КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование дидактических игр для развития у детей активности и самостоятельности мышления»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование дидактических игр
для развития у детей активности и
самостоятельности мышления»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование дидактических игр
для развития у детей активности и
самостоятельности мышления»
учитель-логопед:
Ковалева Т.Ю
Дидактическая игра – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. В процессе дидактической игры ребенок уточняет имеющиеся у него представления о предметах, явлениях природы, обогащает словарь, упражняет в правильном звукопроизношении. Дидактические игры способствуют воспитанию многих психических процессов: памяти, внимания. Ведбь дидактическая игра – сложный процесс. Они являются одной из форм обучения и вместе с тем остаются игровой деятельностью. Основное отличие дидактической игры как формы обучения на занятии, заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего перед ребенком не ставится прямо, а заключено в игровой задаче, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, принимает ранее усвоенные знания. Правила дидактической игры требуют сосредоточенности внимания, усилия мысли, быстрой реакции или способности торможения – все это заставляет ребенка производить разнообразные игровые действия, делать выбор в соответствии с игровой задачей. В этой разнообразной деятельности проявляются и формируются активность и самостоятельность мышления. Дидактическая игра имеет свои преимущества – познавательное содержание в них сочетается с близкой, привлекательной для ребенка деятельностью, она вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, игра оказывает и воспитательные задачи. Обучение в дидактической игре упражняет отношения между ними, дает возможность тренировать волевое усилие, развивает способность детей к правильной оценке и самооценке. Используемые в детском саду дидактические игры способствуют решению многих умственных задач: есть игры, содействующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, математических представлений, игры, отражающие явления природы, окружающей жизни, на усвоение пространственных отношений и т.д.
Все дидактические игры можно разделить на такие группы:
- Игры-поручения, основанные на интересах детей и действиями с игрушками и предметами: подбирать, складывать, вставлять и т.д.
- Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданным появлениям и исчезновением предметов.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Отгадай, что здесь», «Что изменилось?» и т.д.
- Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослым: волка, гусей.
- Игры-соревнования, основанные на стремлении быстро достичь игрового результата: «Кто быстрее?», «Кто больше?».
- Игры-фанты или игры в запретной «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами, избавится от ненужного, сбросить карту, не сказать запретного слова.
При такой условной классификации игрового начала, игровые действия выделяются отчетливее, игры не утрачивают свойственных ей особенностей. Таковы программные требования и возможность использования дидактической игры для развития у детей активности и самостоятельности мышления. Организуя умственную деятельность детей в дидактических играх, воспитатель должен ясно представлять себе, что в каждой из игр, уже знакомой детям, что-то новое, например: в игре «Что изменилось?» детям показывают знакомые игрушки, они знают их названия, цвет, величину, новым является их пространственное расположение. Особое значение дидактической игры имеет для развития мышления и речи в их единстве, содержании и правила игры дают возможность упражнять детей в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи. На каждой возрастной группе воспитатель формирует речь в соответствии с задачами воспитания и возможностями детей. Так в игре «Чудесный мешочек» ребенок правильно называет игрушку, получает ее; посильность задачи, условие ее выполнения вызывают интерес и активные действия побуждают назвать предмет точным словом.
Старшие дети решают более сложную задачу - дать описание игрушки на основе выделения нескольких признаков свойств. Выполнение этой задачи сложной анатомической деятельности, применяя ранее усвоенные знания и способности выразить мысли в речи, в суждении.
Перед детьми воспитатель ставит в дидактической игре еще более сложные задачи, решение этих задач основано на способности соотносить, предметы по их обобщающим признакам. Это также способствует развитию активности и самостоятельности у детей.
Во время дидактической игры иногда возникает спор о правильности суждений и действий. Это дает возможность уточнять представление детей и упражнять их в применении доказательств. Умение вычленять среди разных по содержанию игрушек общее свойство требует сложной аналтико-синтетической деятельности. Дидактическая игра вызывает у ребенка такую деятельность – уметь анализировать, соотносить разные свойства, обобщать организовывать практические действия.
Дидактические игры на группировку предметов или явлений по тому или иному общему признаку создано очень много. Это игры типа: «Что, где растет?», Кому что нужно?», «Охотник и пастух», «Что в чем?». Все они требуют применения и углубления, ранее усвоенных детьми знаний, соотнося их с новой задачей игры (пример из книги).
Большое значение в умственном воспитании имеют и игры, которые требуют сравнения одних предметов или признаков с другими, установления сходства, различия, тождества. Это такие игры, как:»Что одинаковое и что разное?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?». Еще более высокие требования к мыслительной деятельности предъявляют игры, в которых ребенок должен установить связи, например, соотнести представление о профессии с теми орудиями и материалами труда, которыми пользуется человек для работы. Такие дидактические игры требуют понимания связей непосредственно на данных в условиях игры. Таким образом, основная роль дидактической игры в умственном воспитании заключается в том, что они используются воспитателем в цели обучения, формирования конкретных и обобщающих значений и применении их в разных условиях и обстоятельствах. Именно дидактическая игра позволяет определить в какой мере ребенок той или иной группы владеет определенными знаниями и способами практических и умственных действий в каждый данный момент, что также способствует у детей развитию активности и самостоятельности мышления. Придавая большое внимание дидактическим играм нужно еще и правильно руководить игрой. Что же включает в себя руководство?
- Отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определенное место и роль в системе обучения и воспитания, с другими формами взаимосвязь и взаимодействие обучения, руководство ходом игры и обеспечение активной роли в игре всех детей.
- Оказание помощи застенчивым, поощрение инициативы умной выдумки, доброжелательных отношений между детьми.
Но необходимо и игре предъявлять общие дидактические требования:
1. Системность - предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию. Такова система игр, продуманная программой.
Игры – одиночки могут быть очень интересными, но используя их вне систем, нельзя достигнуть обучающих и развивающих результатов.
2. Повторность - только при условии повторений, маленькие дети учатся выделят в предметах признаки.
3. слово воспитателя - при помощи словесных объяснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, уточняя их представление, речь воспитателя способствует развитию речи детей
В руководстве игрой имеет значение и темы. В самом начале игры дети усваивают содержание игровых действий, правило игры, ход в этот период темп замедленный. В последующем периоде темп убыстряется, а к концу игры снова замедляется. Убыстренный темп может вызвать растерянность детей, замедленный темп утомляет детей. Большое значение имеют игрушки, игровые пособия: куклы, дидактические игрушки, разные картинки, и природный материал, технические игрушки: телевизор, магнитофон и т.д. Итак, для того чтобы развить у детей активность и самостоятельность нужно, в первую очередь правильно определить дидактическую задачу, ее познавательное содержание, определить игровую задачу и реализацию через нее дидактических задач, продумать игровые действия, которые интересны детям, побуждать их к игре, определить игровые правила и подобрать определенные игрушки и материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие у детей словесно-логического мышления
Консультация для родителей групп компенсирующей направленности, включающая материал, способствующий развитию разных видов мышления и других психологических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Современные наглядные пособия, моделей, направленные на развитие у детей логико-математического мышления
Влияние логических и дидактических игр на уственную деятельность детей 3-4 лет....

2021-2022 Консультация для воспитателей:"Проблемы развития музыкальности.Музыка как средство коррекции.Развитие у детей музыкально ассоциативного мышления."
Полезная информация для педагогов...
Буклет "Роль сказки в развитии речи детей, их фантазии, мышления и творческого потенциала"
Буклет раскрывает приемы, помогающие воспиятию сказки детьми. Представлены игры на развитие творческого воображения, фантазии, связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие у детей музыкального ассоциативного мышления"
Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...

«Эвроритм-элемент технологии ТРИЗ для развития у детей дошкольного возраста мышления и памяти».
ЭВРОРИТМ – ЭТО…этажное конструирование фантастических идей ЭТОТ МЕТОД ПОЗВОЛЯЕТ …развивать мышление и фантазию детей, позволяет детям побыть в роли изобретателя....

