Программа самообразования "Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Воспитатели: Прохорова М.А., Софронова И.С.

Актуальность темы

Театрализованная деятельность – форма детского творчества, основанная на природной склонности детей к подражанию. Она играет важную роль в развитии личности ребенка, помогая ему справляться с трудностями, преодолевать стеснительность и неуверенность. Для создания комфортной и позитивной атмосферы, необходимо развивать коммуникативные навыки ребенка, а театрализованная деятельность является эффективным инструментом для обучения общению и культуре взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Выбор данной темы был основан на следующих интересах, потребностях и особенностях детей группы:

- дети в группе творческие и проявляют интерес к выступлениям, с удовольствием участвуют в них;

- у детей развит эмоциональный интеллект, они понимают эмоции других людей, сказочных персонаже, откликаются на них, но затрудняются в проявлении своих, особенно в публичных выступлениях;

- дети затрудняются в составлении длинных, сложных предложений;

- у детей не сформированы представления о различных видах театра.

Таким образом, тема «Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы», будет способствовать разностороннему развитию детей, с опорой на их сильные стороны и интересы.

Цель работы по теме самообразования: повышение профессиональной компетентности в развитии детей подготовительной группы через организацию театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, пополнения копилки методических материалов по теме самообразования.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды, организация театрализованных игр).
  • Обобщить, систематизировать и распространить изученный материал на уровне ДОУ, в интернете.
  • Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Провести работу с родителями по данной теме (консультации, памятки).
  • Обобщить опыт работы по данной теме, провести самоанализ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №130 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Папка самообразования

Педагоги:

Софронова Инна Сергеевна

высшая квалификационная категория

Прохорова Мария Алексеевна

первая квалификационная категория

Тема:

«Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы»

Санкт-Петербург

2024-2025 уч. год


Актуальность темы

Театрализованная деятельность – форма детского творчества, основанная на природной склонности детей к подражанию. Она играет важную роль в развитии личности ребенка, помогая ему справляться с трудностями, преодолевать стеснительность и неуверенность. Для создания комфортной и позитивной атмосферы, необходимо развивать коммуникативные навыки ребенка, а театрализованная деятельность является эффективным инструментом для обучения общению и культуре взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Выбор данной темы был основан на следующих интересах, потребностях и особенностях детей группы:

- дети в группе творческие и проявляют интерес к выступлениям, с удовольствием участвуют в них;

- у детей развит эмоциональный интеллект, они понимают эмоции других людей, сказочных персонаже, откликаются на них, но затрудняются в проявлении своих, особенно в публичных выступлениях;

- дети затрудняются в составлении длинных, сложных предложений;

- у детей не сформированы представления о различных видах театра.

Таким образом, тема «Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы», будет способствовать разностороннему развитию детей, с опорой на их сильные стороны и интересы.

Цель работы по теме самообразования: повышение профессиональной компетентности в развитии детей подготовительной группы через организацию театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, пополнения копилки методических материалов по теме самообразования.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды, организация театрализованных игр).
  • Обобщить, систематизировать и распространить изученный материал на уровне ДОУ, в интернете.
  • Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Провести работу с родителями по данной теме (консультации, памятки).
  • Обобщить опыт работы по данной теме, провести самоанализ.

Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами

Месяц

Название мероприятия

Форма работы

Участники

Сентябрь

1. Составление плана работы по самообразованию. Наличие плана работы по самообразованию.

2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Изучение методической литературы.

Прохорова М.А., Софронова И.С.

Октябрь

1. Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».

2. Анализ среды на предмет наличия в театральном уголке различных видов театра, и составление плана по ее обогащению в рамках выбранной темы.

3. Занятие по теме «Все о театре»

4. Участие в городском мастер-классе «Эмоциональный интеллект: воспитатель-дошкольник-родитель»

Работа с родителями – консультация, анализ среды группы, изучение и подбор методических пособий, проведение тематического занятия, участие в мастер-классе.

Прохорова М.А., Софронова И.С., дети и родители группы

Ноябрь

1. Формирование картотеки игр и упражнений по театрализованной деятельности.

2. Постановка оперы для родителей группы – «Сказка о глупом мышонке».

3. Участие в районном мастер-классе «Возможности театральных тренажеров в воспитательном пространстве детского сада»

Составление картотеки для работы с детьми, подготовка и показ спектакля – оперы, участие в мастер-классе.

Прохорова М.А., Софронова И.С., музыкальный руководитель, дети и родители группы.

Декабрь

1. Публикация в журнале материала по теме: «Особенности использования кукольного театра в старшем дошкольном возрасте».

2. Проведение занятия с детьми: «Какие разные куклы» - знакомство с куклами Би-Ба-Бо, теневым, пальчиковым, магнитным театром, марионетками.

3. Постановка сценки по стихотворению С.Я. Маршака «Бездельник светофор», участие в конкурсе.

Написание и публикация статьи, проведение занятия с детьми, инсценировка стихотворения, участие в конкурсе.

Прохорова М.А., Софронова И.С., дети группы.

Январь

1. Папка-передвижка «Учим детей пересказывать»

2. Изучение и анализ литературы – Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия». Автор: М. И. Родина, А. И. Буренина

Подбор материала для папки-передвижки, чтение и анализ методической литературы.

Прохорова М.А., Софронова И.С., родители группы.

Февраль

1. Пополнение театрального и книжного уголка – новые куклы Би-Ба-Бо, ноты для ксилофона, бубны, карнавальные головные уборы; художественная литература, журналы с театральными костюмами.

2. Слушание произведений П.И. Чайковского. Беседа «Путешествие по «Детскому альбому» П.И. Чайковского»

Пополнение среды группы новыми материалами для обогащения сюжетов театрализованных игр, занятия с детьми.

Прохорова М.А., Софронова И.С., дети группы.

Март

1. Изучение пособий: «Детская развивающая книга. Веселые тени своими руками» и «Детская развивающая книга. Тени животных своими руками». ООО «Попурри», 2015. Составление картотеки «Теневой театр своими руками».

2. Проведение занятий с детьми «Теневой театр своими руками», на основе составленной картотеки.

3. Участие в конкурсе «Играем в театр» с постановкой – оперой «Сказка о глупом мышонке»

Изучение методической литературы, составление картотеки, проведение занятий с детьми, участие в конкурсе.

Прохорова М.А., Софронова И.С., дети группы, музыкальный руководитель.

Апрель

1. Подбор игр-этюдов для детей подготовительной группы, их разыгрывание.

2. Реализация проекта «Этот волшебный мир театра»

3. Изготовление марионеток «Веселые червячки». Упражнения по развитию умений управлять марионеткой.

Подбор игр-этюдов, упражнения на выражение различных эмоций, реализация проекта, изготовление пособия, пополнение театрального уголка.

Софронова И.С., Прохорова М.А., родители и дети группы.

Май

1. Папка-передвижка для родителей «Домашний театр».

2. Викторина «Что мы заем о театре».

3. Проведение итогового занятия «Театральное путешествие».

Подбор материала для папки передвижки, беседы с родителями по ее содержанию, подготовка и проведение итогового занятия.

Прохорова М.А., Софронова И.С., методист, музыкальный руководитель, дети и родители группы.

Список печатных и электронных источников по теме:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии -М.: ТЦС сфера , 2010.-128с.

2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для

детей дошкольного возраста – М.:Айрис – пресс, 2007. – 144с.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности – М: ТЦ Сфера, 2010, - 128с.

4. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности. – СПб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.: ил.

5. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей –

М: ТЦ Сфера, 2009. – 137с.

6. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность в детском саду – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

7. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. Авторская программа и

методические рекомендации – ГНОМ и Д, 2000. – 185с.

8. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра – Детство пресс, 2011. – 115с

9. Сорокина Н.Ф. Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр / М: Линка - Пресс, 2004. – 127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы

Направление – художественно-эстетическое развитиеВечер досуга  «Цирк»...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми подготовительной группы»

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.Театр ...

Планирование работы по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы

Планирование работы по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка по совместной театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы «Что такое Профсоюз?»

Цели: формирование у детей первичного представления о Профсоюзе, о его деятельности.Задачи:1. Ввести понятие «Профсоюз».2. Формировать у детей представление об основных функциях Профс...