«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
материал
В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других причин возрастает проблема миграции населения.
Усиление миграционных процессов приводит к росту числа семей - мигрантов, испытывающих ряд сложностей в адаптации к новой для них социальной, культурной и образовательной среде. Наиболее серьезной является вынужденная миграция, характерная для многих стран и народов. Она приводит к серьезным негативным социальным и психологическим последствиям из-за угрозы собственной жизни человека, его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenine.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других причин возрастает проблема миграции населения.
Усиление миграционных процессов приводит к росту числа семей - мигрантов, испытывающих ряд сложностей в адаптации к новой для них социальной, культурной и образовательной среде. Наиболее серьезной является вынужденная миграция, характерная для многих стран и народов. Она приводит к серьезным негативным социальным и психологическим последствиям из-за угрозы собственной жизни человека, его семьи.
Самыми уязвимыми становятся дети-мигранты, так как именно они не всегда могут противостоять социальному давлению со стороны общества, с трудом адаптируются к новому образовательному учреждению, сталкиваются с рядом коммуникативных, психологических, языковых барьеров. Они отличаются повышенным уровнем тревожности, заниженной самооценкой, что тормозит их духовное, физическое и эмоциональное развитие. Они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, в овладении элементами новой культуры.
Детям-мигрантам с ОВЗ необходима поддержка со стороны взрослых и своих сверстников для их успешной социокультурной адаптации в новой среде. На мой взгляд, именно образовательная организация играет важную роль в ускорении адаптационных процессов, в повышении уровня межкультурной осведомленности детей-мигрантов, что в дальнейшем успешно влияет на их социальное и психологическое благополучие.
В настоящее время в России количество детей-мигрантов с ОВЗ в образовательных учреждениях увеличивается. Но, к сожалению, не все образовательные организации достаточно подготовлены к созданию условий для социально-психологической адаптации мигрантов к новой среде, не все педагоги владеют навыками социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов к обучению в новой для них образовательной среде. Этот аспект является актуальным для изучения, как для педагогической науки, так и для практики, и нуждается в глубоких исследованиях, в анализе отечественного и зарубежного опыта в данной области.
Включение детей-мигрантов с ОВЗ в российскую образовательную среду инклюзивного образования, играет немало важную роль. Особенно в тех случаях, когда ребенок из другой страны оказывается в русскоязычной среде, практически не владея языком.
Ребенок глухой и ребенок-мигрант, не знающий языка той страны, где ему предстоит учиться и жить, равны по своему учебному статусу, оба они одинаково проблемные личности, ибо и тот, и другой не понимают речи, не могут полноценно общаться со сверстниками, не в полной мере могут самореализовываться в другой, чужой для них социокультурной ситуации.
Руководители образовательных организаций и педагоги, которые работают с таким контингентом учащихся, должны владеть знаниями и навыками в области инклюзивного образования, правильно выстраивать образовательную среду своей организации и добиваться нравственно - духовной и социально-психологической адаптации детей-мигрантов.
Знание психологических особенностей детей и их родителей, социальной ситуации их развития, гуманизм, толерантность, любовь к детям и убежденность в высокой социальной значимости своего труда позволят педагогам успешно реализовывать идеи инклюзивного образования.
Какие же проблемы испытывают дети - мигранты и с какими барьерами они сталкиваются, обучаясь в образовательной организации?
- Педагогические (трудность в принятии норм и правил образовательной организации, трудность адаптации к учебной деятельности, сложность в освоении учебного материала).
- Психологические (трудности концентрации внимания, трудность в общении, ярко выраженная тревожность, чувствительность).
- Социальные (нетерпимое отношение со стороны сверстников, педагогов, материальные трудности в семье, проблема адаптации к социуму, принятым в обществе правилам и нормам).
- Культурные (незнание культурных особенностей, ценностей, норм в обществе, культурные различия, страх потери собственной культуры).
- Языковые (незнание языка, особенностей коммуникативного поведения, принятых в обществе, коммуникативные барьеры).
Дети - мигранты сталкиваются с вышеперечисленными трудностями именно потому, что они являются представителями другой страны с другой культурой, принятыми в ней нормами и правилами поведения. На мой взгляд, характеризуя детей - мигрантов следует применять этнокультурный подход, то есть воспринимать их, прежде всего, как носителей иностранной культуры, ценностей, взглядов, традиций и устоев, обучающихся в новой для них социокультурной среде.
С целью решения проблемы адаптации детей – мигрантов в образовательную среду российской образовательной организации необходима целенаправленная работа педагогов, родителей и самих учащихся по взаимодействию и сотрудничеству.
Весь педагогический процесс необходимо организовать таким образом, чтобы включить детей - мигрантов в новую для них социокультурную среду. Другими словами, необходимо создать инклюзивную среду - среду доверия, уважения и толерантности в поликультурной группе учащихся и в образовательном учреждении в целом.
Успешная работа с детьми – мигрантами не всегда является единственным условием их успешной социокультурной адаптации. Семьи вынужденных мигрантов переживают кризисные ситуации, которые могут спровоцировать и развить у детей отклонения в поведении, обострить недостатки семейного воспитания. Как правило, многие родители детей - мигрантов стремятся передать своего ребенка с его проблемами под постоянный патронаж педагогов, психологов, не пытаясь разрешить кризисную ситуацию, возникшую у детей. Родители очень часто переносят ответственность за развитие ребенка на ту социальную среду, в которой он оказался, исключая личную ответственность. Родители порой отрицают целесообразность применения реабилитационного подхода к семье в целом.
Возможно возникновение и противоположной ситуации, когда родители не желают обращаться за психологической помощью. Они не желают, чтобы кто-либо вторгался в их семью, боясь, стесняясь и стыдясь этого.
Все вышесказанное позволяет говорить о важности психолого - педагогической работы с родителями ребенка - мигранта.
Содержательно работа педагогов-психологов образовательных учреждений, направленная на интеграцию мигрантов, может включать в себя следующие составляющие:
а) работа с учащимися: углубленная индивидуальная диагностика; организация индивидуальных занятий для детей-мигрантов с ОВЗ; организация групповых занятий для детей-мигрантов с ОВЗ;
б) работа с педагогами: организация групповых занятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; индивидуальное консультирование педагогов по проблемам взаимодействия с детьми-мигрантами с ОВЗ; написание программ психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ;
в) работа с родителями: индивидуальное консультирование родителей детей-мигрантов; групповое консультирование родителей детей-мигрантов; индивидуальная и групповая работа с родителями детей с ОВЗ, обучающихся в поликультурных группах.
Выполняя задачу по интеграции мигрантов, педагоги-психологи образовательных учреждений должны находиться в тесном взаимодействии с семьей, где есть дети – мигрпнты с ОВЗ, с педагогами, которые работают с такими детьми. [2, с.153].
Внимательное отношение к проблеме адаптации подрастающего поколения, организация им своевременной поддержки и помощи со стороны взрослых будут способствовать профилактике отклоняющегося поведения, развитию адаптационного потенциала детей, их коммуникативной компетентности и способности понять и принять другого, «непохожего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
Сертификат участника Всероссийского вебинара "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП: обучение и социальная адаптация (ФГОС НОО)"
Участник Всероссийского вебинара....
Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
В презентации рассматриваются общие вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
Доклад "Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"
Роль тьютора в психолого педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве....
Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)»
В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласи...