"Использование ТИКО - конструктора в работе с детьми с ТНР"
материал (старшая группа)
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению
развития детей»
Мастер – класс на тему:
«Использование ТИКО – конструктора
в работе с детьми с ТНР»
Составили:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Шарыпово, 2025г.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием ТИКО – конструктора.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по развитию речи дошкольников и высших психических функций с использованием «ТИКО» – конструктора.
- познакомить участников мастер – класса с конструктором «ТИКО» и показать его применение в работе с детьми;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «ТИКО» - конструктора в образовательной деятельности с детьми.
Ход мастер – класса.
Работая на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы заметили, что у многих ребят слабо развита мелкая моторика рук, имеются стойкие отклонения в речевом развитии, нет концентрации внимания, усидчивости и интереса к игровой деятельности. Поэтому, чтобы заинтересовать таких детей, мы решили использовать в своей практике технологию ТИКО - конструирование, так как многие дети просто обожают конструировать.
Существует 14 наборов конструкторов ТИКО: азбука, фантазёр, геометрия, школьник, архимед, класс, шары, платоновы тела, малыш, арифметика, грамматика, эрудит, английский язык. ТИКО – Трансформируемый, Игровой, Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой, таким образом из плоской фигуры можно трансформировать объемную фигуру. Внутри больших фигур имеются отверстия, которые могут послужить «дверью» и «окошком». Наличие дополнительных креплений на некотрых деталях делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО наборах появились дополнительные детали – колеса, это делает конструкцию еще и подвижной.
Конструктор ТИКО - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребенка соединять звуки и слоги, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Среди наборов конструкторов ТИКО мы используем комплекты «Геометрия», «Арифметика», «Грамматика» на групповых и индивидуальных занятиях в логопедической работе, в совместной образовательной деятельности, в самостоятельной детской деятельности с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, что позволяет провести интересно и с пользой время в детском саду.
Применение ТИКО-конструктора в логопедической работе с детьми.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: запомнить букву, учиться придумывать слово на заданную букву.
В мешочек сложить квадраты с известными ребенку буквами. Предложить вынимать букву по одной, затем придумать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок ошибется, исправить его, а букву класть обратно в мешочек.
Также можно предложить ребенку придумывать слова, которые оканчиваются на эту букву. Нежелательно использовать для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, З, т.к. они слышатся по – другому.
Игра «Собери букву».
Цель: закрепление знаний о буквах алфавита и графического изображения букв.
Из ТИКО конструктора дети собирают буквы алфавита и закрепляют их графическое изображение.
Игра «Дружилка»
Цель: запоминание букв, умение придумывать слова на буквы.
Разложить картинки с изображением животных на одном столе, а буквы на другом. Играют по очереди. Сначала педагог берет любую картинку с изображением животного и кладет к букве, название которого начинается на эту букву. Например, собака дружит с буквой С, затем придумать с какой буквой еще хотела бы дружить собака ( она хотела бы дружить с буквой К, потому что любить грызть косточку) и т.д. Если ребенок затрудняется в придумывании буквы к картинке, то нужно ему помочь, дать подсказку.
Это игра так же расширяет кругозор ребенка.
Игра «Логические цепочки».
Цель: запоминание букв, тренировка внимания, развитие логического мышления, автоматизация звуков.
Предложить выложить цепочку А-М-А-М-А ....дальше предложить угадать какая буква должна быть следующей, добавить ее и т.д. Это задание представляет собой логическую закономерность, т.е. правило чередования. Можно давать детям разные виды чередования букв, при затруднении, помочь.
Эти упражнения полезны для развития аналитических навыков, умения находить закономерности, поэтому можно возвращаться к ним на более поздних этапах обучения: при чтении слогов, слов и предложений.
Игра «Живые буквы»
Цель:развитие умения определять последовательность звуков в слове, звукобуквенного анализа.
Каждому ребенку дается по одной букве. Педагог называет слово и просит построиться в шеренгу так, чтобы получилось названное слово. Дети выполняют задание.
Другой вариант игры. Педагог дает детям карточки с буквами, а они самостоятельно составляют слово из букв (каждый раз слово состоит из 4 букв).
Игра «Придумай слово по модели»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя(слова: мак, рак, сок и т.д).
Игра «Раз ступенька, два ступенька».
Цель: деление слов на слоги, выполнение звукобуквенного анализа слов; развитие фонематического слуха, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант игры: детям предлагается картинка, которую они должны назвать. Затем слово разделить на слоги, назвать количество слогов в слове и выложить первый слог или все слово;
2 – собрать слоговые домики и распределить слова в соответствии с колическтвом слогов по домикам;
3 – выставляется картинка и предлагается детям выполнить звуковой анализ слова;
4 – дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке, затем обозначают каждый звук буквой.
Игра «Превращение слова».
Цель: научиться превращать слова от исходного.
Ребята собирают слово РОЗА и получают задание превратить его в другое слово, изменив одну букву – КОЗА, и так с другими словами (белка – булка, мак – рак, море – поле, дом – ком, дочка – точка) и т.д
«Умный кубик»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Предлагается кубик с буквами, составленный из деталей конструктора. Задача ребенка бросить кубик и придумать слово (существительное), на выпавшую букву. Затем задача усложняется – нужно придумать словосочетание из двух слов, чтобы оба эти слова были на выпавшую букву. Например: Ребенок – рисует, швея – шьет, продавщица – продает, столяр – стучит, каменщик – кладет, воспитатель – воспитывает и т.д.
Применение ТИКО-конструктора в формировании математических представлений дошкольников.
Игра «Цифровая дорожка»
Цель: закрепление умений составлять цифровой ряд до 10 и обратно.
Дети выкладывают дорожку от 1 до 10 и обратно от 10 до 1; можно указать диапозон, например, от 4 до 8 и обратно от 9 до 5 и т.д. так же можно работать с числовым рядом до 10 с пропущенными цифрами.
Игра «Какое число рядом».
Цель: закрепление предыдущего и последующего числа.
Задание: педагог назвает число и кладет конструктор с числом, а ребенок подбирает и прикрепляет квадраты с числами, которые находятся рядом с этим числом.
Игра «Найди пару».
Цель: устанавление соответствия между количеством числа и цифры.
Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.
Можно выполнять с цифрами другие здания. Следующие игры на геометрические фигуры.
Игра «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять объемные фигуры с плоскосными.
Дети стоят в кругу, а в середине круга объемные фигуры (куб, пирамида, призма и.т.д) Педагог по кругу передает мяч, как только прозвучит команда «стоп», педагог называет и показывает объемную фигуру из круга, а ребенок должен найти на столе такую же фигуру, но плоскостную. Игра продолжается до тех пор пока не будут найдены фигуры ко всем образцам.
Дидактическая игра «Мастерская форм»
Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
Игра «Что изменилось?»
Цель: закрепление пространственных представлений «справа», «слева», «сзади», «спереди».
Педагог предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем игрокам предлагается закрыть глаза, педадгог меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.
Игра «Умные квадраты»
Цель: формировать умение сравнивать отрезки различной длины.
Ведущий предлагает игрокам сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше?
Игра «Собери модель по памяти».
Цель: развитие памяти.
Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Игра «Есть у тебя или нет».
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Первому ребенку завязывают глаза и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три,
Первый - ты
Игра «Найди деталь по указанным ориентирам»
Цель: учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.
Взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции взрослого (например, я задумала деталь, справа от неё красный квадрат, а слева жёлтый треугольник) ребенок находит задуманную деталь.
Игра «Чья команда быстрее построит»
Цель: учить строить по технологическим картам в команде, помогая друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, космический корабль с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь по технологической карте и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
Из опыта работы с ТИКО можем сказать, что его использование позволяет педагогам значительно облегчить коррекционную работу с детьми. Увлеченные в процесс моделирования, дети не замечают, как в игре с педагогом реализуются воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»
Дидактические игрыпо РЭМП детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»...
План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Мастер-класс для родителей" Использование блочного конструктора в работе с детьми дошкольного возраста».
Мастер-класс даёт возможность познакомиться со значением и возможностями конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки в работе с конструктором....
Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора теме: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Предлогаю вам конспект неприрывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида с использованием ТИКО-конструктора. Данный материал поможет в ин...

Использование ТИКО-моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Буклет для педагогов о поэтапном внедрении ТИКО технологии в работу с детьми дошкольного возраста...

Использование ТИКО-моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Использование ТИКО-моделирования в работе с детьми дошкольного возраста...

ТИКО-конструктор в работе с детьми дошкольного возраста
Работа с ТИКО-конструктором предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и тел, открывает ребёнку новый мир технического з...




