Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»
методическая разработка по математике

Епифанова Светлана Николаевна

Дидактические игрыпо РЭМП детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx214.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение 1

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»

Раздел: «Количество и счет»

  1. Дидактическая игра «Цифровая дорожка»

Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч)  чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».

1 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10

                              C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5664.JPG

2 вариант:  Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1

3 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении

. C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5665.JPG

4 вариант: Ведущий (взрослый) составляет числовой луч от 1 до 10 с пропущенными в нем цифрами, которые заменены желтыми (пустыми) квадратами). Задача игрока – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).

C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5666.JPG

        

  1. Дидактическая игра «Цифровой конструктор»

Цель: способствовать запоминанию  цифр через  выкладывание их из отдельных деталей  конструктора.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».

Ход игры:  Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Геометрия».

1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.

2 вариант: Воспитатель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.

3 вариант: «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.

Возможны следующие ряды букв: 1-7 ; 3-8; 0-6-9; 6-8

  1. Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры:  Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».

1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5667.JPG

2 вариант: Водящий раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущее или последующее число.

  1. Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры:

1 вариант: используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.

C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5668.JPG

2 вариант: используя квадраты с цифрами, подобрать соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.

C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5669.JPG

Раздел: «Геометрические фигуры»

  1. Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.

Материал: конструктор «ТИКО  «Геометрия».

Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого  находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма,  и т.д.).

Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий.  Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий  показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.   Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

  1. Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал: конструктор «ТИКО  «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей.

Ход игры: 

1 вариант: водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы».

2 вариант: аналогично, но с объёмными фигурами.

  1. Дидактическая игра «Мастерская форм»

Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур.

 Материал: конструктор «ТИКО  «Геометрия», схемы.

Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

Раздел: «Ориентировка в пространстве»

  1. Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина).

Материал: конструктор «ТИКО  «Геометрия».

Ход игры:

1 вариант:  используя  набор конструктора,  игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине)  фигуры,  расположены те или иные геометрические фигуры.

2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

  1. Дидактическая игра «Что изменилось?»  

Цель:  закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».
Материал: конструктор «ТИКО  «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур.

Ход игры: ведущий  предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки  рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.

Раздел: «Величина»

  1. Дидактическая игра «Похож – непохож»

Цель: формировать умение  сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Материал: конструктор «ТИКО  «Геометрия». Подставка, на которой размешены парные модели геометрических фигур разные по какому- либо 1-2 признаку (цвет, форма и величина).

Ход игры: ведущий предлагает игрокам,  выбрать два похожих предмета и рассказать, почему игрок взял эти два предмета, в чем их сходство и различие.

  1. Дидактическая игра «Умные квадраты»

Цель: формировать умение  сравнивать отрезки различной длины.

Материал: конструктор «ТИКО  «Арифметика».

Ход игры: Ведущий предлагает игрокам  сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше?

C:\Users\User\Desktop\конкурс Воспитатель17\приложение к опыту\IMG_5671.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер».

Моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей конструктора ТИКО, система логических заданий позволяет педагогу формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрите...

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»

Рекомендации родителям и педагогам по использованию ТИКО-конструкторов "Арифметика" и "Геометрия", для математического развития детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО "Арифметика", "Архимед", "Фантазёр"

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер»....

Опыт работы по реализации проекта «ХитиноБиоФерма» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора

Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно реша...