Функциональная грамотность детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940) 2-09-50, raduga@tazovsky.yanao.ru

Функциональная грамотность

как компетенция современного дошкольника

                                                                                                                Мельникова М.Н.

                                                                                                                      старший воспитатель

                                                                              2024

            Одной из ключевых задач дошкольного образования признается «достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования» [ФОП ДО, п. 14.2].

          Дошкольное образование, как базис формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка с учетом требований ФГОС ДО, предусматривает формирование следующих предпосылок:

                   - читательская грамотность

  • математической грамотности дошкольников;
  • финансовой грамотности;
  • естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
  • креативное мышление

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста.

          Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искаженном виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с самых малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя чтение русских сказок в кругу семьи. Первичный читательский уровень, стартовая площадка ребенка-читателя отражает тенденцию замедленного введения его в книжную культуру.

Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. Многие родители не знают новинок детской литературы, и о них сложно говорить как о полноценных организаторах чтения своих детей.

Не читающие родители - воспитывают не читающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума.

     Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

 - пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

 - активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Обновленные и традиционные формы работы. Традиционные: литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки. Обновленные: тематический клубный час, интервьюирование, литературная копилка, поэтическая акция, онлайн собрания для родителей, литературный брейн-ринг для педагогов. 

       «Утро радостных встреч» дает возможность поделиться с группой тем, что интересует или волнует каждого ребенка. «Полочка умных книг» дает возможность детям подобрать познавательные книги    по интересам. Ежегодно проводятся конкурсы чтецов «Лапсуевские чтения», «Звенящие строки». С нынешнего года проводится конкурс театральных постановок «Радужные подмостки» детей среднего и старшего возраста. Интересно прошло родительское собрание совместно с детьми «Читаем всей семьей» в средней группе «Непоседы».

      Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента: контекст, в котором представлена проблема; содержание математического образования, которое используется в заданиях; мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Методы, используемые в ДОУ для формирования математической грамотности:

– практический

– моделирование

-метод решения логических задач

– эксперименты и опыты

– метод вопроса

– элементарный анализ (синтез, сравнение)

– игровой

          При отборе содержания образования педагоги руководствуются двумя критериями: содержание должно быть системным, а также и научным. Регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Педагоги проводят мастер –класс, делятся своими наработками, пособиями, включают данное в формируемую часть участниками образовательных отношений: «Математическая грамотность дошкольника», «Организация познавательного занятия по ФЭМП», «Математический вернисаж».

       Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Дошкольник, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазины, сталкивается с рекламой, понимает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги.

Успех формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

В нашем детском саду реализуются проекты по финансовой грамотности «Путешествие Феечки копеечки», «В стране денег», «Маленькие финансисты», «Мир профессий» и др., систематично проводятся экскурсии на предприятия, банковские учреждения. Участие в международной неделе по финансовой грамотности.  Считаем, что есть необходимость включения парциальных программ по финансовому и экономическому воспитанию дошкольников в формируемую часть участниками образовательных отношений.

         Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы. Формирование естественнонаучных представлений закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания (знания о законах природы, доступные пониманию детей).

         Посредством естественно-научной грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, эвристическое мышление, интерес к поисковой деятельности.

Чтобы формировать у детей основы естественно-научной грамотности, необходимо выполнить следующие условия:

  • обеспечить достоверность и научность фактов, с которыми знакомят детей;
  • отражать системные знания о мире через соответствующие понятия из области естественных наук. Например, представление о царствах живой природы, строении солнечной системы, принципах работы разных видов транспорта;
  • формировать интеллектуальные операции классификации и серией, поиска и установления закономерностей;
  • формировать представления о причинно-следственной связи явлений; времени – как циклическом, так и линейном; процессах и алгоритмах;
  • обеспечить в РППС возможности для самостоятельного экспериментирования детей;
  • создать организационные и материальные возможности для разворачивания исследовательской деятельности детей;
  • насыщать РППС познавательной литературой и иными источниками информации о мире.

Практика по выращиванию различных видов растений: цветы, лук, укроп, петрушка, салат и др. Уже четвертый год в ДОУ организована работа в теплицах, где растут помидоры, редис, перец, зелень. Ведутся дневники наблюдения за ростом растений. РППС в группах по естественнонаучному направлению наполнена различным материалом для проведения исследовательской деятельности и экспериментирования. В детском саду (ДО) функционирует детская лаборатория «Эврика» для воспитанников старшего дошкольного возраста. Педагоги детского сада совместно с семьями воспитанников проводят природоохранные акции: «Птичья столовая», «Экологический десант».

В современном обществе всё чаще наряду с другими качествами выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово креативность сегодня часто употребляют не только специалисты искусства и культуры, представители бизнеса, оно также стало неотъемлемым компонентом и педагогической сферы.

 Собственный опыт ребёнка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами и его развития. Первоначальный уровень развития ребёнка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам и ситуациям. Педагоги должны понимать, что недопустимо обучение стереотипным приемам создания изображений, приемы, основанные на воспроизведении ребенком образца, демонстрируемого взрослым.

                  Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее, при условии активного участия родителей. Причем, предоставление ребёнку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

              Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь подсказку. К сожалению, подсказка - самый распространённый среди взрослых способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребёнка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

              Сегодня все меняется очень быстро и гибкое мышление, как и умение перестраиваться, адаптироваться к новым ситуациям — это важные качества не только для детей, но и для взрослых. Поэтому нужно уделять должное внимание развитию креативного мышления и творческих навыков ребенка, самим избегать заштампованности суждений и шаблонности в обучении и воспитании подрастающего поколения.

       Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: 

– готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

– способностью строить социальные отношения;

– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

       Нужно помнить, что владение человеком совокупностью различных видов функциональной грамотности должно обеспечить ему готовность к решению проблем и задач, с которыми он будет сталкиваться в повседневной жизни.

      

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...

Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".

Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности....