Беседа на прогулке со старшими дошкольниками "Во дворе берёзка стояла..."
методическая разработка (старшая группа)
Продолжать знакомить с объектами природы на территории детского сада. Вызвать интерес к берёзе, как символу страны. Расширять знания детей о свойствах дерева.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшей группы во время прогулки.
Тема: «Во дворе берёзка стояла…»
Цель: продолжать наблюдать за берёзой во дворе детского сада. Познакомить с произведениями русского народного творчества о берёзе. Обратить внимание детей на красоту русского слова, сравнения, эпитеты. Развивать устную речь, расширять словарь за счёт слов и выражений фольклора, развивать воображение, ассоциативное мышление, внимание, слуховую память, ориентацию в пространстве, общую и мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать доброту, любовь к родному краю, его природе, эстетический вкус, коллетивизм, чувство взаимоподдержки.
Материалы: ленты
Ход беседы:
- Ребята, на нашем участке много деревьев Но сегодня мы пойдём в гости к обному дереву, о котором я вамзагадаю загадку, а вы назовите дерево.
Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан (берёза).
- Правильно, берёза! Как вы догадались?- потому что белый сарафан.
- Давайте разберёмся, что же это за «белый сарафан»!
- А с кем сравнивают берёзу в загадке?- с Алёной.
- Алёна- это девочка, поэтому на ней платок зелёный, а у берёзки это что?- листики.
- А «тонкий стан», это что у дерева?- ствол.
- А «белый сарафан»?- кора.
- Скажите, ребята, на всех деревьях «платок зелёный»?- да. А ствол тонкий у всех?- нет, клён и дуб с толстым стволом. А «белый сарафан»?- только у берёзы.
- Правильно. Вот как красиво в загадке народ берёзку описал.
- Не зря берёзку с девушкой сравнили. Раньше вокруг березы девучки собирались, хороводы водили, песни пели, в игры играли.
-Вот и мы сейчас поиграем. По моему сигналу: на слова «раз, два, три, к дереву беги!»- вы добегаете до берёзы и останавливаетесь под ней, потом я позову вас: «раз, два, три, ко мне беги!»- вы возвращаетесь.
Игра проводится 3-4 раза
- А теперь отдохните и полюбуйтесь на берёзу, её ещё называют «русской красавицей». Послушайте, как красиво о ней писал Всеволод Александрович Рождественский.
Берёзка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
- Понравилось стихотворение?!- с чем сравнивает автор стихотворения ветви берёзы?- с косами. А листву как описывает, она какая?- кружевная. –Как на платье девочки.
- Уж очень хороша берёза! В любом наряде: весной с серёжками, летом -зелёная, осенью- жёлтая, и даже зимой без листвы- красива, благодаря своему неповторимому стволу.
- Поэтому и любима очень на Руси. Девушки ей ветви, как косы лентами заплетали, с платочками вокруг плясали.
Вот и мы сейчас в «Берёзку» поиграем.
«Березка»
Дети становятся в круг и поют:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«Березка» изображает шум листьев, движение веток, – она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» – девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
-А еще народ пословицы и поговорки о берёзе сказывал. Вот послушайте:
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
- Знаете зачем с берёзы кору снимали? Берёста, так называется кора берёзы, использовалась как бумага- на ней писали, как обувь- из неё плели лапти, плели посуду, игрушки, чехлы для оружия( стрел и луков).
- Как вы думаете, почему в поговорке сказывается, что берёзка «плачет»?- потому что больно, когда дерут кору.- Конечно, ведь берёза- живая. А почему брёза относится к живой природе?- она растёт, пьёт воду…
- Правильно. А «слёзы берёзы»- это берёзовый сок. Слыхали о таком?! Весной даже время специальное есть для сбора берёзового сока, он очень полезный.
- Люди издавна были внимательны к природным явлениям и примечали что какие- то явления между собой взаимосвязаны.Есть примета и о берёзе:
Из берёзы течёт много сока- к дождливому лету.
-Нам тоже нужно быть внимательными к природе, относиться бережно и заботиться о ней.
- Вам понравилось гостить у берёзы?- да.Как мы можем о ней заботиться?- поливать, рыхлить землю, белить ствол…
- Правильно. И тогда берёзка долго будет расти у нас во дворе и радовать круглый год своими нарядами.
- Спасибо, ребята, вы были очень внимательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа «Во поле берёзки стояли» (средняя группа)
Цель:Развивать творческие способности. Расширять представление о самом почитаемом дереве России-берёзе. Задачи:Развивать мелкую моторику рук,интерес к ручному труду;воспитывать аккуратность,усидч...
Хоровод. "Во поле берёзка стояла"
Цель: - развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения; - построени...

Сценарий досуга "Во-поле берёзка стояла"
Познавательно – развлекательный досугдля детей старшей группы...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с элементами занятия "Круг". "Во поле берёзка стояла"- коллективная аппликация
Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о характерных признаках осени;продолжать учить различать некоторые деревья;развиват...
Беседа "На прогулке во дворе (зимой)"
Беседа с детьм о правилах поведения зимой во время прогулки....

Тематическое занятие «Во поле берёзка стояла»
Сохранить природу - это актуальная проблема в современном мире. Необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, ...

Конспект беседы на прогулке в старшей группе "Рябина красная"
Вызвать интерес к познавательной деятельности . Расширить и уточнить знания детей о рябине. Развивать любознательность, интерес к природе.Воспитывать умение видеть красоту природы вокруг нас....
