«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
план-конспект занятия (средняя группа)
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка — это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ д/с №25
«Солнышко» с. Покойного
________ Овчаренко Г.В
План по самообразованию
ТЕМА: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Воспитатель: Курникова Ю.С
2025 – 2026 г.
«Сказка — это зёрнышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребёнком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка — это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность:
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Срок реализации: 1 год, 2025 - 2026 учебный год.
Формы работы:
- Чтение детям сказок.
- Беседы по содержанию сказок.
-Пальчиковые игры по сказам.
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
- Инсценировка сказок.
- Отгадывание загадок по сказкам.
-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
Этапы реализации плана самообразования:
1. Подготовительный.
Определение проблемы проекта.
Анкета для родителей по развитию речи.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Оформление книжного уголка.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы
2. Практический этап.
Для детей.
1. Познакомить детей со сказками.
2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).
4. Чтение и рассказывание сказок.
5. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.
6. Подбор загадок по сказкам.
Для родителей.
1. Помощь родителей в подборе сказок.
2. Чтение сказок с родителями дома.
4. Рисунки родителей и детей «Моя любимая сказка».
3. Заключительный.
Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.
План работы с родителями
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
2. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».
Реализация плана самообразования будет способствовать:
- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
- социально – эмоциональному развитию детей.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.
План работы на 2025 - 2026 учебный год
Работа с детьми
Месяц | |
Сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. 2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой». |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей». Методические приёмы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. -Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей». -Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» 2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Ноябрь | 1. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Методические приёмы: -Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть» -Дидактическая игра: «Угадай сказку». Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста». 3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам. |
Декабрь | 1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приёмы: - Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). -В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки». 2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки». 3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок» |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка». Методические приёмы: -Чтение русской народной сказки «Зимовье» -Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел». -Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека». -Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения. |
Февраль | 1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». Методические приёмы: - Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского - Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея». - Консультация для родителей: «Как читать сказку детям» |
Март | 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка». Методические приёмы: 1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей. 3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке». 4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». |
Апрель | 1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приёмы: 1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации. 2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки) Консультация для родителей «У доброты есть лицо» 3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки. 2.Добавить материал в театральный уголок. |
Май | 1. Самоанализ плана по самообразованию. Методические приёмы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. - Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки». 2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
Ильин И. «Духовный мир сказки»
Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...

Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"
Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство...

План по самообразованию воспитателя средней группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....
ПАПКА по САМООБРАЗОВАНИЮ на тему «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» 2017-2018г
Папка по самообразованию...

План по самообразованию воспитателя во второй младшей группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» .
Цель :выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач Задачи : 1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, сам...

