Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительной работа в ДОУ
Для полного гармоничного развития человека, в первую очередь необходимо: быть здоровым, дружить со спортом и физкультурой.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки.
Основное направление ДОУ – это физкультурно-оздоровительная работа.
Организация физкультурно-оздоровительной работы построена с учетом требований основной общеобразовательной программы ДОУ.
В связи с этим целью работы является следующее:
- формирование у дошкольников основ здорового образа жизни;
- формирование осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- развивать физические качества и обеспечивать нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей;
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
- научить «слушать» и «слышать» свой организм;
- осознать ценность своей жизни и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
- ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным.
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Для реализации данных задач, в ДОУ созданы следующие условия:
- музыкально - физкультурный зал для проведения образовательной деятельности по физической культуре (оборудован необходимым инвентарем и мягкими модулями);
- спортивная площадка;
- физкультурные уголки (во всех группах);
- кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет);
- кабинет логопеда;
- кабинет психолога.
В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого в ДОУ используют различные методы и формы физкультурно-оздоровительной работы . Такие как :
-Утренняя гимнастика
-Физкультурные занятия
-Индивидуальная работа
-Физминутки
-Коррекционная работа
-Музыкально-ритмическая гимнастика
-Пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз
-Гимнастика после дневного сна
-Прогулки, подвижные игры
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготови-тельная группа |
Ежедневно 5 – 6 минут | Ежедневно 6 – 8 минут | Ежедневно 8 – 10 минут | Ежедневно 10 минут |
Варианты утренней гимнастики:
Традиционная (вводная часть - ходьба, бег; основная часть - ОРУ; заключительная часть - спокойная ходьба);
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия;
Упражнения на полосе препятствий, которые выполняются с постепенным увеличением нагрузки;
Оздоровительный бег обязательно проводится на воздухе (непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени). В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально – ритмических упражнений, состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение;
В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега и прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Комплекс утренней гимнастики обновляется каждые две недели.
Для повышения качества организации утренней гимнастики использую музыкальное сопровождение. При звучании бодрой музыки, марша дети подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений группы.
Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания в ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Они проводятся круглый год в определенные дни. Для каждой возрастной группы установлена целесообразная длительность занятий. Летом физкультура не отменяется.
Типы физкультурных занятий:
Классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры – эстафеты, игры – аттракционы и т.д.);
Сюжетные (объединенные определенным сюжетом);
Занятия с элементами аэробики;
Интегрированные занятия;
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, упражнения с мячом и т.д.);
Контрольно – проверочные (диагностика).
В каждом возрастном периоде занятия имеют разную направленность. Маленьких детей учат ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучают приемам элементарной страховки. В среднем возрасте развиваются физические качества. А в старших формируется потребность в движении, развиваются двигательные способности и самостоятельность.
В структуру занятия, наряду с двигательными упражнениями, включаю упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, самомассаж и релаксацию. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Индивидуальная работа
Это дополнительная работа с детьми по развитию основных видов движений.
(Лера боится высоты, с ней занимаемся лазанием по шведской стенке.С Пашей, Матвеем, Андреем занимаемся развитием глазомера, играем с кольцебросом, с Лизой и Маргаритой учимся ловить мяч. Пашу и Мирона учим делать приседания)
Физкультминутки
Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания НООД, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. По окончании физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. После умственной нагрузки и вынужденной позы позволяет хорошо отдохнуть двигательная разминка. Она состоит из 3-4 упражнений, а также упражнений с использованием физкультурных пособий. В конце проводится упражнение на расслабление. Можно так же проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением.
Коррекционная работа
Гимнастика корригирующая - лечебная, направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки, предупреждение плоскостопия. (босохождение по массажным дорожкам (ребристая дорожка, резиновые коврики , упражнения с гимнастической палкой и др.).
Музыкально-ритмическая гимнастика
Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.
Гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная
Направленность воздействия упражнений на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук; на расслабление мышц. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения;
Гимнастика после дневного сна
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность. Форма проведения различна.
Гимнастика игрового характера типа «Потягушки»;
Разминка пробуждения и комплекс упражнений;
Разминка пробуждения и самомассаж;
Ходьба по солевым и массажным дорожкам.
Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются. Ходьба по массажным и солевым дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются в трусиках и босиком.
Подвижные игры, физические упражнения на прогулке
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. Здесь, на прогулке, наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Особенно важно целенаправленное руководство двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста. К этому возрасту дети приобрели уже достаточно большой двигательный опыт и овладели сложными видами движений. Но без правильного педагогического руководства дети не всегда смогут реализовать свои возможности. Как в организационных, так и в самостоятельных играх важно своевременное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Подвижные игры активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).
Самостоятельная двигательная деятельность.
Помимо НООД по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НООД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Физкультурные праздники, спортивные развлечения,
недели здоровья.
В системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ эти формы организации занимают прочное место. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива ДОУ и семьи. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №27"
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
консультация
«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
Воспитатель: Ребковец Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. "Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста".
"Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста"....

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Консультация "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду."
Информация об организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении....

Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования"
Задачи с использованием нетрадиционного оборудования:1. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;2. повышать интерес к выполнению основных движений и игр;3. чередоват...
Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.
Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти (формируется верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...
Модель ежедневной физкультурно-оздоровительной системы работы , реализуемая во второй младшей группе
В данной презентации отражена реализация модели ежедневной физкультурной-оздоровительной системы. Именно с младшадшего дошкольного возраста необходимо обеспечить формирование устойчивого интереса к за...
