ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК
проект (младшая группа)

Асаенок Алена Алексеевна

Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным игровым действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамиду и т. п. Упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК

2.

Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным игровым действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамиду и т. п. Упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры.

Педагог сажает ребенка перед собой (за стол, на стул) на расстоянии 0,5—1 м. Перед ребенком кольца пирамиды (пуговицы, бирюльки и т. п.). Сурдопедагог кладет около руки

малыша одно кольцо (или большую пуговицу и т. п.), ударяет несколько раз в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды (кладет пуговицу в коробку и т. п.). Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш самостоятельно (без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал (на это может потребоваться несколько занятий). Затем педагог встает за спину малыша (на расстоянии 0,5 м) и ударяет по барабану несколько раз. В ответ ребенок собирает или разбирает пирамиду (или выполняет другое подобное действие). Если ребенок при восприятии звучания барабана только на слух перестал работать (т. е. не выполняет определенного действия), нужно вновь несколько раз ударить по барабану так,

чтобы он мог видеть это и слышать удары (в ответ — надеть кольцо пирамиды или выполнить другое действие), а затем опять встать за спину малыша. Убедившись в том, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух, педагог, постепенно отходя от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на его звучание.

3.

Аналогично проводится работа и с другими звучащими игрушками (например, с бубном, гармошкой и т. д.), но начинается она ближе к уху ребенка, на расстоянии 15—20 см. При этом для поддержания интереса к занятию обязательно надо менять дидактический материал. Например, при работе с барабаном ребенок собирает и разбирает разнообразные пирамиды, при работе с гармошкой он «нагружает» пуговицами грузовик и т. п. смотрите рис 1.

4.

Педагог садится рядом с ребенком за стол, на котором стоит пирамида (матрешки), лежит мозаика (бирюльки и т. п.), и учит его реагировать на звучание речи (слого-сочетаний),  воспринимаемое на слухо-зрительной основе. С этой целью он обращает внимание малыша на свои губы и голосом разговор ной громкости произносит слого-сочетание (например, папа папа) и одновременно его рукой нанизывает на стержень пи рамиды одно кольцо (выкладывает один из элементов мозаики начинает сам {без побуждения) выполнять действие в момент произнесения слогов. Затем сурдопедагог голосом разговорной громкости произносит слого-сочетание (например, пупупупу) на ухо ребенку без экрана. В этом случае дополнительным раздражителем является выдыхаемая говорящим струя воздуха. Если малыш не отреагирует на звук, то педагог в момент звучания его рукой нанизывает одно кольцо пирамиды (или выполняет другое действие). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам выполнять действие в момент произнесения педагогом слогов. Наконец педагог произносит эти же слоги голосом разговорной громкости, но уже при использовании экрана, в качестве которого могут выступать ладонь или лист бумаги (плотные экраны использовать не следует, так как за ними дети могут не услышать звучания голоса). Теперь малыш должен реагировать на произносимые слого- сочетания, воспринимаемые только на слух; в ответ он собирает и разбирает пирамиду, матрешку и т. п. Если при изоляции струи воздуха ребе нок перестал реагировать на звучание слогов, можно усилить голос до громкого. После того как выработана четкая реакция на громкий голос (она есть практически у всех детей), надо его снижать, пытаясь научить ребенка реагировать на голос разговорной громкости. Когда у него выработана реакция на звучание слогов, произносимых у ушной раковины голосом разговорной громкости, педагог постепенно увеличивает рас стояние от уха ребенка, отодвигаясь вместе с экраном на 5— 10 см и далее (рис. 2). Если реакция на звук голоса разговор ной громкости обнаруживается у ребенка на расстоянии 1 м и далее, следует, используя описанную выше методику, определить его возможности в восприятии шепота. 

В этом случае слоги типа папапа, тутуту произносятся шепотом у ушной раковины ребенка вначале без экрана, а затем — за экраном.

5.

На каждом занятии педагог начинает работу с того максимального расстояния, которое отмечено у данного ребенка, и постепенно пытается его увеличить. Если ребенок не реагирует на звучание игрушки (или шепота, голоса) на максимальном для него расстоянии, то педагог постепенно приближается к малышу. После того как ребенок отреагировал на данное звучание на более близком расстоянии, сурдопедагог вновь возвращается к исходному (максимальному) расстоянию. На последующих занятиях делается попытка его дальнейшего увеличения.

6.

Следует помнить, что в начале обучения у многих глухих и даже слабослышащих детей отсутствует реакция на звучание ряда игрушек (например, свистка, металлофона, шарманки), а также на звучание голоса разговорной громкости даже у само го уха. Педагог должен постоянно возвращаться к тем игрушкам, звучание которых тот или иной ребенок пока не слышит, и пытаться выработать у него реакцию на этот звук (это же относится и к восприятию голоса разговорной громкости и шепота).

При проведении данной работы следует помнить, что: —педагог должен играть на «инструменте» или произносить слогосочетания (типа пупупу, папапа и т. д.) с разным временным интервалом; —педагог должен проследить, чтобы ребенок боковым зрением в зеркале или в другом отражающем предмете не мог видеть его лица; —педагог не должен касаться экраном уха ребенка, иначе он будет ощущать вибрацию; —педагог не должен сразу после произнесения слогов, игры на дудке, свистке и т. п. убирать экран, закрывающий его лицо и струю воздуха; нельзя смотреть на ребенка сразу после произнесения слогов, игры на «инструменте». В противном случае малыш будет реагировать на внешние проявления поведения педагога, а не на звук; —педагог не должен требовать и ждать от ребенка повторения звуков: малыш отвечает на сигнал определенным действием; во время работы не нужно произносить ни каких слов или звуков, кроме сигнальных.

7.

После того как уже выработана условная двигательная ре акция на звучание игрушек и речи без звукоусиливающей аппаратуры, аналогично проводятся упражнения и с индиви дуальными слуховыми аппаратами. В последнем случае возможности детей в ощущении звучаний резко возрастают: они ощущают звучание голоса на расстоянии 1,5—2 м и более, слышат звук игрушки, удаленный от них на 2—3 м и более.

8.

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

И глухие, и слабослышащие дети успешно используют свои остатки слуха, если слуховая информация представляет для них интерес. Особое внимание следует уделить знакомству дошкольников со звуками, окружающими их в группе, на улице, дома. Их нужно научить реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), звук отодвигаемого стула, стук упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о стену, пол, землю, скрип качелей, лай собаки, плач, смех, кашель, чихание и т. п.

Подобная работа не требует специальных занятий, она про водится в течение всего дня всеми слышащими взрослыми, окружающими детей. Самое главное — быть внимательными и наблюдать за реакциями каждого ребенка. В индивидуальных слуховых аппаратах (и даже без них) дети слышат многие звуки. Услышав, они замирают, моргают, значительно реже пытаются найти источник звука. Если слуховые реакции не подкрепляются, то постепенно они затухают, и дети перестают реагировать даже на громкие звуки (например, грохот упавшего возле них предмета). А это означает, что работа по развитию слухового восприятия проводится формально, она оказывается нерезультативной. Задача окружающих взрослых — показывать каждому ребенку, что звучит: что-то упало — указать и сказать: «Бах! Упало»; работает пылесос — подвести к нему детей, выключить его — звука нет, вновь включить — звук появился; на улице громко сигналит маши на, малыш плачет в коляске, громко лает собака — показать, воспроизвести эти же действия и звуки вместе с детьми.

При формировании этих умений крайне важна эмоциональная реакция слышащего взрослого на звуки. Во время звучания, к которому он хочет привлечь внимание ребенка, взрослый всем своим видом, позой, выражением лица, естественными жестами показывает, что что-то произошло. Он обращает внимание ребенка на случившееся, при возможности повторяет этот звук или демонстрирует результат: чашка упала и разбилась, хлопнула дверь — кто-то пришел и т. п. Важно учить и ребенка эмоционально реагировать на звук. Постепенно дети начнут прислушиваться к тем звукам, которые их окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Восприятию детей со слуховыми аппарата ми доступны многие звуки, следует лишь сделать их интересными и значимыми.

9.

Однако этого мало. Нужно целенаправленно знакомить детей со звуками, например научить реагировать на стук в дверь или звонок (наиболее доступен восприятию громкий, низкого звучания). Такие упражнения лучше проводить дома. Ребенка специально подводят к двери тогда, когда с противоположной стороны громко стучат. У ребенка возникает какая то реакция на этот сигнал, но он не знает, что это такое и как реагировать. Мама спрашивает: «Кто там?» — и открывает дверь. На пороге стоит папа с игрушкой, он обнимает ребенка, подбрасывает малыша. Делая это каждый день (каждые выходные), родители учат ребенка реагировать на стук или звонок в дверь. Теперь он уже сам с радостью бежит к двери. Если первоначально у ребенка не возникает реакция на стук, можно приложить его руки к двери, чтобы он ощутил вибрацию, а затем дать возможность послушать стук еще раз .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)

Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Формирование фонематического восприятия. Неречевые звуки. Формирование условно-двигательной реакции на звук.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУКУДР – условно-двигательная реакция или любое из действий, которое совершается на конкретный звуковой сигнал.Один из самых важных и первостепенных...

Дидактическая игра «Бильбоке» как средство выработки двигательных навыков у дошкольников.

Дидактическая игра «Бильбоке» как средство выработки двигательных навыков у дошкольников.Методическое пособие для воспитателей ДОУ  Игра — один из тех видов деятельности, к...

Условные рефлексы как основа формирования двигательных навыков, речи ребенка

Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время пон...