Консультация "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду."
консультация

Якуша М.В.

Информация об организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города  Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»

Консультация

«Физкультурно-оздоровительная работа  в детском саду»

                               

                                                                                                                       

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                    Якуша М.В.                                                                                                                                

                                                                                                                   

г. Керчь

2019г.

Физкультурно-оздоровительная работа - система организационных мероприятий, направленных на повышение функционального состояния людей, на их оздоровление средствами физической культуры.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, связанные с особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не научает «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем детей и подростков, берет на себя система образования.

Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны.

Оздоровительная работа в детском саду

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение .

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по мнению ученых, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность. При этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребенка. Психолог Н.А. Бернштейн говорил: «Психика формируется в движении».

Работу по развитию движений целесообразно начинать с выявления индивидуальных особенностей двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физической культурой. При этом сразу следует исключить утомление детей, излишнюю командность; организовать работу в игровой, занимательной форме.

В системе физического воспитания дошкольников используются следующие формы двигательной деятельности:

1. Утренняя гимнастика.

2. Занятия по физической культуре.

3. Физкультурный досуг.

4. Спортивные праздники.

5. Походы, экскурсии.

Необходимый уровень двигательной активности (под двигательной активностью понимается - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Их можно подразделить на несколько видов, которые проводятся на занятиях по физической культуры:

Физкультурные занятия с элементами спортивных игр.

Сюжетно-игровые.

Игровые.

Танцевально-ритмические.

По индивидуальным карточкам.

Занятие с элементами психогимнастики.

Разрабатывая режим двигательной активности детей, следует учитывать природно-климатические условия и биологические (сезонные) ритмы года. Биологический ритм, охватывающий сентябрь и октябрь, характеризуется достаточно высокой двигательной активностью детей, возвращающихся из летних отпусков со значительным запасом локомоций (движений) и высоким уровнем общей выносливости. Поэтому в этот период основное внимание уделяется развитию скоростных качеств, введению упражнений на разработку подвижности суставов. В зимний период физическая работоспособность детей и их физические качества снижены, наступает период естественной гиподинамии. В это время необходимо увеличить количества движений аэробной направленности.

Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения (бег, прыжки, плавание) рассматриваются как наиболее важные компоненты двигательного режима, способствующий нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, повышению умственной и физической работоспособности. При этом нагрузка должна быть строго дозирована по частоте сердечных сокращений.

Биологический ритм, охватывающий февраль, март, часть апреля, - наиболее сложный период года. Продолжают снижаться показатели общей и скоростной выносливости. У детей отмечается авитаминоз, что ведет к спаду физической и умственной работоспособности. В это время необходимо уделять большое внимание движениям циклического характера, упражнениям на снятие психического напряжения, развитие ловкости (игры с мячом), координационных способностей.

Поздней весной и летом (май, июнь, июль) естественная двигательная активность детей возрастает. Чтобы не допустить физических перегрузок на фоне общей ослабленности организма, рекомендуется проводить больше игр средней и малой подвижности.

Кроме того, режим двигательной активности детей включает:

- подвижные игры в течение дня (бессюжетные и сюжетные игры; игры-забавы; соревнования, эстафеты, аттракционы; игровые упражнения: зоркий глаз, ловкие прыгуны, с подлезанием, пролезанием, перелезанием);

гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их составляют логоритмики - движения, сочетающиеся с речевым сопровождением и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

- динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики ритмические упражнения или подвижные игры.

- динамический час - проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении; включает самостоятельные занятия на тренажерах, подвижные игры разной интенсивности, игры - эстафеты, и т.д.; важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;

Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении.

Один из значимых компонентов воспитательно-оздоровительной работы в ДО - реализация системы эффективного закаливания. При закаливании изменяются кровоток (как в сосудах кожи, так и во внутренних органах), частота сердечных сокращений и дыхания, показатели артериального давления. Это ведет к повышению уровня обмена веществ и реактивности организма, улучшению состояния нервно-психической сферы, оптимизации вегетативных функций и обмена веществ, более адекватной стабилизации температурного гомеостаза при колебаниях температуры окружающей среды.

Следует учитывать, что у детей дошкольного возраста физиологические системы организма имеют относительно небольшие резервы, поэтому, проводя закаливающие процедуры, необходимо соблюдать ряд требований:

- осуществлять закаливание только здоровых детей;

- увеличивать интенсивность процедур постепенно, в соответствии с возрастающими компенсаторными возможностями организма;

- соблюдать систематичность и последовательность (перерыв на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам);

- тщательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст (недопустимо проведение закаливания при наличии отрицательных эмоциональных реакций - страха, плача, беспокойства);

- закаливание можно осуществлять при строгом соблюдении гигиенических условий: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха; адекватная одежда и т.д. .

Не обязательно стремиться к кардинальным закаливающим процедурам: умывание детей водой комнатной температуры также дает ощутимый положительный эффект.

Оздоровительную роль закаливания необходимо сочетать с поддержанием бодрого настроения, формированием принципов и правил здорового образа жизни. В ДО используется комплексная система закаливания детей. Она включает в себя как специальные закаливающие воздействия, так и повседневные закаливающие элементы.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, зимой в спортивном зале, летом на свежем воздухе. Используются сквозные проветривания групповых и спальных помещений (в отсутствии детей) и одностороннее проветривание (в присутствии детей).

Воздушное закаливание: летом сон при открытых фрамугах, прогулки босиком по траве, песку (с 2-3 до 10-12 минут). Дети приучаются ходить босиком в помещении, как в летнее время года, так и в холодный период года. Перед дневным сном дети ходят по мокрым дорожкам.

Широко используется закаливание водой. Вода с целью закаливания используется при формировании навыков личной гигиены (умывание после ночного и дневного сна). Не закаленные дети начинают с умывания лица и рук, затем постепенно переходят к мытью шеи и т.д. Дети приучаются к полосканию рта, горла и мытья носа водой комнатной температуры. Кроме этого используется гимнастика после дневного сна. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц.

Более интенсивным закаливающими компонентами воздействия являются водные контрастные процедуры, так как теплопроводность воды в 28 раз выше, чем воздуха. Контрастное закаливание водой проводится один раз в неделю в детских учреждениях, имеющих закрытый бассейн. Закаливающая процедура осуществляется при температуре воздуха +26+27С, воды в бассейне - +28+27С. Продолжительность процедуры 5-6 минут при трехкратной повторяемости - пребывание в бассейне, обливание водой из шланга, сауна. Общее пребывание детей в бассейне - 10-15 минут. Популярным и распространенным элементом оздоровительной работы является бег трусцой. Начиная такие упражнения с 3-4-го года жизни (преимущественно в игровой форме), можно получить через 1-2 года занятий хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект.

Кроме этого в ДО можно проводить и профилактические мероприятия - это массаж и самомассаж. Массаж активизирует защитные силы организма, благоприятно действует на нервную систему, повышает настроение, работоспособность, снимает физическое и умственное утомление, нормализует сон. Полезен любой массаж: точечный или выполненный при помощи массажеров. Главный принцип, который необходимо соблюдать при выполнении массажа, - последовательность, то есть поочередное использование приемов: поглаживание, растирание, разминание и потряхивание.

Все эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Занятие в детском саду. Тема «Кто работает в детском саду».

Данное занятие помогает формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада.Способствует обогащению первоначальных представлений детей о назначении, помещениях, деятельнос...