консультация ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СЕНСОРНОЙ ЗОНЕ.
консультация
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СЕНСОРНОЙ ЗОНЕ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СЕНСОРНОЙ ЗОНЕ.
В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание — основной источник знаний об окружающем. Поэтому очень важно заботиться о формировании у детей точных представлений о предметах и явлениях, о совершенствовании их сенсорного опыта.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
— повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
— конкретизировать чувственные впечатления, уточнять
названия предметов и их характерные свойства (формы, вели
чины, цвета), учить ориентироваться не только по внешнему виду
предметов, но и по их словесному описанию;
- делать первичные обобщения, группировать предметы по
общим свойствам; - соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися
мерками, сенсорными эталонами.
ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
- Учебная функция — организация и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, формирование обобщенных
представлений и способов действия. - Ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.
- Расширение практики использования эталонов, практических ориентировок.
4. Контроль за состоянием сенсорного развития детей.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие
совпадает с практическим действием с предметами. - Игры с прятанием и поиском предметов, основанные на
интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению,
поиску и нахождению. - Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей
неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что измени
лось?». - Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие
которых заключается в моделировании различных жизненных
ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя,
почтальона — или животных: волка, гусей и т.д. - Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее
достичь игрового результаты, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д. - Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) с его свойствами, связанными с интересными игровыми
моментами: избавиться от ненужного, сбросить карточку, не сказать запретного слова.
Основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное стремление детей играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство предмета, подбирать и группировать предметы.
Научившись правильно действовать с сенсорными материалами, дети используют их в самостоятельных ролевых играх. Например, коробочки с запахами и «вкусовые» баночки включают в оборудование «Аптеки»; цветовые (хроматические) таблицы — в игры «Поликлиника» и «Таксопарк» для проверки зрения.
Большинство игр-упражнений для детей от 3 до 5 лет представляют собой составление контрольных пар и на их основе — сериационных рядов, например: «От холодного — к горячему» (подбор «тепловых» баночек, «От чуть слышного — к громкому» (подбор пар «шумовых» коробочек), «От гладкого — к шершавому» (подбор пар табличек с различной поверхностью), «От короткого — к длинному», «От толстого — к тонкому», «От легкого — к тяжелому», «От кислого — к горькому», «От темного — к светлому» и т.д. В таких играх совершенствуются все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное), тренируется память, развивается мышление.
Когда дети научатся составлять сериационные ряды, они начинают сами придумывать дидактические игры, например: «Найди противоположное», «Найди одинаковое», «Разложи по порядку» и т.п.
Часть самостоятельных игр детей («Что изменилось?», «Верно-неверно») основана на преднамеренном нарушении сериационного ряда, и тогда игроки должны обнаружить ошибку, что, и является целью игры.
Можно использовать кукольный персонаж, например Незнайку: «Что перепутал Незнайка?», «Помоги Незнайке найти ошибку», «Научи Незнайку расставлять цилиндры (кубики, коробочки, штанги, геометрические формы и основания к ним)».
Упражнения-игры могут быть не только индивидуальными, но и групповыми: «Спортсмены строятся» — игры со штангами разной длины; «Общая башня» — игры с кубами; «Радуга», «Солнце» — игры с цветными табличками.
Важной частью программы сенсорного развития является конструирование — игры-упражнения с деревянными геометрическими формами и строительными наборами.
Деревянные конструкторы, включающие геометрические формы, предоставляются на самостоятельных играх. Дети создают воображаемые здания, замки, города будущего, конструируют по образцу, по модели. Часть используется в «конструировании по условиям» (без готовых образцов). Например, в игре «Зоопарк» строителям надо подготовить помещения или загоны таких размеров, чтобы в них было удобно определенным игрушечным животным (варианты — строительство фермы, мостов, дорог и т.п.).
ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.
Игры с водой
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие из них плавают, а какие тонут.
В результате детей младшего возраста подводят к пониманию того, что вода течет. Дети 4—5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная; рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.
Игры со снегом
Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить и т.д. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий — славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега.
А дети 4—5 лет осваивают новый прием строительства из снега — лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить их водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным «тестом» (в ведре снег смешивается с водой).
Сооружение снежной крепости целесообразно приурочивать в Масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводом Масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка».
Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно познакомить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в т.ч. и в Москве.
Из утрамбованного снега можно нарезать кирпичики (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.
Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.
Игры с песком
В городских дошкольных учреждениях не всегда бывают созданы условия для игр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.
Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптурами из песка. Песок — недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер — обветшали замки, дворцы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы. А маленькие создатели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настойчивость, воля, творчество, изобретательность.
На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает несколько приемов строительства из песка. Некоторые из них близки к приемам работы со снегом. Педагог учит лепить малышей из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши с удовольствием осваивают приемы формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко охватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить место, где будут размещаться «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно наливать признаки.
В старшей группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров), преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).
Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т.п.
В играх с песком, снегом ребенок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает; строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег — непрочный строительный материал.
Для развития игровой деятельности детей необходимо создать условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.
Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.
В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников
Практико-ориентированный проект по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста....

Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"
Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников
Сенсорное воспитатение дошкольников...

Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста
laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...
