Творческая работа «Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в процессе адаптации к новым условиям»
статья

Салимьянова Роза Мухаматулловна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_migranty.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа «Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в процессе адаптации к новым условиям»

Миграция является неотъемлемой частью глобализации и приводит к возрастающему этнокультурному и этноконфессиональному разнообразию общества. Мигранты сталкиваются с проблемами экономического характера и нуждаются в успешной адаптации к нормам и правилам нового общества. Проблема приспособления к новой социальной среде затрагивает детей из семей мигрантов, и требуется разработка эффективных способов психолого-педагогического сопровождения.

Сфера образования является одним из ведущих факторов, помогающих решить проблему адаптации детей-мигрантов. Отношение к детям мигрантов часто является негативным из-за их отличия от остальных и несоответствия поведения общественным нормам.

Эффективное решение задач педагогического сопровождения требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса и разработки программы поддержки детей-мигрантов. Существующая система работы с мигрантами в миграционных службах России нуждается в преобразовании, и преобладающий антиакмеологический подход делает проблему острой и требующей своевременного решения.

Для введения мигрантов в новую социальную среду и оптимального развития личности необходимо перейти от нерегулируемого к регулируемому процессу адаптации на начальном постмиграционном этапе. Существует множество подходов к классификации проблем детей-мигрантов. Проблема детей-мигрантов привлекает внимание исследователей и разрабатываются специальные программы для их адаптации.

В психолого-педагогической литературе есть практические разработки в области социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов. Вопросы педагогического сопровождения детей-мигрантов для их успешной самореализации в процессе обучения остаются недостаточно освещенными в литературе. Количество детей мигрантов в образовательных организациях увеличивается, но отношение к ним часто негативное из-за их отличия от остальных и несоответствия поведения общественным нормам.

Эффективное решение задач педагогического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса и разработки программы комплексной поддержки. Социальная адаптация определяется как результат взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Социально-психологическая адаптация мигрантов является двусторонним процессом с тяжелыми переживаниями. Личность мигранта и его новое окружение меняются, адаптируясь к новому человеку.

Процесс адаптации вынужденных мигрантов сопровождается сложностями, включая изменения личностного плана и снижение самооценки.  Психологическая помощь мигрантам необходима для успешной адаптации к нормам и правилам нового общества. Образовательные организации являются одним из основных социальных институтов для решения проблемы адаптации детей из семей мигрантов. Миграционная педагогика разрабатывает понятие и категориальный аппарат, основываясь на системном подходе, философских идеях поликультурного общества и гуманизма.

Миграционная педагогика развивается на основе интеграции и взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей для поддержки и защиты детей-мигрантов. Для организации психологического сопровождения адаптации детей мигрантов необходима комплексная работа на уровне образовательной организации.

Работа должна охватывать не только детей мигрантов, но и всех участников образовательного пространства. Первым этапом работы должно стать изучение личности ребенка, его затруднений и сильных сторон. Следующим шагом должно стать обучение мигрантов навыкам поведения и взаимодействия в новых условиях.

Работа должна вестись на основе межкультурного диалога, учета этнокультурной специфики и традиций взаимодействия. При организации психологической помощи ребенку мигранту необходимо сформировать у него коммуникативные навыки. Создание благоприятных условий для адаптации мигрантов возможно при развитии коммуникации и построении межкультурного диалога. Необходимо разработать специальные программы, ориентированные на адаптацию детей-мигрантов и создание условий для их обучения.

Для налаживания диалога культур может оказаться полезным проведение различных праздников, "Фестиваля культур", где вы сможете продемонстрировать традиции разных народов, культурные достижения и обычаи. По словам А.Н. Гуляевой, в педагогическом коллективе, в который входят дети-мигранты, должна вестись работа по следующим направлениям:

- преподавание русского языка как неродного;

- знакомство с культурными и историческими особенностями страны;

- психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов;

- проведение уроков толерантности, тренингов и мероприятий по тимбилдингу [1].

Важным результатом таких занятий должно стать понимание особенностей партнера по общению, умение правильно интерпретировать поведение инокультурного партнера и выработка толерантного отношения к нему. Кроме того, необходимо организовать совместные мероприятия детей таким образом, чтобы у ребенка-мигранта была возможность внести свой вклад в общее дело, что следует отметить.

Вхождение ребенка-мигранта в новый коллектив обычно сопровождается знакомством с ним. Для этого обычно используют такой прием, как "Знакомство" или "Моя визитная карточка". Эта методика предполагает своего рода обучающее мероприятие, во время которого дети рассказывают о себе и своей семье, что позволяет им установить первоначальный контакт [2].

Еще одним важным фактором сопровождения детей-мигрантов в процессе их адаптации к образовательному пространству и социализации в принимающем обществе является повышение готовности школы к приему детей-мигрантов и обеспечение углубленной подготовки учителей для проведения мероприятий по адаптации детей-мигрантов к образовательному пространству. Для эффективного внедрения гуманитарных технологий социализации мигрантов необходимо обеспечить межфункциональное взаимодействие между всеми участниками процесса как на уровне образовательного учреждения, так и за его пределами.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований в этой области.

В целом следует отметить, что процесс социально-психологической адаптации мигранта к новым условиям жизни достаточно драматичен и сложен.

Человек, оказавшийся в такой ситуации, испытывает массу трудностей, как субъективных, так и объективных, поэтому необходимо создать условия для более безболезненной ситуации интеграции мигрантов в условия новой социокультурной среды, необходимо создать специальные программы адаптации мигрантов детей, организовывать психологическую поддержку этого процесса, проводить специальное обучение учителей, работающих с такими детьми, налаживать диалог культур, в то же время поддерживать идентичность мигрантов, ценить их индивидуальность.

Список использованной литературы:

1.Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович, Гиголаева Дзераасса Владимировна, Хасиева Алина Витальевна Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни // БГЖ. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-i-adaptatsii-detey-migrantov-v-novyh-usloviyah-zhizni (дата обращения: 28.03.2024).

2.Торохтий, В. С.  Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей : учебное пособие для вузов / В. С. Торохтий. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18176-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534476 (дата обращения: 28.03.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям

Рассмтривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе....

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального ф...

Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)»

В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласи...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других пр...

Направления психолого-педагогической деятельности педагогов первой младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Формирование у ребенка чувства уверенности. 3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правила...