пониманию лексики. Ребенок не просто заучивает слова, а формирует устойчивые ассоциации, что облегчает их воспроизведение и использование в различных контекстах.

Пример пальчиковой игры "Наша семья" наглядно демонстрирует процесс активизации словаря у дошкольников. В простой, но эффективной игре ребенок поочередно загибает пальцы одной руки, при этом проговаривая названия членов своей семьи: "мама", "папа", "брат", "сестра", "я". Казалось бы, элементарное действие, но оно несет в себе значительный потенциал для развития речи. Ребенок осознанно называет каждого члена семьи, что способствует закреплению этих слов в его активном словаре. Многократное повторение названий членов семьи укрепляет нейронные связи, делая эти слова более доступными для спонтанного использования в разговоре. Игра создает положительные эмоции, связанные с семьей, что способствует более легкому и прочному запоминанию слов.

Ещё одним прекрасным примером пальчиковой игры, направленной на активизацию словаря, является игра "Компот". В процессе этой игры ребенок не просто называет фрукты и ягоды, но и имитирует процесс варки компота. Например, он может складывать ладошки "ковшиком", изображая сбор фруктов, или "мешать" воображаемый компот пальчиком в ладошке. Параллельно с этими движениями ребенок называет используемые ингредиенты: "яблоки", "груши", "сливы", "вишни", "клубника" и т.д. Игра закрепляет в памяти названия различных фруктов и ягод, расширяя тематический словарный запас ребенка, также способствует развитию глагольного словаря, так как ребенок может называть действия, связанные с приготовлением компота: "варить", "наливать", "мешать", "добавлять". Имитация процесса варки компота делает игру более наглядной и интересной, что повышает мотивацию ребенка к участию и, соответственно, улучшает запоминание слов.

Организация пальчиковых игр не просто набор правил, а создание целой среды, способствующей развитию ребенка. Чтобы пальчиковые игры приносили максимальную пользу и радость, необходимо учитывать несколько важных аспектов.

Прежде всего, выбирайте игры, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Слишком сложные игры могут вызвать разочарование и отбить интерес, а слишком простые – наскучить. Ориентируйтесь на уровень развития ребенка и его увлечения. Если малыш любит животных, выбирайте игры с животными, если любит сказки – с героями сказок.

Начинайте с простых игр, постепенно усложняя их, что позволит ребенку уверенно осваивать новые движения и слова, не чувствуя себя перегруженным. Начните с 2-3 движений и постепенно добавляйте новые, следя за реакцией ребенка.

Проводите игры в игровой форме, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Превратите занятие в веселое приключение, используйте мимику, жесты, интонации. Пойте песенки, рассказывайте стишки, создавайте забавные истории. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и получал удовольствие от процесса.

Повторяйте игры несколько раз, чтобы ребенок лучше запомнил слова и движения. Многократное повторение – залог успешного обучения. Повторение не должно быть скучным, старайтесь вносить небольшие изменения в игру, чтобы поддерживать интерес ребенка.

Используйте наглядные пособия (картинки, игрушки), чтобы сделать игру более интересной и понятной. Картинки помогут визуализировать образы, а игрушки – имитировать действия. Например, при игре "Компот" можно использовать игрушечные фрукты, чтобы ребенку было понятнее, что он делает.

И, наконец, обязательно поощряйте ребенка к участию в игре, хвалите его за успехи. Похвала –стимул для дальнейшего развития. Отмечайте даже небольшие успехи, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к обучению. Следует следить, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и видел, что его старания ценятся.

Таким образом, пальчиковые игры отличный инструмент, способствующий развитию речи и, в частности, активизации словарного запаса детей дошкольного возраста. Регулярное использование пальчиковых игр в образовательном процессе и в домашней обстановке поможет ребенку легче усваивать новые слова, развивать образное мышление и совершенствовать речевые навыки. Инвестиции в развитие мелкой моторики и речи в дошкольном возрасте представляет собой вклад в будущее ребенка.

Список литературы:

1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. - 143 с.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Обучение детей в игре. М. Просвещение, 2009. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Консультация на тему: «Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста...

План по самообразованию по теме: «Активизация словаря детей дошкольного возраста»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями...

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста с нарушением слуха на прогулке

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"«Речевое развитие»...

Активизация словаря детей дошкольного возраста

Активизация словаря детей очень актуальная тема на сегодня...

«Роль дидактических игр в активизации словаря детей раннего возраста»

В раннем возрасте речевое развитие воспитанников осуществляется через «общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого». Именно на это нас нацеливает ФГОС Д...