АОП со сложными дефектами
рабочая программа

Шастова Жанна Валерьевна

АОП со сложными дефектами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eds_aop_so_slozhnymi_defektami.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

СОГЛАСОВАНО:                                                         УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Методическим советом                                                и. о. директора МДОАУ

протокол № 1                                                                д/с «Золотой ключик»                              

«30» августа 2022 г.                                                      _____________Е.Ю. Малахова

                                                                                        Приказ № 229-ОД от 30.08.2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 по логопедическому сопровождению воспитанников

 со сложными дефектами

МДОАУ д/с «Золотой ключик»

Разработчик программы:

учитель-логопед

Мошкина Жанна Валерьевна

г. Пыть-Ях

2022

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Страница

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи

3

1.1.2.

Принципы и подходы к реализации Программы

4

1.1.3.

Значимые характеристики для развития и реализации Программы

4

1.2.

Планируемые результаты Программы

5

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

6

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

7

2.3

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

9

2.4

Взаимодействия с семьями воспитанников

12

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы

13

3.2

Организация предметно-пространственной развивающей среды

14

3.3

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

16

Литература

17


I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по логопедическому сопровождению воспитанников со сложными дефектами в МДОАУ д/с «Золотой ключик» (далее – Программа) разработана для воспитанников, имеющих (по заключению ТПМПК) статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) со сложными дефектами с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Программа направлена на:

  • обеспечение коррекции нарушения развития детей со сложным дефектом, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Программа содержит описание задач и содержание работы учителя-логопеда.

В программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете. Предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно - развивающей, работы, условия и средства речевого развития детей.

  1. Цели и задачи

Цель: оказание логопедической помощи воспитанникам со сложными дефектами в освоении программы дошкольного образования. Организация специальных условий для устранения речевых недостатков у воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, способствующих эффективному усвоению ими содержания образования.

Задачи:

  1. Формировать способности к элементарному осознанию языка и речи.
  2. Развивать детское освоение значение слов и их уместное употребление.
  3. Обогатить словарь детей за счет расширения представлений о предметном мире.
  4. Сформировать желание детей вступать в контакт с окружающими.
  5. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
  6. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
  7. Формировать умение ребенка слушать и понимать обращенную к нему речь.
  8. Максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляются с учетом следующих принципов:

  1. Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
  2. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой.
  3. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
  4. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
  5. Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.
  6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
  7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
  8. Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.

В программе учитываются следующие подходы:

  • личностно-ориентированный подход -ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей;
  • деятельностный подход -предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней;
  • комплексный подход-выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников.

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

В МДОАУ д/с «Золотой ключик» функционируют группы общеразвивающей и комбинированной направленности, которые посещают дети с ОВЗ, в том числе со сложными дефектами.

Особенности логопедического развития воспитанников со сложными дефектами

Для данной категории воспитанников, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.

По уровню сформированности речи выделяются дети:

  • с отсутствием речи
  • со звукокомплексами
  • с высказыванием на уровне отдельных слов
  • с наличием фраз

При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации

Основным ожидаемым результатом освоения программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Возрастная группа

Планируемые результаты

3-4 года

У ребенка усилилась потребность в общении, он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной или дополнительной коммуникации. Расширились артикуляционные возможности, обогатилась подражательная речевая деятельность, воспроизводит интонационно-ритмический контур слов.

Увеличилось число слов (простых, часто слышимых слов), используемых в целях коммуникации, лепетные слова сменяются общеупотребительными.

Улучшилось понимание обращенной речи. обогатился словарный запас, использует коммуникативно- значимую однословную фразу («дай», «или»). Улучшились речевые возможности детей в практике импрессивной или экспрессивной речи как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для решения учебных задач, обогащение личного опыта ребенка.

5-6 лет

 Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; показывать на предложенных картинках названные взрослым действия; показывать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные словоизменения; понимает предложно- падежные конструкции с простыми предлогами,  хорошо понимает связную речь; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; объем  дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

6-7 лет

Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с

окружающими, желание общаться вербально.

Речь стала более понятна для окружающих (допускается приближенное к нормированному произношение звуков позднего отногенеза), слова 3-4 сложной слоговой структуры может произносить достаточно четко.

Обогатился лексикон за счет появления в речи прилагательных, наречий, числительных, местоимений и других частей речи.

Более точно употребляет слова в речевом контексте, употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные

Правильно употребляет грамматические формы слова (продуктивные словообразовательные модели);

умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

составляет небольшие простые рассказы в рамках знакомой темы по серии сюжетных, по сюжетной картине, по образцу

способен осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза.

Увеличились предпосылки к осмысленному чтению и письму

использует глобальное (полуглобальное) чтение в доступных ребенку пределах понимания смысла узнаваемого слова.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Дети со сложной структурой дефекта должны усвоить тот объем знаний, речевых умений и навыков, которые обеспечат им дальнейшую социализацию в школе. Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний голосам животных — хороший способ расширить его активный словарь. В любом языке есть простые короткие звуковые комплексы, обозначающие звуки окружающей среды, действия и эмоциональные состояния людей. Они состоят из звуков, легких для повторения, что делает их незаменимым средством освоения произношения звуков родного языка.

Умение ориентироваться в схеме собственного тела является одним из показателей речевого и познавательного развития ребенка. Педагог должен выяснить, какие части тела ребенок уже может назвать, а какие еще нет. Нужно познакомить ребенка с названиями основных частей тела и лица.

Помочь ребенку запомнить ту или иную часть тела могут зрительные ориентиры. Нужно надеть на руку или ногу ребенка яркие браслеты и привлекать к ним внимание.

Овладевая родным языком, ребенок сначала учится понимать значение слова, а затем произносить его. Важно знакомить ребенка с новыми понятиями, расширяя

тем самым его внутренний (понятийный) словарь. В первую очередь нужно знакомить ребенка с теми словами, которые наиболее актуальны в повседневной жизни.

Развивая пассивную речь (понимание слова), нужно стимулировать активную (собственную) речь ребенка. Для этого слова нужно многократно повторять ребенку. Детям легче всего повторять короткие слова, состоящие из одного – двух слогов.

Важным значением в развитии речи и мышления ребенка является способность узнавать на картинках хорошо знакомые предметы. Для этого нужно сделать крупные фотографии таких предметов, как ботинка, мячика, плюшевого мишки, шапочки.

Сначала надо убедиться, что ребенок знает и правильно показывает предметы, которые называет педагог. Можно положить перед ребенком три любых предмета и попросить его: «Покажи, где твой мишка».

Нужно использовать любые повседневные ситуации для того, чтобы стимулировать ребенка выражать свои потребности. Если ребенок не может выразить словами свои желания, нужно научить его использовать сначала жесты или мимику, отражающие его просьбу. Например, если ребенок хочет пить или есть, он может показывать на рот, если хочет гулять – на дверь.

Прием вопросов и ответов поможет ребенку понимать смысл обращенных к нему вопросов.

Нужно показать ребенку игрушку и спросить: «Что это?». Затем назвать игрушку, выделяя голосом нужное слово: «Это мяч!» После многократного повтора попробуйте побудить ребенка ответить на вопрос: «Что это?», употребив знакомое для него слово.

  • Выражать свои потребности словами.
  • Расширять понимание обращенной речи.
  • Осуществлять постановку звуков.
  • Совершенствовать фразовую речь.
  • Продолжать работу по словоизменению и словообразовнию.
  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта, и выбираемых с учетом возраста воспитанников, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей детей.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей (законных представителей) и педагогов учреждения.

Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем-логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д. Родители (законные представители) ребёнка и педагоги детского сада по мере возможности закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Формы реализации Программы (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

 Формы обучения:

Простые формы обучения: беседа; чтение литературных произведений; обучение в повседневной жизни/режимные моменты и т.п.;

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях:

  традиционная форма работы: занятие/ООД; занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга); занятия в центрах активности; конкурс; праздничный вечер и др.;

 комплексные формы обучения создаются, как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: дни открытых дверей; недели театра, книги, музыки, спорта, конкурс чтецов и т.д.

Способы обучения совместной деятельности учителя-логопеда с ребёнком:

  с одним ребенком;

  с подгруппой детей.

Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, сложности материала.

Основную нагрузку несёт индивидуальная логопедическая работа, которая проводится не реже 2-х раз в неделю с ребёнком. Частота проведения индивидуальных занятий и их продолжительность определяются характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка. Интервал между индивидуальными занятиями можно исключить, если работу с ребенком начинать по дороге в кабинет (например, игры «Посчитаем ступеньки», «Что впереди, что позади» и др.). Индивидуальные – цель которых – подбор комплекса артикуляционных упражнений, упражнений на развитие речевого дыхания, голоса, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для различных нозологических форм речевой патологии. Учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции.

Задачи индивидуальных занятий:

- развитие артикуляционной моторики;

- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;

- развитие речевого дыхания и голосообразования;

- постановка отсутствующих или искажённых звуков;

- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Структура индивидуального логопедического занятия:

Статичные и динамичные артикуляционные упражнения, упражнения для развития мимических мышц.

  1. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
  2. Упражнения по развитию речевого дыхания.
  3. Упражнения по формированию речевого голоса.
  4. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
  5. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
  6. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
  7. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
  8. Формирование лексико-грамматических представлений и связной речи.
  9. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

 В зависимости от этапа работы над звуком структурное содержание занятия может варьироваться. Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться исходя из индивидуальных особенностей детей.

Индивидуально-подгрупповые: для занятий в подгруппах объединяются дети, имеющие идентичные нарушения звукопроизношения (не более трёх детей).

Продолжительность подгруппового занятия не должно превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста, в соответствии с СанПин.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы.

На данных занятиях осуществляется:

- расширение лексического запаса;

- закрепление грамматических категорий;

- закрепление навыков произношения изученных звуков;

-отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;

- развитие связной речи.

Средства реализации Программы (средства обучения) – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и воспитанников для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения: центр речевого развития в групповых помещениях (материалы по лексическим темам, демонстрационные картины, предметные картины, игрушки, дидактические игры, сюжетные картины, иллюстрации, аудиозаписи, мультимедийные презентации).

  1. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

 Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования воспитанников включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

 -диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у детей особых потребностей в адаптации к освоению образовательной программы, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии детей;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей в освоении адаптированной образовательной программы, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации детей;

-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).

Содержание направлений работы

Диагностическая работа включает:

  • изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях детей со сложным дефектом, представленных в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
  • комплексный сбор сведений о воспитанниках на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;
  • выявление симптоматики речевого нарушения и уровня речевого развития детей со сложным дефектом;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей со сложным дефектом;
  • анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи детям со сложным дефектом;
  • осуществление мониторинга динамики развития детей со сложным дефектом, их успешности в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

 Коррекционно-развивающая работа включает:

  • системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей);
  • совершенствование коммуникативной деятельности;
  • развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у детей со сложным дефектом;
  • развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
  • формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации;
  • достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах занятий и вне их, различных коммуникативных ситуациях

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы для всех участников образовательных отношений;
  • консультирование педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения детей со сложным дефектом.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и детям, их родителям (законным представителям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей со сложным дефектом;
  • проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей детей со сложным дефектом с участниками образовательных отношений, родителями (законными представителями) воспитанника.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. Соотношение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий определяется целью, задачами, этапом коррекционно-логопедического воздействия.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей со сложным дефектом и заключений территориальной психолого- медико-педагогической комиссии.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми со сложным дефектом основывается на результатах комплексного всестороннего обследования каждого ребенка. Обследование строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип комплексного изучения ребенка, позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:

 а) анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности и проч.;

б) психолого-педагогическое изучение детей, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;

 в) специально организованное логопедическое обследование детей, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.

2. Принцип учета возрастных особенностей детей, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям детей.

3. Принцип динамического изучения детей, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности детей.

4. Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер речевых нарушений у детей разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения пробелов в речевом развитии детей дошкольного возраста.

5. Принцип социального прогнозирования, ориентирующий на последующую интерпретацию результатов диагностики детей со сложным дефектом с целью адекватных, социально востребованных маршрутов и алгоритмов их обучения и воспитания.

Специальные условия для получения образования

Специальными условиями для получения образования детьми с со сложным дефектом можно считать:

  • разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
  • создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и образовательной деятельности;
  • использование логопедических технологий:
  • технология логопедического обследования;
  • технология коррекции звукопроизношения;
  • технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технология развития интонационной стороны речи;
  • технология коррекции темпо -ритмической стороны речи;
  • технология развития лексико-грамматической стороны речи;
  • кинезитерапия (движение);
  • су- джок- терапия;
  • мнемотехника;
  • проведение подгрупповых/индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2х раз в неделю);
  • обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специальными содержательными условиями являются насыщенность и целесообразная наполненность процесса оказания помощи детям со сложным дефектом конкретным содержанием, соотносящимся, с одной стороны, с образовательными требованиями ФГОС ДО, а, с другой – с основными образовательными и коррекционными программами, разработанными для данной конкретной категории детей.

 Содержательные условия обеспечивают полноценную реализацию направлений работы по преодолению недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактикой потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении.

Эффективность преодоления недостатков развития у детей с со сложным дефектом напрямую зависит от того, насколько органично будут реализованы не отдельные специальные условия, а их совокупность в общепедагогических, частных и специфических составляющих.

  1. Взаимодействия с семьями воспитанников

Логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на индивидуальных консультациях, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют». Материалы «Родительских уголков» помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке.

Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Форма работы

Цель

Сроки проведения

Родительское собрание

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.

В течении года, по плану

Тематические консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи.

Ежедневно, по запросам родителей

День открытых дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития

По плану

Оформление уголка для родителей

Оформление наглядно- информационного материала для родителей, направленный на развитие речи

Еженедельно

Собеседование. Рекомендации родителям

Подготовка методических рекомендаций для родителей по закреплению навыков правильной речи.

По итогам года

Консультации для родителей в печатном формате

Различные темы по речевому развитию детей.

В постоянном доступе

Выполнения домашних заданий

В тетради прописываются домашние задания для каждого ребенка индивидуально.

Еженедельно

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Описание материально-технического обеспечения Программы

 Условия, созданные в кабинете, обеспечивают психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка. Помещение оборудовано в оптимальной цветовой гамме, соблюдается уровень освещённости. Место для работы с ребёнком оформлено в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, что способствует организации неформального, игрового общения учителя-логопеда с ребёнком. Площадь кабинета позволяет рационально разместить логопедические материалы.

Материально-техническое обеспечение соответствует требованиям СанПиН. Расположение мебели и пособий обеспечивает ребенку постоянный визуальный контакт со взрослыми.

                

Кабинет учителя-логопеда

1

Настенное зеркало

1

2

Стол для детей

1

3

Стулья детские

6

4

Стол для логопеда

1

5

Магнитная доска  

1

6

Полка «Горка» для пособий, картотек и игрушек

1

7

Шкаф закрытый для пособий и игрушек

2

8

Шкаф (стеллаж) открытый для пособий

1

9

Палас

1

10

Набор для творчества магнитная мозаика

1

11

Дидактический  материал по лексическим темам (Н.С.Русланова)

10

12

Деревянная игрушка «Курочка ряба»

1

13

Пирамидка «Жирафик»

1

14

Пирамида напольная

1

15

Деревянные кубики томик

5

16

Таблицы, кубики Н.А.Зайцева

1

17

Набор «Тактило»

1

18

Логические блоки Дьенеша

1

19

Игрушка шнуровка (деревянная)

1

20

Игрушка шнуровка (ботинок)

1

21

Кукла

1

22

Цветные счетные палочки Кюизенер

1

23

Развивающая игра «Ладошки»

1

25

Краснокамская игрушка

1

26

Набор вееров "Гласные, согласные, цифры"

1

27

Счетные палочки

3

28

Песочные часы (1 мин., 5 мин., 15 мин, 20мин.)

4

29

Набор логопедических зондов

8, 7

30

Кукольный театр (набор)

1

31

Мозаика

2

32

Су - Джоку

2

  1. Организация предметно-пространственной развивающей среды

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда:

  • создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
  • преодоления отставания в речевом развитии,
  • позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности,
  • стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,
  • помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
  • способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет так же, как и групповые помещения, имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Методическая литература по коррекции речи детей;
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
  1. Информационная зона для педагогов и родителей.

Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.

  1. Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, учебными планшетами, детскими столами.

В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для реализации задач Программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:

  1. Е.Ф. Архипова, «Логопедическая помощь детям раннего возраста»
  2.  Н В. Нищева, «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»
  3. Н. В. Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»;
  4. Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи» (речевая карта прилагается);
  5. Н.В. Нищева, «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп»
  6. Н.В. Нищева, «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет»
  7. О. А. Новиковская, «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет»
  8. О.А. Новиковская, «Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет»
  9. О.А. Новиковская, «Логопедическая азбука»
  10.  О.Б. Иншакова «Обследование устной речи детей»;
  11. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»

Литература

  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80;            
  2. Нищева Н.В.  Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет / Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
  3. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.;
  4. Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 5 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
  5. Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
  6. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Цифровые образовательные ресурсы

https://vk.com/rechecvetik

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24076

http://moyschool3.68edu.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Больше играйте с детьми! Консультация для родителей детей группы «Сложный дефект»

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. ...

Рекомендации родителям детей группы «Сложный дефект» по теме «Величина»

В младшем дошкольном возрасте ребенок получает огромное количество разнообразной информации из окружающего мира.Чтобы познание окружающего мира стало полноценным, ребенок должен научиться обслед...

Рекомендации для родителей детей группы «Сложный дефект» по теме «Мышление»

Анализ мышления у детей разного возраста.Рекомендации для родителей для развития мышления у детей разного возраста.Примеры игр для развития мышления....

Планирование работы по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Планирование  работы учителя-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с множетсвенными проблемами развития со сказкой (на примере РНС "Репка"). План рассчита...

Планирование работы по обучению сюжетно-отобразительной игре на учебный год в группе альтернативного обучения "Сложные дефекты"

Проектирование коррекционно-развивающей работы по обучению сюжетно-отобразительной игре на год с учетом проведенной диагностики. Проектирование составлено с учетом лексических тем, изучаемых в течении...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в группе для детей со сложным дефектом по теме: «Дикие животные»

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением диких животных, игрушки диких животных на макете. Цель:Обогащать знания детей о диких животных.Программное...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...