Патриотическое воспитание на логопедических занятиях
учебно-методический материал
Выступление на районном методическом обьединении
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание на логопедических занятиях. Выступление на РМО
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в который закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников. Задача педагога пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Согласно календарно-тематическому планированию для детей проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
В ходе обследования было выявлено, что дети имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У некоторых воспитанников отсутствовал познавательный интерес к жизни города. Несколько детей смогли рассказать, что им нравится в родном годе.
Совместно с воспитателями подготовительной группы и физ.инструктором нами был проведен проект на тему: « Ялюблю тебя Россия, дорогая моя Русь», где использовался материал о родном городе, который повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их, закрепляют названия улиц и свой домашний адрес. На занятиях по развитию связной речи дети составляют рассказы о любимом месте в нашем городе, возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.
По теме «Россия- наша Родина», расширяются представления о родной стране. В подготовительной к школе группе темы « Главный город нашей страны», «Мой город». Здесь мы с детьми говорим о Москве- столице России, о нашем городе , его достопримечательностях.
Также дети подготовительной к школе группе участвуют в конкурсе чтецов «Мы правнуки твои, Победа»» , рассказывают стихи о ВОВ , Победе.
В теме «Я и моя семья. День матери» - формируется представление о родственных отношениях в семье, о любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому, к маме, подарившей жизнь.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме «Международный женский день». На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери признак»: мама – какая?, бабушка – какая?, сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.
Тема «Космос» - у детей формируется уважение к покорителям космоса, чувство гордости за своё Отечество, т.к. первым полетел в космос наш космонавт- Юрий Гагарин. У детей возникает желание быть такими же смелыми, сильными, выносливыми, исследовать новое.
Тема «День защитника Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям, защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
Особое внимание уделяется теме - главного праздника для нашей страны «День Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Вместе с детьми учим стихи на эту тему. В отборе познавательного материала, учитываю возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаю над системой развития речи на материале, в том числе перечисленных выше тем. Развиваю речь в следующих направлениях:
· правильное звукопроизношение;
· лексико-грамматический строй речи;
· развитие фонематического анализа и синтеза;
· обогащение словарного запаса детей;
· развитие связной речи.
Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры).
На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие памяти и внимания, мелкой моторики.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Использую логопедические игры, например:
«Посчитай медали»,- согласование числительных с существительными( одна медаль, две медали, 5 медалей и т.д.)
Подготовила альбом с различными военными профессиями
«Назови ласково»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Словообразование: граница- пограничник, кавалерия- кавалерист и т.д.
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат( каша -солдатская,(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Развитие фонематического анализа и синтеза
«Отгадай, какое слово прячется?», «Расшифруй слово»- подбор слов к звуковым схемам слов и мн.другое.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы( Родина — Отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец);
Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи, я закрепляю с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».
Таким образом, на своих занятиях я создаю условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Чем мы можем гордиться? Так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны знать славную историю России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
патриотическое воспитание на музыкальных занятиях
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» — писал Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца не возможно. Чувство патриотизма так многообразно по своему соде...

Патриотическое воспитание дошкольников. Интегрированное занятие для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"
Интегрированная НООД по патриотическому воспитанию для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"Цель: расширять знания детей о республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовског...

Консультация:нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи.
Из опыта работы по речевому развитию детей и патриотическому воспитанию....
Презентация "Нравственно- патриотическое воспитание на музыкальных занятиях"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделаю...

Выступление на педсовете "Патриотическое воспитание на логопедических занятиях в ДОУ"
Презентация о патриотическом воспитании дошкольников на логопедических занятиях....

"Нравственно - патриотическое воспитание посредством логопедических игр"
Воспитание гражданственности и патриотизма сложнейшая задача воспитательного процесса, которая закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь. В этом сложном процессе з...
Формирование нравственно-патриотических чувств на логопедических занятиях
Формирование нравственно-патриотических чувств на логопедических занятиях...
