отчет по самообразованию
учебно-методический материал
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому, моей задачей, как педагога, стало:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Так как воспроизводя, какие –либо предметы или явления – в рисунках, в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Россия - родина для многих.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа и мама» «Я гражданин своей страны» и т. д., а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации, поздравительные открытки.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто, никто не забыт», «Слава воинам России», «Рода войск» и т. д. Мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была оформлена газета «Мой папа лучше всех». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма, наши ребята вместе с родителями принимали участие в акции «Читаем детям о войне».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Работаю в тесной связи с родителями воспитанников. Старалась подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Задачей было - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, города); труд людей; традиции; общественные события, народные праздники и т. п. Причем, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Работая по данной теме, я использовала в своей работе дидактический материалы: «Достопримечательности города». Мною были подобраны произведения писателей нашего края Валерия Левановского, Александра Шиперова. В гостях у ребят были представители из краеведческого музея, детской библиотеки.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи (дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек - участников ВОВ, их фронтовые и трудовые подвиги). Старалась подобрать такой дидактический материал о войне, что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Для этого родители приносили нам фотографии своих родственников, которые сражались на фронте, мы с ребятами слушали о них рассказы. Были подобраны циклы занятий о войне, беседы о городах героях, произведения для чтения, фотографии, стихи и картины. В своей работе старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Оформила лэпбук «Моя Родина-Россия», «23 февраля», «80 лет Победе», гексы «Города –герои», «Символы России», которым дети с удовольствием пользуются, закрепляя знания о нашей Родине. «Правила поведения на природе», альбомы: «Русская еда», «Достопримечательности города», «Моя семья», «Блокада Ленинграда», «Рода войск», так же были оформлены макеты: «Животные леса», «9 Мая». Весь цикл мероприятий, посвященных теме войны воплотились в поделках, рисунках сделанных вместе с детьми и родителями, участие в конкурсном движении: «Время героев», моделей-копий военной техники «Во славу Отечества!», «Великая Победа», «Пасхальное чудо», «Вперед к звездам!», «Подарок моей мечты», «Красавица-Весна», «Сказка, созданная Андерсеном», «Сохраним планету», «Семейная кормушка», «Рисуем с мамой», «Певец русской природы» по произведениям М.М.пришвина, «Хранители природы», День народного единства» и др. тоже принесли свои призовые результаты. Участие в проектной деятельности Травкина Дарина заняла почетное 2 место рассказав о профессии своей мамы «Моя мама-фармацевт».
Основной формой работы являлись тематические недели, утрениие разговоры о важном, такие как «Россия – Родина моя», «Прошлое и настоящее родного города», «Удивительный космос», «Моя малая родина», «Моя семья», и т. д.
Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед «Путешествие к звездам», «Первооткрыватели космоса», рисовали рисунки про космос, рассматривали папки-передвижки, была оформлена группа на тему «Космос».
К концу года дети узнали, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Выводы:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, художественной литературе, природным богатствам родного края.
Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Перспективы на 2025-2026 учебный год:
- Продолжить работу по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр». (согласно возрастной группе);
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации и организации совместных праздников.
Мной были изучены книги:
Н. Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
Л. И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т. д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т. к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...

