«Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении воспитателей младшего дошкольного возраста МБОУ «НШ-Д/С№8» г. Белгорода
Тема методического объединения: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по формированию основ безопасности детей младшего дошкольного возраста».
Тема выступления: «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности».
Дата выступления: 10 апреля 2025 г.
Подготовила воспитатель: Шаульская Н. Е.
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека.
Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их.
Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы
работы по формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:
♦♦♦ Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;
♦♦♦ Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;
♦♦♦ Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с
позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.
Методы формирования основ безопасного поведения у
дошкольников
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях:
устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.
Методы подразделяются на словесные ( рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).
Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества - грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.
Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих
ребёнка взрослых.
Наглядные методы
В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых
следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов , иллюстраций,
наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.
Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов
электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода. Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах
младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить, если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.
Словесные методы
Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой?
Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме:
«Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого
общения дети усваивают правила личной безопасности: закружилась голова на солнце - скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д.
Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается»
Объяснение, напоминание, словесная инструкция- самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со
сверстниками. В процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.
Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки»- позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков
самоконтроля.
Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме.
Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая
определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости : сочуствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для самост- ятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы напомнить детям осознать , что употребление грязной волы приведет к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку « О сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагогам активно использовать данную разновидность метода, начиная со второй младшей группы. Загадки можно использовать и в досуговых формах совместной деятельности взрослого и детьми.
Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопровождается показом конкретных приемов выполнения заданных действий:
«Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации.
Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа - запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. Так, беседуя о значении режима в жизни человека, можно предложить детям 4-5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это бывает?
Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни?
Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с
кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму?
Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы. Проблемная ситуация (для детей 4-5 лет) :Представь, что ты с бабушкой едешь в
электричке. Бабушка сошла на платформу на нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
Практические методы
Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием презентаций), компьютерные игры, игры- придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является
игровым упражнением. А это же задание, предложенное в форме соревнования: «Чья команда быстрее сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников.
Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту,
социиуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях
«Один дома», «Чужой рядом»).
Ситуативно- имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.)
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого хара-ктера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов
радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и др.
К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной
задачи: «Починить сломанный светофор» (аппликация), «Подобрать нужные колеса машине»(конструирование) и т.д.
Изготовление книжек-самоделок доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает актуальные детские интересы детей.
Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», « Наш друг - светофор», «Что я люблю» и т.д.
Игры-инсценировки, подготовка и показ спектаклей - наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями. Для игр- инсценировок с детьми
младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки, сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и т.д.
Проведение тренингов. Тренинги- групповая форма взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе,
формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно их выбирать, эффективно решать проблемные ситуации. Н-р: Тренинг «чужой человек». Инструкция: «Давайте вспомним сказки «Снеж- ная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду.. .позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми индивидуально и хором. Тренинг «Если Чужой пытается приникнуть в дом». Инструкция : «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?»
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны
позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.
Мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят основами безопасного поведения.
И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.
Необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...

Мастер- класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
laquo;Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Добрый день, уважаемые коллеги!Все мы знаем, что безопасность - это не просто сумма ...
"Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности".
Мастер-класс для воспитателей....

Мастер -класс для педагогов "Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности".
Мастер-класс для педагогов...

«Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
-Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". -Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребенка безопасный обра...

Презентация « Формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Совершенствование профессиональной компетентности и повышение их педагогического опыта....

Мастер класс: «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мастер-класс познакомит педагогов с современными формами и методами формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в быту, на улице и в природе. Участники освоят практические инструменты дл...
