2021-2022 Консультация для воспитателей:"Проблемы развития музыкальности.Музыка как средство коррекции.Развитие у детей музыкально ассоциативного мышления."
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панина Валентина Сергеевна

Полезная информация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблемы  развития  музыкальности

        Музыкальные  способности  у  детей  проявляются  по-разному. У  одних – очень  рано  (уже  на  первом  году  жизни)  и  развиваются  очень  легко  и  быстро. У  других  детей – позднее (в  четырёх – пятилетнем  возрасте, в  меньшей  степени - позже)  и  развиваются  труднее  и  медленнее. Раннее  проявление  способностей  не  всегда  свидетельствует  об  одарённости, так  же  как  и отсутствие  проявления  таковых  в  раннем  возрасте  не  всегда  является  показателем  их  отсутствия. Известно, что  успеха  порой  добивается  не  тот, у  кого  способности  выше, а  тот, кто  имеет  силу  воли, веру  в  себя  и  огромное  трудолюбие. Часто  задают  вопрос: «Стоит  ли  развивать  музыкальные  способности  ребёнка, если  они  не  проявляются?» однозначно, стоит. Даже  если  ребёнок  в  будущем  не  будет  профессиональным  музыкантом (ведь  это  и  необязательно), занятия  музыкой  помогут  развить  мышление  ребёнка, интеллект, другие  его  способности.

        Одной  из  распространённых  проблем, в  том  числе  и  у  одарённых  детей, является недоразвитость  музыкального  слуха. Иногда  встречается  сильный  звонкий  голос, но  ребёнок  с  трудом  осваивает  совсем  не  сложную по  мелодической  линии  песню. Примером  недоразвитости  слуха  может  служить  и  то, как  ребёнок  на  слух  определяет  высоту  звука. На  вопрос, какой  звук  выше – первый  или  второй, он  отвечает  правильно, или  может  отличить  неправильное  пение  другого  ребёнка, но  сам  не  мо-жет  воспроизвести  мелодию  даже  в  удобном  для  него  диапазоне. Эта  проблема  легко  поддаётся  коррекции  путём  тренировок  в  дошкольном возрасте. У  взрослого  или  даже  у  старшего  школьника  она  часто  неразрешима.

        Для  развития  звуковысотного  слуха  рекомендуются  следующие  упражнения:

«Гудок» - умение  сливаться  с  голосом  взрослого  на  длинной  ноте.

«Дразнилка» - повторение  звуков  с  голоса педагога  или  инструмента  на  разные  сло-ги  в  тонах  доступного  диапазона, постепенно  расширяя  диапазон звучания на тон или  полтона  вверх  и  вниз

«Точка» - закончить  последний  (тонический  звук)  пропетой  педагогом  мелодии. По-чувствовать устойчивость  завершения

«Капельки» - пение  на  слог  «кап»  одной  ноты, повторяя  её  много  раз  (капли  дож-дя). Нота  должна  быть  удобной  ребёнку  по  высоте. Затем  необходимо  на  тон  или  полтона  опускаться  и  подниматься. Подпевать  взрослому, затем  петь  самостоятельно  попевки  в  интервале -  полтона, тон, полтона, два  тона. Например, «Я  шагаю, я  гуляю, никому  я  не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох  сильный, полный  сброс  дыхания.

        После  совершенствования  звуковысотной  проблемы  следует  работать  над  проблемой  развития  мелодического  слуха. Для  коррекции  подходят  следующие  упражнения:

  • Развивать умение определять  движение  мелодии  вверх  и  вниз
  • Использовать  простейшие  попевки  для  запоминания  мелодии
  • Работать  вначале  над  освоением  попевки  или  песни  без  текста, на  слоги  с  гласными  («у», «ю», «я», «е», «и»), что  укрепляет  все  виды  памяти  (слуховую, логическую, двигательную) и  автоматизирует  вокальную  моторику
  • Отказаться  от  механических  бесцельных  повторов  запоминания  мелодии

        К  одной  из  распространенных  проблем  музыкального  воспитания  дошкольников  относится  выработка  певческого  дыхания, которое  является  основой  певческого  звукообразования. Часто  несформированный  навык  певческого  дыхания  является препятствием, тормозом  в  развитии  певческого  звучания  голоса. И  наоборот, освоив  правильное  дыхание  при  пение, ребёнок  легче  и  с  интересом  занимается, результат  занятий  становится  намного  выше.

        При  постановке  правильного  певческого  дыхания  важно  помнить, что  процесс  дыхания  состоит  из  вдоха  и  выдоха, и  при  пении  особенно  важен  выдох, во  время  которого  мы  поём. Детей  нужно  учить  с  самого  начала  понять, как  правильно  ды-шать  при  пении.

        Учимся  вдыхать  через  нос – представим, что  наш  живот – это  шарик, который  нам  необходимо  надуть. На  мгновение  задерживаем  дыхание, не выпускаем  воздух, который  вдохнули, фиксируем  его  мышцами  живота  и  диафрагмы – создаём  опору  дыханию. Затем  медленно  через рот  (на  звук  «пф») выпускаем  воздух, который  вдох-нули («шарик  нужно  сдуть»), постепенно  втягиваем  живот  («шарик  уменьшается»).

        У  некоторых  дошкольников, в  том  числе  и  с  хорошими  голосовыми  данными, встречается  так  называемая  «зажатая  нижняя  челюсть». При  пении  она  как  бы  не-подвижна. Поэтому  важно  именно  в  дошкольном  возрасте  откорректировать  этот  недостаток  упражнениями, которые  предполагают  пение  «на зевке» (с  хорошо  откры-тым  ртом)  на  гласные  («а», «о», «ы»), затем  на эти  же  гласные  в  сочетании  с  сог-ласными  («м», «д», «г», «з»). После  нескольких  таких  упражнений  ребёнок  успешно, как  правило, справляется  с  заданием  и легко  решается  проблема, которая  с  большим  трудом  поддаётся  коррекции  (а  иногда  и  не  поддаётся) у  старших  школьников.

        Если  в  системе  дошкольного  учреждения  будет  постоянно  проводиться  работа  как  с  музыкально  одарёнными  детьми, так  и  с  остальными, то  результат  обязательно  будет  положительным.



Предварительный просмотр:

Музыка  как  средство  коррекции  поведения  и  развития  коммуникативных  способностей  дошкольников

        Роль  и  возможности  общения  как  в образовательном, так  и  в  процессах  интеллектуального  и  психического  развития  дошкольников  огромны. Общение  позволяет  ребёнку, через  сравнение  себя  со  сверстниками, выработать  самооценку, найти  своё  место, что  весьма  часто  бывает  одной  из  главных  проблем  личности. Ведь  коммуникабельность – одна  из  составляющих  успешности. Навыки  поведения  начинают  формироваться  в  раннем  возрасте.

        Поведение  зависит  от  суммы  накопленных  знаний, которые  каждая  личность  пропускает  через  своё  сознание. А  оно, в  свою  очередь, определяет  способ  поведения.

        Признание  за  музыкальным  мышлением  функции  общения, коммуникации, даёт  повод  рассматривать  музыку  как  один  из  самых  мощных  информационных  процес-сов, охватывающих, в  принципе, всё  общество. Существует  мнение, что музыка не  может  считаться  «языком… с  чётко  зафиксированным  значением». Однако  его  отсутствие  не  мешает  музыке  выполнять  основные  языковые  функции. А  это  значит, что музыка  может  и  является  одним  из  мощных  средств  общения, развития  коммуникативных  качеств  ребёнка.

         Для  того, чтобы  влиять  на  формирование  личности  дошкольника, педагог  дол-жен  уметь  среди  смен  его  настроений  и  различных  проявлений  характера, распоз-нать лучшие  для  последующего  закрепления, худшие – для  нейтрализации  в  процессе  восприятии  музыки. Восприятие  музыки  преображает  человека, ведь  каждый  одну  и  ту  же  музыку  чувствует  по-разному. Можно  сказать, что  восприятие  музыки  носит  личностно  значимый  смысл, который  зависит  от  многих  причин:

  • личного  жизненного  опыта
  • уровня  развития  образного  мышления
  • общей  культуры  восприятия
  • уровня  развития  ситуативного  мышления
  • уровня  развития  устойчивого  внимания, таких  его характеристик  , как  концентрированность  и  распределённость, переключаемость  и  др.
  • различных  видов  памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной  и  др.)
  • склада  нервной  системы, т.е. темперамента

        Важность  и  главная  ценность  музыки  как  вида  искусства  в  том, что  через  её  восприятие  человек  познаёт  себя. Воспринимая  музыку, ребёнок  может  испытать  те  чувства, которые  не  всегда  удобно  выставлять  напоказ, посредством  музыки  может  приблизиться  к  пониманию  чувств, которые  он  ещё  не  испытывал  в  жизни, но  ко-торые  уже  готовы  к  пробуждению, однако  пока  невостребованны.

Наука  показала, что  музыка, её  выразительные  средства, такие  как  динамика, темп, тембр  голоса  или  инструмента, акценты, пульсации, последовательность  аккор-дов, развитие  мелодической  линии  могут  воздействовать  на  частоту  пульса  и  дыха-ния, биологические  процессы  в крови, биоритмы  мозга, мышечное  напряжение  или  расслабление, что  в  комплексе  определяет  эмоциональное  состояние, а порой и  общее  самочувствие  слушателя.

        Проявления  восприятия  музыки  могут  быть  различными:

  • внутреннее  подпевание, вызывающее  непроизвольное  движение  голосовых  связок, настраивание  дыхания  к  мелодической  линии  произведения
  • покачивание  головой, движения  пальцев  рук  или  ног, тактирование  рукой  или  ногой
  • изменение  мимики  (напряжение  или  расслабление  определённых  мышц)
  • подвижность  глазных  яблок, слёзы, улыбка  (при  слушании  с  закрытыми  глазами)

        Эти  и  другие  проявления  восприятия  музыки  педагогам  необходимо  использо-вать  в  своей  работе.

        Как  известно, слушать  музыку – ещё  не  значит  воспринимать  её. Способность  к  восприятию  музыки  можно  и  нужно  развивать  у  дошкольника  как  на  занятиях, так  и  при  индивидуальной работе  по  развитию  способностей. Ценность  умения  воспри-нимать  музыку  в  том, что  ребёнок  чувствует  произведение  по-своему, обращаясь  к  своему  внутреннему  миру, в  котором  безоговорочно  доверяет  эмоциям. Музыка  не  требует  от  ребёнка  жизненного  опыта  и  его  подтверждения, весь  арсенал  её  средств  является  для  юного слушателя  откровением  и, возможно, истиной. Ребёнок  восприни-мает  через  музыку  духовность  и  учится  принимать  её.

        Музыка  на  групповых  занятиях  выступает  как  средство:

  • общения
  • познания  нового
  • развития  общей  культуры
  • развития  духовности

        Она  способствует  умению:

  • сосредоточиться
  • выслушать  другую  точку  зрения  и  высказать  свою
  • вести  спор

        Английский  писатель У.Теккерей  писал: «Посейте  поступок – и  вы  пожнёте привычку, посейте  привычку – и  вы  пожнёте  характер, посейте  характер – и  вы  пожнёте  судьбу». Так  и  музыку  можно  и  нужно использовать на  всех  этапах  развития  ребёнка  как  воспитательное  средство, как  средство  общения, средство, которое  даёт  возможность  почувствовать  красоту  и  гармонию  не  только  музыкального  искусства, но  и  всего  мира.



Предварительный просмотр:

Развитие  у  детей  музыкального  ассоциативного  мышления.

(Комиксы)

Рекомендации. Цель комиксов - развитие у детей музыкального ассоциативного мышления. Комиксы обобщают предыдущие сказки. После каждого короткого стихотворения можно предложить детям передать голос героев стиха: мышки, кота, петуха, курицы; если в стихотворении два героя, то двое детей изображают их голоса по очереди.

Сынка учила мышка-мать

На скрипке полечку играть.

Сынок старательный  был очень

Играл с утра допоздней ночи

То громко он играл, то тише,

А рыжий кот плясал на крыше

Кот Мурлыка спит весь день,

Ведь ему проснуться лень.

По ночам ему не спится -

Бегает и веселится.

- Мяу-мяу, - громко кот

На всю комнату поет.

А потом бежит на крышу,

Его песни любят мыши.

Хор котят поет искусно,

Оттого, что ели вкусно:

Молочко, паштет, сосиски.

Хороши певуньи-киски.

Рты котята открывают,

Лапки дружно поднимают.

И звучит кошачий хор,

Кошка - главный дирижер.

Васька-кот с хохлаткой в паре

На концерте выступали.

Пели слаженно в дуэте.

Она про хлеб, он - о котлете.

Пели каждый - кто о чем,

Все им было нипочем.

Только слушатели в зале

Ничего не понимали.

Вечерняя музыка

Рекомендации. Обратите внимание на то, что лягушки от разговора переходят к пению,

потому что у них хорошее настроение. Детям нужно запомнить речь («слова») первой и

второй лягушек. Когда лягушки будут «петь», предложите детям самим исполнить их песни - старательно, нараспев.

       Вечером Галя сидела с мамой на крылечке и слушала, как в пруду квакают лягушки.

- Мама, давай посчитаем, сколько лягушек живет в нашем  пруду?

- Давай! Нам нужно хорошо прислушаться к их голосам.

       Галя с мамой стали внимательно слушать.

- Ква-ква-ква...

- Квакс-квакс-квакс...

- Сейчас разговаривали две лягушки, - сказала Галя.

- Интересно, о чем они говорят? - добавила мама.

- Наверное, первая говорит о том, какой хороший теплый вечер, - стала фантазировать Галя, - а вторая лягушка - о том, что у нее прекрасное настроение и она хочет спеть песню.

       И тут вторая лягушка запела:

- Квакс-квакс-квакс, квакс-квакс-квакс, Квакс-квакс-квакс...

- Лягушка поет песню на своем лягушачьем языке, - заметила мама.

- Интересно, что будет делать  первая лягушка? – задумчиво сказала Галя.

А первая лягушка будто услышала Галины слова и стала подпевать своей подружке:

- Ква-а-а, ква-а-а, ква-а-а-а-а.

- Действительно, целый концерт устроили, - сказала мама.

- Вот какая сегодня была вечерняя музыка!

  • Ну а теперь, Галя, пора спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Познавательные  экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки  не уводят дошкольник...

Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...

Консультация для воспитателей "Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя"

Материал представлен в виде темы для круглого стола, где на обсуждение выносятся проблемные ситуации, возникающие в образовательном процессе при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя ...

Консультация для воспитателей «Проблемы сенсорного развития детей в дошкольном возрасте в рамках реализации ФГОС»

В ФГОС  дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей.   Важную роль заслуживает проблема умственного воспита...

Консультация для воспитателей "Проблемы развития музыкальности"

Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...

Консультация для воспитателей "Развитие у детей музыкального ассоциативного мышления"

Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения  у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дош...