Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению
электронный образовательный ресурс (старшая группа)

Крапивина Наталья Николаевна

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krapivina.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Под руководством профессора, доктора педагогических наук О.С. Ушаковой в лаборатории развития речи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО были проведены экспериментальные исследования, осветившие вопрос речевого воспитания детей, главной целью которого является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала ТА. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин).

В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению.

Народные речевые игры помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций.

Известный этнопедагог Г.Н. Волков говорит о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. Он подчеркивает, что народная игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный и вербальный коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для формирования готовности к общению. Ведущим основанием взаимодействия является интерес к роли. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношение к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью (руководство, подчинение), а с другой - личностными отношениями детей.

Мордовские народные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу. В старину для участия в этих играх или для того, чтобы посмотреть их, съезжались гости из далеких деревень при трудных в то время средствах передвижения. Эти игры просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворяют потребность взрослых и детей в общении.

Предлагаем вниманию читателей несколько мордовских народных игр.

 «В круги»( «Кирькссэ») .

Содержание и правила игры.

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

 «В ключи»( «Панжомнесэ») .

Содержание и правила игры.

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четверо играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

- Леляй, панжоматне Тонь кедьсэ? (Дядя, у тебя ключи)

Тот отвечает, указывая на соседа:

- Оно лелянь кедьстэ кевксть (Вон у дяди спроси) .

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

- Куншкасо вешнек! (Посредине поищи)

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

 «Бабушка»( «Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.) .

Содержание и правила игры.

Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:

«Бабушка, а бабушка, что ты делаешь?

- Грошики собираю.

- Грошики тебе для чего?

- Мешочек куплю. Мешочек для чего?

- Камешки наберу. Камешки для чего?

- Пироги ими начиню. Пироги! Зачем?

- Ваших деток накормлю.

После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:

- Тьфу, на твою голову!

Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка». «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.

 «Платочки»(пацинеть) .

Действующие лица:

Бабушка

Дедушка

Платочки - все остальные игроки.

Соберутся дети играть, выберут считалкой бабушку и дедушку.

Считалка такая:

Штыря-баря. кахмаря,

Шел он огородами.

Вошел справа к Арису,

А потом и к Маризе:

-Дайте маку мы возьмем,

Маку мы сосватаем.

-Какой выкуп мы дадим?

-Яичко голубки,

Шляпку боярышни,

Гулдор-галдор шубку.

Всех остальных игроков бабушка определит в платочки, каждому на ухо назовет цвет его платка. Все платочки садятся на землю. Приходит дедушка.

Дедушка. Будь здорова, бабушка!

Бабушка. Живи-поживай дедушка!

Дедушка. Слышал, у тебя платочки есть?

Бабушка. Есть, да не купить их тебе.

Дедушка. У меня денег два мешка. Куплю.

Бабушка. Купи!

Дедушка покупает платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если дедушка догонит его, то забирает к себе. Иногда платочек побегает-побегает, дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же "окрасит" его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...

«Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению»

Консультация «Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению» способствует развитию  речевого общения дошкольников...

Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....

Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению

    Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование...