Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению
электронный образовательный ресурс (старшая группа)
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Под руководством профессора, доктора педагогических наук О.С. Ушаковой в лаборатории развития речи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО были проведены экспериментальные исследования, осветившие вопрос речевого воспитания детей, главной целью которого является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.
Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала ТА. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин).
В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению.
Народные речевые игры помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций.
Известный этнопедагог Г.Н. Волков говорит о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. Он подчеркивает, что народная игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный и вербальный коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для формирования готовности к общению. Ведущим основанием взаимодействия является интерес к роли. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношение к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью (руководство, подчинение), а с другой - личностными отношениями детей.
Мордовские народные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу. В старину для участия в этих играх или для того, чтобы посмотреть их, съезжались гости из далеких деревень при трудных в то время средствах передвижения. Эти игры просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворяют потребность взрослых и детей в общении.
Предлагаем вниманию читателей несколько мордовских народных игр.
«В круги»( «Кирькссэ») .
Содержание и правила игры.
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становися в кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
«В ключи»( «Панжомнесэ») .
Содержание и правила игры.
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четверо играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
- Леляй, панжоматне Тонь кедьсэ? (Дядя, у тебя ключи)
Тот отвечает, указывая на соседа:
- Оно лелянь кедьстэ кевксть (Вон у дяди спроси) .
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
- Куншкасо вешнек! (Посредине поищи)
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
«Бабушка»( «Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.) .
Содержание и правила игры.
Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:
«Бабушка, а бабушка, что ты делаешь?
- Грошики собираю.
- Грошики тебе для чего?
- Мешочек куплю. Мешочек для чего?
- Камешки наберу. Камешки для чего?
- Пироги ими начиню. Пироги! Зачем?
- Ваших деток накормлю.
После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:
- Тьфу, на твою голову!
Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка». «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.
«Платочки»(пацинеть) .
Действующие лица:
Бабушка
Дедушка
Платочки - все остальные игроки.
Соберутся дети играть, выберут считалкой бабушку и дедушку.
Считалка такая:
Штыря-баря. кахмаря,
Шел он огородами.
Вошел справа к Арису,
А потом и к Маризе:
-Дайте маку мы возьмем,
Маку мы сосватаем.
-Какой выкуп мы дадим?
-Яичко голубки,
Шляпку боярышни,
Гулдор-галдор шубку.
Всех остальных игроков бабушка определит в платочки, каждому на ухо назовет цвет его платка. Все платочки садятся на землю. Приходит дедушка.
Дедушка. Будь здорова, бабушка!
Бабушка. Живи-поживай дедушка!
Дедушка. Слышал, у тебя платочки есть?
Бабушка. Есть, да не купить их тебе.
Дедушка. У меня денег два мешка. Куплю.
Бабушка. Купи!
Дедушка покупает платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если дедушка догонит его, то забирает к себе. Иногда платочек побегает-побегает, дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же "окрасит" его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...

Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...
«Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению»
Консультация «Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению» способствует развитию речевого общения дошкольников...

Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....
Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению
Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование...

"Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника"
Консультация для педагогов...

"Русская народная игра, как средство формирования физических качеств дошкольника"
Консультация для родителей...
