Доклад "Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"
статья по коррекционной педагогике

Роль тьютора в психолого педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

                                                             

У тьютора нет предмета обучения,              

                                                              у него есть предмет заботы.

      Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки  детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.  

      Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.                                                        

      Далеко не каждый педагог может выполнять функции тьютора для ребенка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки».      

      Тьюторство прочно связано с инклюзивным образованием, а значит и в дошкольных организациях тьютор может и должен помочь «особым» детям адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает, при этом успешно развиваться в соответствии с программой, но имея возможность индивидуальной деятельности.                                                                          

      Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

      Тьтор не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

     Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в учебном учреждении:  

конкретная помощь и организация доступа в учебное учреждение, в группу, класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим; временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

    2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, класса, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

    3.Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

    4. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

    5. Осуществление взаимодействия с родителями.                                                                                

Установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана  

совместной работы; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, оказание родителям эмоциональной поддержки; содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития; формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы

     6.Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ

      Вот как можно описать роль тьютора в социальной жизни ребенка:

     Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных подопечного с социумом ОУ.

  1. Тьютор и подопечный.

     Тьтор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным. В начале работы становиться «проводником», защитником. Выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизируещей силой.

     Тьютор следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации,у спокаивает, воодушевляет), физическим (если подопечному нужно отдохнуть- может вывести его из группы, класса в игровую комнату, следит, что бы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет).

     Координирует общую деятельность  ученика, дозирует учебную нагрузку.

  1. Тьютор и другие педагоги.

     Тьютор обсуждает:

  • цели и задачи;
  • возможные трудности, уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих направлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок-тьютор-педагог.
  1. Тьютор и другие дети

     Тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем говорят дети, во что играют;

     Объясняет детям, как общаться с ребенком, имеющим особенности;

     Если тема разговора касается особенностей подопечного - отвечает на вопросы

  1. Тьютор и родители.

     Тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности.

     Отвечает на вопросы родителей.

     Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

      Но прежде чем начать работу с ребёнком необходимо пройти следующие этапы:

  1. Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;

      На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом. Встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

      Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

      2. Совместная работа  с другими специалистами выработка рекомендаций;

      3. Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап.

      На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и в не учебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

  • помещений ДОУ;
  • режима дня;
  • образовательных программ;
  • методических пособий.

     Сроки адаптации детей в детском саду очень индивидуальны и зависят от  особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев. У детей с аутизмом, ЗПР органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста. На этапе адаптации тьютор ставит   основные приоритетные задачи:

  • создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • адекватное восприятие детского коллектива;
  • развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми (формирование навыка просьбы).

       Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

       «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение  к максимальной самостоятельности ребенка», Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

      4. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый   этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения.

        Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов. 

       На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию  к другим   специалистам.

       Тьютор и педагог должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что педагог должен играть ведущую роль в сознании ученика, иначе будет не инклюзия, а интеграция.

       5. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективной работы.

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей

документации:

  • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
  • Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

      Виды дневников:

      1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления

поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и

социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка

тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные

реакции на ту или иную ситуацию.

      Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок

включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями

он сталкивается.

      2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей

психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна

вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа

такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть

общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа

«удалось – не удалось».

       3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и

успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут

максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в учебном заведении и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести

активную жизнь без их участия.

      Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно

оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо

работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником;

составить индивидуальный план работы.

      Оценка эффективности деятельности тьютора

      Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим

критериям:

      1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией, педагогом, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;

      2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с ОВЗ в сообщество

      3. Регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой

для отслеживания динамики процесса.

      Результаты тьюторского сопровождения:

  • Адаптация ребенка к среде ОУ – изменение поведения ребенка;
  • Развитие коммуникативных способностей ребенка;
  • Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого, развитие самостоятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Проект: «Дорога добра»Тип проекта:  инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.Вид проекта:  долгосрочный.Возраст: старшая, подготовительная  группы  детского сада.Срок ...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других пр...