Мастер класс: «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал
Мастер-класс познакомит педагогов с современными формами и методами формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в быту, на улице и в природе. Участники освоят практические инструменты для моделирования проблемных ситуаций и интерактивные приёмы, позволяющие сделать обучение детей безопасности увлекательным и эффективным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15 «БЕРЕЗКА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Мастер класс:
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
подготовлен:
воспитателем
высшей квалификационной
категории
Мазниной Ю.В.
с. Владимировка,
ноябрь, 2023г
Цель: систематизировать знания педагогов по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности»
Задачи:
Уточнить знания педагогов об основах безопасности детей дошкольного возраста;
Упражнять педагогов в умении общаться;
Ход:
1. Актуальность темы организации безопасной жизнедеятельности детей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одним из разделов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является раздел «Формирование основ безопасности».
Актуальность этого направления работы педагогов ДОУ обусловлена тем, что безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. За маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста мы испытываем особую тревогу. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Важно осознавать - то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Это одна из особенностей дошкольного детства. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Пользуясь случаем, хотелось бы рассказать об одной особенности детской психики: дело в том, что дети легко программируемы. Пытаясь уберечь ребенка от опасности, родители и педагоги часто произносят «упадешь», «ударишься», «обожжешься» в форме утверждения, тем самым, программируя детей на неудачу. Если повторять эти слова слишком часто, то ребенок действительно упадет, ударится, обожжется. А нам останется только констатировать: «Ну вот, я же тебе говорила…» Если вам хочется предостеречь ребенка, постройте фразу так «будь осторожен», «это опасно», «можно упасть» и т.д. Запомните это сами и объясните родителям ваших воспитанников.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому «Формирование основ безопасности» актуально в современном дошкольном образовании.
Можно выделить три основных направления данной работы:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Существует масса форм и методов работы по формированию у детей основ безопасного поведения (организация непосредственной образовательной деятельности, беседы, рассматривание иллюстраций и картинного материала и др).
2. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций и различных видов игр.
Следует отметить, что игра как ведущий вид деятельности присутствует во всей психолого-педагогической работе.
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования игровых ситуаций, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона
Суть метода игрового моделирования заключается в том, что, научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Кроме того, в своей работе мы можем активно использовать игры, направленные на развитие основных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия. Что немаловажно для формирования навыков безопасного поведения а так же дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно ролевые игры, игры драматизации, спортивные игры эстафеты.
3. Игровой тренинг для педагогов по формированию у детей навыков безопасного поведения.
Уважаемые коллеги! Для нашего игрового тренинга предлагаю разделиться на две команды. (Нужно взять из корзины круги красного и зеленого цвета.)
Задание 1. «Сказка ложь, да в ней намек»
Кто назовет больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?
(1- «Колобок», «Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым;
2- «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших ;
3- «Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности;
4- «Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим;
5- «Спящая красавица» - будь осторожен с колющими и режущими предметами; 6- «Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт;
7- «Три медведя»- заходить в чужой дом.
Задание 2. «Собери букет».
На столе находятся картинки с ядовитыми и неядовитыми растениями. 1 команда отбирает ядовитые растения, а 2 команда неядовитые. Если команда правильно назовёт растение и его использование в медицине, то получит дополнительно 2 очка.
Задание 3. «Работа с перфокартами»
Уважаемые педагоги, Вам нужно соединить стрелочкой пословицы и поговорки о пожарной безопасности.
1. Вода и огонь – хорошие слуги но и страшные господа
2. Огонь маслом заливать лишь огня добавлять
3. Искру туши до пожара беду отводи до удара
4. Кто огня не бережется тот скоро обожжется
5. От маленькой искры большой пожар бывает
6. Огонь – не вода охватит – не выплывешь
Все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в командах. Благодарю всех за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...

Мастер- класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
laquo;Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Добрый день, уважаемые коллеги!Все мы знаем, что безопасность - это не просто сумма ...
"Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности".
Мастер-класс для воспитателей....

Мастер -класс для педагогов "Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности".
Мастер-класс для педагогов...

«Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
-Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". -Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребенка безопасный обра...

Презентация « Формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Совершенствование профессиональной компетентности и повышение их педагогического опыта....

«Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности»
Выступление на метод обьединении воспитателей...
