««Разговоры о важном», как форма приобщения старших дошкольников к традиционным российским духовно-нравственным ценностям»
материал (подготовительная группа)
В современном российском обществе особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Вопросы приобщения детей и молодежи к ценностям, соответствующим духу времени и традициям нашей страны, становятся приоритетными задачами образовательной политики. В этом контексте особую значимость приобретает проект «Разговоры о важном», который был внедрен в 2022 году в систему школьного образования. Он оказался актуальным и для детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
««Разговоры о важном», как форма приобщения старших дошкольников к традиционным российским духовно-нравственным ценностям»
Подготовила:
Левина Юлия Александровна,
воспитатель высшей категории
Шатки, 2025г.
В современном российском обществе особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Вопросы приобщения детей и молодежи к ценностям, соответствующим духу времени и традициям нашей страны, становятся приоритетными задачами образовательной политики. В этом контексте особую значимость приобретает проект «Разговоры о важном», который был внедрен в 2022 году в систему школьного образования. Он оказался актуальным и для детей дошкольного возраста.
Почему «Разговоры о важном» необходимы уже в дошкольном возрасте?
Первые годы жизни ребенка - это период, когда формируются основы его личности и системы ценностей. Дошкольники чрезвычайно восприимчивы к новой информации, они открыты для познания мира и готовы впитывать все, что видят и слышат. Именно в этом возрасте важно заложить базис тех принципов и ценностей, которые впоследствии станут неотъемлемой частью их мировоззрения.
Таким образом, «Разговоры о важном» для детей дошкольного возраста - это не просто полезная инициатива, а необходимость. Именно поэтому было решено ввести в нашем детском саду «Разговоры о важном».
Основой для «Разговора о важном» являются традиционные российские духовно-нравственные ценности российского общества. В соответствии с ФОП ДО, к этим ценностям относятся: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота. В соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО педагог составляет перспективный план бесед на учебный год, учитывая возрастные особенности старших дошкольников. Темы бесед выбираются с учётом знаменательных дат, а также значимых для дошкольников событий в текущем году.
Беседы «Разговоры о важном» в нашем детском саду проходят по понедельникам, после завтрака и составляют 10-15 минут. Дети слушают и поют Гимн РФ, поднимают флаг России. Право поднятия флага предоставляется каждому воспитаннику группы.
Следует отметить, что «Разговоры о важном» входят в общую систему воспитательной работы нашей образовательной организации, Выделяются следующие нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения:
- Историческая память
- историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
- историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
- историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
По данной направленности в детском саду с детьми проходят «Разговоры о важном» по темам: «День Победы», «День России», «День отца», «День Защитников Отечества», «День воссоединения Крыма с Россией», «Блокада Ленинграда» и т.д.
- Преемственность поколений
- каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
- семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Темы бесед «Разговоры о важном»: «День Знаний», «День народного единства», «Международный день семьи», «День пожилых людей», «День матери», «Встреча с юнармейским отрядом «Ястребы» (МОУ Шатковская ОШ)» и другие.
- Патриотизм — любовь к Родине
- патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качество гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
- патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех беседах «Разговоров о важном». В каждой беседе, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
Любовь к Родине раскрываем в темах: «День Государственного флага РФ», «Мой любимый посёлок», «Символика РФ», «Будем в армии служить», Богатыри земли русской» и т.д.
- Доброта, добрые дела
- доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
- благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Для привития детям данной ценности, беседы проводятся по следующим темам: «Милосердие и благотворительность в России», «Международный день спонтанного проявления доброты», «Беседа о дружбе», «Добрые дела», «Мир на Земле» и другие.
- Семья и семейные ценности
- семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
- обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
- семейные ценности всегда были значимы для народов России; они представлены в традиционных религиях России.
По данной направленности проводимбеседы по следующим темам: «День любви, семьи и верности», «Моя семья – моя родословная», «Какие народы живут в России» и т.д.
Культура России
- культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
- российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
- культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Данную ценность прививаем в следующих беседах: «День театра», «Знаменитые музыканты», «Писатели и поэты Нижегородского края», «Архитектура нашего посёлка», «Знаменитые художники» и другие.
Наука на службе Родины
- наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
- в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
- в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
Ценность науки дети узнают в беседах «День Российской науки», «Славянская письменность и культура», «Космические корабли», «Техника, облегчающая жизнь человеку», «Выдающиеся ученые и изобретатели» и т.д.
Проведенные беседы и занятия фиксируются в «Журнале учёта проведенных мероприятий». В журнале указывается дата и название мероприятия.
Таким образом, роль «Разговоров о важном» в воспитании у детей патриотизма велика. Благодаря им воспитанники развиваются интеллектуально и нравственно. В детях воспитывается любовь к Родине, уважение к старшим, забота о природе и стремление к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»
Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста. Пособие ...
Проекта “Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно-нравственных ценностей в семье, детском саду
Актуальность Проекта “Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно-нравственных ценностей в семье, детском саду, социуме” обусловлена социальным з...

Педагогический проект: «Лучшая инновационная образовательная практика сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей дошкольного образования от поколения к поколению»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Российской педагогике воспитание всегда связывалос...

«Совершенствование работы ДОУ по приобщению детей к истории, культуре России, традиционным российским духовно-нравственным ценностям.»
2 слайдЦель педагогического совета: повышение качества работы педагогов в области нравственно- патриотического воспитания дошкольников, обновление содержания и форм работы в данном направлении.За...

«Современные образовательные технологии как средство приобщения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям»
Одной из эффективных форм, позволяющих, создавать прочную основу для передачи традиционных российских духовно-нравственных ценностей даже самым маленьким гражданам нашего общества – выступает ск...