Консультация для воспитателей "Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым"
консультация

Наталья Геннадьевна Ведьманова

Рассматриваются отличительные особенности контактов со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чем отличается общение со сверстником от

общения со взрослым.

     Малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Родители представляют себе в каком возрасте ребёнок начинает ходить, говорить, когда у него появляются зубы и когда его можно отдавать в детский сад. На этих вехах в жизни малыша в основном и сосредотачивается внимание родителей. А как же общение малыша? Ведь это та сфера жизни ребёнка, которая определяет весь ход его психического развития.

     Читая художественную литературу, содержащую биографические сведения, мы каждый раз убеждаемся в том, какое огромное значение для становления личности автора имело его общение с родными, атмосфера дома. Воспоминания о счастливых детских годах помогают устоять перед жизненными невзгодами. Вот как писал об этом Ф.М.Достоевский: «…ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое – нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь».

     Но не у всех детские годы протекают благополучно. В них ещё находится место и непониманию, и злу, которые могут ожесточить сердце, вызвать ответные недобрые чувства, растлить душу. Многое здесь зависит от того, как складывается у ребёнка общение со взрослыми с первых дней его жизни, как оно развивается по мере его взросления.

     Слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого – либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось. Но как часто собеседники расстаются непонятыми друг другом, разочарованными.

     Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет.

     Возьмём детские вопросы, капризы или жалобы. Казалось бы, здесь всё ясно: на вопросы нужно отвечать, а капризы и жалобы не допустить. Но внимательное наблюдение показывает, что каждое из этих явлений вызывается различными причинами. Ребёнок может задать вопрос из любознательности, но иногда он хочет просто обратить на себя внимание взрослого, которое гораздо важнее для него, чем ответ. Малыш капризничает, потому что устал или не знает, чем себя занять, а может быть, из-за того, что взрослый слишком ограничивает его стремление к самостоятельности. Ребёнок жалуется на сверстника далеко не всегда из-за своей вредности, а зачастую потому, что через такой хитрый ход надеется получить похвалу от взрослого, которой ему так не хватает. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребёнка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно ответить на неё.

     То же самое относится и к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны прежде всего с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.

     

     Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослыми ребёнок обычно разговаривает более или менее спокойно, без лишних экспрессий, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом т т.д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений и подчёркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребёнка и взрослого. Причём эти экспрессии выражают самые разные состояния – от ярко выраженного негодования («Ты чего берёшь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

     Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жёстких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребёнок придерживается определённых норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам.

     Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл. Если взрослый даёт ребёнку культурные нормы общенья, учит говорить как надо, как все, то сверстник создаёт условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребёнка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не даёт жёстких образцов «как надо» и как можно, не стесняясь, попробовать себя – на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала – игра, фантазирование и т.д., - значительно чаще происходят вместе со сверстником.

     Третья отличительная особенность общения дошкольников. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребёнку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своём, не слушая партнёра.

     Совсем по-другому ребёнок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребёнок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.

     Четвёртая отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребёнка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнёром был взрослый. Взрослый всё время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что-либо, т.е. ребёнок от него ждёт либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнёра (показать, как можно и как нельзя), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнение с собой (я так могу, а ты?).

     Общаясь со сверстником, ребёнок может притворятся (т.е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать(придумывать что-то необыкновенное, нереальное). Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребёнку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше.  Например, умению правильно говорить (Как дети учат друг друга разговаривать? О чём разговаривают дошкольники?) – это темы для других бесед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

«Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками»

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Девочки лишины скромности, агрессивны, а мальчики наоборот не ум...

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.Консультация для воспитателей.          Первая отличительная особенность контактов со сверстник...

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...

Консультация для родителей «Если ребёнок имеет проблемы в общении со сверстниками».

Консультация для родителей «Если ребёнок имеет проблемы в общении со сверстниками»....

Консультация для воспитателей "Общение ребенка со сверстниками. Особенности общения дошкольников"

Три основных этапа пути развития общения и отношения детей со сверстниками....