«Эта удивительная соль» Исследовательский проект для детей старшей группы
проект (старшая группа)

Пономарева Ольга Николаевна

«Эта удивительная соль»

Исследовательский проект для детей старшей группы

https://cloud.mail.ru/public/Srpa/j5Vo7HjUv

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

«Эта удивительная соль»

Исследовательский проект для детей старшей группы

Подготовила: Пономарева Ольга Николаевна

воспитатель

г. Камень – на – Оби, Каменский район

2025г

Исследовательский проект "Эта удивительная соль" для детей старшего

дошкольного возраста.

Тип проекта:

  • Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный.
  • По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста

-родители воспитанников

-воспитатели группы

Цель проекта:

Создание условий для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

 1. Вызвать интерес к исследованию соли, ее свойств, качеств.

 2. Исследовать свойства соли опытным путем.

 3. Расширить представления о добыче соли.

 4. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной

 деятельности.

 5. Развивать мыслительную активность и творческие

 способности детей.

 6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребенок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к

экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей - метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе,

необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Предполагаемые результаты:

В ходе исследовательской работы:

1. Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.

2. Узнают много нового об особенности соли, ее свойствах, качествах и

разновидностях.

3. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят

кристаллы соли.

4. У детей повысится познавательный интерес.

5. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

6. Создание картотеки опытов и экспериментов "Эта удивительная соль".

Этапы работы над проектом:

1.Этап - подготовительный:

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр видео презентации "Где и как добывают соль".
  • Знакомство с художественными произведениями, в которых говорилось о соли.

2.Этап - практический:

Дети узнали, что соль - это приправа к пище, она белого цвета и очень соленая на вкус. Соль используют в медицине, значит она лечебная. А еще бывает морская соль ее добавляют в ванну с водой для купания.

Из интернет источников мы узнали, что соль существует с древних времен. Люди собирали белый порошок с камней на берегу моря. Соль была очень дорогой и из-за нее начинались войны. Соль придает пище вкус. Многие продукты без соли могут испортиться, поэтому соль необходима человеку.

Мы решили изучить, что еще умеет соль и провели серию опытов.

3.Этап – Заключительный.

Закончив проект, мы узнали:

  • Соль - белое вещество с соленым вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
  • Соль - полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
  • Соль - помощница в хозяйстве.
  • Соль - пища и приправа, консервант.
  • Соль необходима для жизни и здоровья человека.
  • При испарении соленой воды появляются кристаллы белого цвета и соленые на вкус.

4.Вывод:

В ходе работы мы узнали много нового о соли и ее свойствах. Провели

интересные опыты. Работали в творческой мастерской: красили соль пищевым красителями.

Картотека опытов и экспериментов с солью

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №5 «Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в каждый стакан яйцо. Там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили  кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт № 7 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 8 «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком»

Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него кожаный ботинок.

3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Опыт № 10 «Действие соли на растения»

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.

Опыт №11 «Соль меняет цвет»

Чтобы окрасить соль нам понадобятся цветные мелки для рисования на асфальте. Насыпаем соль на тарелочку и начинаем растирать соль мелком любого цвета. Соль приобретает цвет того мелка, который мы используем.

Можно высыпать окрашенную соль по очереди в прозрачный сосуд и у нас получится разноцветная ваза.

Соль можно окрашивать пищевыми красителями и гуашью.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями меняет цвет.

Опыт №12 «Выращивание кристаллов»

Соль и вода – всего два простых   ингредиента, с помощью которых можно сделать волшебство – вырастить кристаллы.

Для этого наливаем в баночку воду, добавляем соль и перемешиваем. Повторяем это до тех пор, пока соль перестанет растворяться в воде и оседать на дно. Помещаем в раствор нить, прикрепленную к палочке так, чтобы она не касалась стенок баночки и оставляем для наблюдения.  Первые результаты будут через три дня. А через пять дней мы увидим, как на нити выросли кристаллы белого цвета.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №13 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка, шипучая таблетка, стакан

Наливаем в емкость 2/3 объема воды. Добавляем пищевой краситель и 1 столовую ложку соли. Все хорошо перемешиваем. Берем столько же по объему растительного масла. Раствор из первой емкости переливаем в емкость большего объема, еще раз перемешиваем. Аккуратно под наклоном вливаем растительное масло, чтобы масло стекало по стене емкости. Добавляем шипучую таблетку. Можно две добавить для большего эффекта.

Получается эффект лавовой лампы.

Вывод: Отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла.

Опыт № 14   Растворяем солью кубик льда

Нам понадобятся два кубика льда из формочек. Положим их на тарелку. Посыпаем сверху солью. Кубики льда начинают таять. Соль как бы «проедает» дырочки. Можно проявит творчество и раскрасить один из кубиков красками. Когда мы дотрагиваемся краской до соленой поверхности, на ней остаются красивые подтеки.

Вывод: Соль растворяет лед, потому что ее кристаллы впитывают в себя влагу.

Опыт № 15 Поймаем нитку на лед

 Для проведения опыта вам понадобятся:

- нитка,

- кубик льда,

- стакан воды,

- щепотка соли.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпаем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы "Тело человека"

Помочь детям узнать свое тело, учить заботиться о своем теле....

Исследовательский проект для детей старшей группы "Ягоды Якутии"

•Якутия богата ягодами . Ягодные растения всегда были любимым лакомством якутов. В наших лесах собирают различные ягоды. Ягоды это ароматный дар нашего северного леса. Природа нас кормит , одевает, ле...

Краеведо – исследовательский проект для детей старшей группы «Бронзовый монумент основателю крепости «Самара» князю Григорию Засекину»

Приоритетным направлением нашего детского сада является патриотическое воспитание. Поэтому, участие детей  и их родителей в  данном проекте  позволит максимально обогатить знания об...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития во...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы "Эта удивительная соль"

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Познакомить их с необычными свойствами соли, как она ...