Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную и исследовательскую деятельность
материал
В настоящее время в образовании используется ряд технологий, позволяющих обеспечить оптимальное общее развитие личности ребёнка. Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность воспитанников, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации в будущем к получению знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную и исследовательскую деятельность
Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни.
Согласно ФГОС ДО образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Федеральной программы достигается через решение задач, на некоторые из них хочу обратить ваше внимание:
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Основные принципы ДО, установленные ФГОС ДО (принципы дошкольного образования указывают на обеспечение лучших условий жизни и развития ребёнка, ориентированы на его потребности в полноценном воспитании):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Исходя из вышесказанного, необходимо создавать такие условия, при которых личность ребёнка становится не на словах, а на деле полноправным субъектом образовательного процесса.
Это значит, что обучение должно формировать у дошкольников познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. В настоящее время в образовании используется ряд технологий, позволяющих обеспечить оптимальное общее развитие личности ребёнка. Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность воспитанников, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации в будущем к получению знаний.
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ актуальна по нескольким причинам:
- Развитие личности ребёнка. Проектная деятельность направлена на формирование познавательных и творческих способностей, самостоятельности и уверенности в себе.
- Поддержка познавательной инициативы. Дети стремятся к исследованию и познанию мира, а проектная деятельность позволяет не только поддерживать эту инициативу, но и оформлять её в виде культурно значимого продукта.
- Повышение самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется успехам.
- Развитие коммуникативных и рефлексивных навыков. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
- Вовлечение родителей. Проектная деятельность позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребёнка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
- Помощь в адаптации к школе. Проектно-исследовательская деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему адаптироваться к школе.
Проектно-исследовательская деятельность - это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко и вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Совместная работа ребенка, воспитателя и родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для воспитателя и родителей – увлечь детей исследовательской деятельностью, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности дошкольников при выполнении ими проектной деятельности.
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта.
Включая воспитанников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие умения:
– определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель;
– выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
– проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные воспитанники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Такая работа готовит дошкольников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение воспитанников методами научного познания.
Проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, сада, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы или сада.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности позволяет мне не столько давать знания детям, сколько побуждать детей приобретать эти знания самостоятельно, направлять их познавательную деятельность. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.
Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих аспектах.
Во-первых, правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Во-вторых, стимулирование положительной мотивации. В-третьих, воспитанник должен овладеть средствами познавательной, исследовательской деятельности. В-четвёртых, проектно - исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представить его.
Тема работы продумывается четко. Я помогаю детям выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Одним из важных этапов осуществления проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Введение проектно-исследовательской работы важно и необходимо, так как, участвуя в такой работе, воспитанники реализуют свои скрытые возможности, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, активизируют познавательную деятельность.
Таким образом используя проектную деятельность, как средство познавательного развития дошкольников, пришла к выводу, что это актуально и очень эффективно. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире, дети учились самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных. У детей обогатился словарный запас. Игры детей стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. В процессе проектной деятельности укрепились детско-родительские отношения. Родители проявляют искренний интерес к жизни детского сада, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать ребёнка.
Список литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — 2-ое изд., испр. и доп. - М.: Мозаика — Синтез, 2021.
- Гладкова, Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника / Ю. А. Гладкова. – Текст : непосредственный // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 2-4. – Прил.: с. 4.
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
- Приказ Минпросвещения России от N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России N 71847) [электронный документ] – Режим доступа URL: - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей
Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Консультация для родителей...

Тема по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочи...
