проект
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №7
Детский сад в с.Ногкау
Познавательный проект
«В гостях у сказки!»
(с использованием технологии «Сказкотерапия»)
младший дошкольный возраст
Подготовила: Дудаева Зарина Петровна
2025г
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 4 недели
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
«Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предаёт их от сердца к сердцу» (Игорь Вачков).
Актуальность
Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в развлекательное.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой.
Развитие личности ребёнка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснётся с ней. Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям педагогами и родителями.
Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию; все виды памяти; умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору ребенок вовлекается в пространство народной культуры.
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью ребенок видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Сказкотерапия рассматривается также как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Проблема: во время бесед с воспитанниками, в ходе образовательной деятельности, выяснилось, что дети знают только современных мультипликационных героев и не в достаточном объеме русских народных сказочных персонажей; не видят отличие между авторской и народной сказкой; у них вызывает сложности работа с дидактическим материалом по данной теме. В ходе бесед с родителями выяснилось, что те, в свою очередь, дома практически не читают детям сказки.
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственного развития ребенка, гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Задачи:
1.Образовательные: усвоение детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
2.Развивающие: развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту. Развитие способностей невербальной коммуникации в условиях морально-нравственного выбора, формирование эмоционально-индивидуальной сферы дошкольников, увеличение познаний об эмоциях, чувствах, способности положительного миропонимания, эмпатии, толерантности, с компонентами сказкотерапии.
3.Воспитательные: воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
Ожидаемый результат: Предполагается, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:
Дети:
- Получат представление о жанрах сказочных произведений; динамичное развитие фантазии и творчества, посредством сказкотерапии;
- познакомятся с русскими народными сказками, писателями – сказочниками;
- повысится познавательный интерес детей;
- обогатится и расширится словарный запас детей;
- сформируются умения выразительно инсценировать эпизоды сказок.
Родители:
- Совместное чтение поможет родителям и детям сблизиться, лучше
понять друг друга, доставит удовольствие от общения;
- примут активное участие в пополнении предметно – развивающей среды группы.
Педагоги: повышение компетентности в рамках реализации проекта «В гостях у сказки!» с применением технологии –сказкотерапия.
Продукт проекта: выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Этапы реализации проекта:
1этап - подготовительный
1. Определение темы, формулировка цели и задач.
2.Изучение психолого–педагогической литературы по теме проекта.
3.Информация для родителей о предстоящей деятельности.
4.Подобрать методическую, художественную, детскую литературу для рассматривания, чтения.
5. Составление плана реализации проекта.
4.Обогащение развивающей среды – книжный центр.
2 этап – практический
1.Организация деятельности участников в рамках проекта.
2.Проведение всех запланированных мероприятий с активном взаимодействии участников проектной деятельности.
3 этап – заключительный
1. Представление продуктов проекта
2. Презентация проекта на педсовете ДОУ.
Мероприятия и формы организации детской деятельности
В гостях у сказки «Репка»:
- Чтение сказки.
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседа: «Книги – лучшие друзья».
- Д/и «Сложи картинку».
- Театрализация (настольный театр).
- Д/и «Кто за кем?»
- Д/и «Что изменилось?»
- Раскрашивание раскрасок по сказке.
- П/и «Раздувайся пузырь».
В гостях у сказки «Теремок»:
- Чтение сказки.
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседа о жизни лесных зверей.
- Д/и «Сложи картинку».
- Д/и «Кто как кричит? »
- Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики».
- Конструирование «Теремок».
- П/и «Кот и мышки».
В гостях у сказки «Курочка Ряба»:
- Чтение сказки
- Рассматривание иллюстраций
- Д/и «Собери картинку»
- Д/и «Чудесный мешочек»
- Пальчиковая игра «Били-били, не разбили!»
- П/и «Вышла курочка гулять»
- Лепка на тему «Яичко Курочки рябы»
В гостях у сказки «Колобок»:
- Чтение сказки «Колобок».
- Рассматривание иллюстраций.
- Пальчиковая игра «Мы лепили колобок».
- Д/и «Собери картинку».
- Д/и «В какую сказку попал Колобок?»
- Рисование «Дорожка для Колобка».
- П/и «По ровненькой дорожке».
В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»:
- Чтение сказки «Колобок».
- Рассматривание иллюстраций.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят».
- Беседа «Домашние и дикие животные».
- Д/и «Расскажи о картинке».
Д/и «Из какой сказки герой?»
- Конструирование «Домик для козлят»
- П/и «Волк и козлята».
- Пальчиковые игры «Коза дереза».
Итоговое мероприятие
Развлечение « В гостях у сказки»
Содержание: Вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от встречи с любимыми сказками, стимулировать детей к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах.
Работа с родителями
Познакомить с целью проектной работы «в Гостях у сказки»
• Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
• Выставка книг «Любимые сказки».
• Консультация для родителей: «Читаем детям сказки».
• Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь».
Результаты проекта :
1. Дети познакомились с русскими народными сказками;
2. Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
3. Дети были участниками игр- драматизаций, кукольных спектаклей;
4. Дети научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев;
5. Расширился и обогатился словарный запас детей;
6. Речь воспитанников стала более выразительной;
7. Родители воспитанников стали больше времени уделять чтению с детьми.
Итог проекта: в процессе работы над проектом дети получили представление о жанрах сказочных произведений, познакомились с русскими народными сказками, писателями – сказочниками; повысился познавательный интерес детей к художественной литературе; обогащается и расширяется словарный запас детей; развиваются артистические и творческие способности. Повышение самооценки детей. Гармонизация внутреннего состояния. Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе. Развитие эмпатии. Развитие способностей невербальной коммуникации в условиях морально-нравственного выбора, формирование эмоционально-индивидуальной сферы дошкольников, увеличение познаний об эмоциях, чувствах, способности положительного миропонимания, эмпатии, толерантности, с компонентами сказкотерапии.
Наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать активное участие в жизни группы.
Пополнилась предметно – развивающая среда группы.
Список литературы
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
- Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.
- О.А. Шорохова «Играем в сказку» Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников" — М.: ТЦ Сфера, 2006
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб.: «Детство-пресс», 2008
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 - Ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...

