Отчет по самообразованию Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков у старших дошкольников.
материал (старшая группа)

Черкашина Мария Александровна

Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием современной инновационной технологий шестиугольного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_so.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №7 пгт Серышево

Отчет по самообразованию

Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков у старших дошкольников.

воспитатель:

Черкашина М. А.

2025г

1 слайд

Тема: «Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков у старших дошкольников»

2 слайд

Цель: Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием современной инновационной технологий шестиугольного обучения.

Задачи:

изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

• использовать гекс- технологию  в работе по развитию речи у старших дошкольников;

• проверить целесообразность и успешность применения гекс- технологии на занятиях по развитию речи дошкольников;

• взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, буклеты);

• создать предметно-развивающую среду для применения гекс-технологии (картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры).

3 слайд

Ожидаемые результаты:

  • Позволит проводить работу по изучению материала от общего к частному, от лёгкого к более трудному;
  • Гекс - технология   будет способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей:
  • Развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Актуальность.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

 С одной стороны, общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать гекс-технологию.

4 слайд

Гекс-технология представляет технологию, направленную на развитие речи, мышления, воображения и коммуникативных способностей детей.

Она основана на использовании гексов — геометрических шестиугольных карточек, которые служат основой для создания различных игровых ситуаций и заданий.

Развивающий потенциал технологии шестиугольного обучения многогранен, в ходе реализации данной технологии у детей формируются: социально-коммуникативные навыки, совершенствуются когнитивные способности, естественнонаучные представления о природных объектах и явлениях, математические представления и основы финансовой грамотности, культура речевого общения, предпосылки освоения грамоты, творческие способности, повышение самооценки и собственной значимости ребенка.

5 слайд

Одной из целей использования гекс-технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование гексов в игровые и развивающие упражнения.

6 слайд

Задачи текс - технологии:

  • Пополнять словарный запас детей, развивая грамматический строй речи.
  • Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения.
  • Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.
  • Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.
  • Развивать творческое воображение, фантазию в речевые высказывания. Научить детей решению творческих задач.
  • Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);
  • Сформировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
  • Воспитывать творческую личность, применять знания по применению шестиугольников на других занятиях.

7 слайд

Использование гексов в процессе обучения даёт несомненные преимущества:

• в активизации познавательной деятельности;

• в создании мотивационных установок на проявление творчества;

• в создании условий для развития образной стороны речи детей;

• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

8 слайд

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками гекс -технологию, важно учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  • Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип позитивности- создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип индивидуального подхода - учет индивидуального опыта ребенка.

9 слайд

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок»«Развитие речи детей с использованием гекс-технологии»«Как развивать речь ребенка». «Применение гекс-технологии в работе по развитию речи старших дошкольников»

2) памятки: «Артикуляционная гимнастика»«Говорю с ребенком на языке игры»«Факторы успешного речевого развития детей».

Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

10  - 11 слайд

Продукт деятельности по самообразованию:

  1. Гексо-шкаф, который был создан в нашей группе для хранения и использования гексов. На полках находится коллекция гексов по пяти образовательным областям.
  2. Гексо-планшет, с обеих сторон липучки для размещения гексов.
  3. Магнитная доска. где раскладываются гексы которые понадобятся педагогу в течении дня.

 Все шестиугольники находятся в свободном доступе, дети могут использовать их в процессе игры, а также могут по собственной инициативе создавать новые гексы, используя заготовки, из копилки по созданию гексов.

12- 14 слайд

15 слайд

По результатам сравнительной диагностики, уровень развития речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением «Гекс-технологии» увеличился в среднем на 30%. Кроме этого использование Гекс-технологии в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, в течение года, позволило сделать следующие выводы:

  • Эффективность занятий повышается, за счет ухода от пассивного слушания детей к активным формам работы;
  • Технология наглядно оживляет занятие, так как сотрудничество в парах и группах в процессе обучения, позволят создавать новое, общаться и критически мыслить;
  • Технологию можно использовать на любую тему и во всех образовательных областях.
  • Технология привлекает к обучению каждого участника, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка.
  • Запоминание материала происходит быстро и легко.
  • Эффективная систематизация материала. У каждого ребенка при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов к обучению.
  • У дошкольников развиты речь и творческое воображение;
  •  в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;
  • аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;
  • делать позитивные выводы, вносить предложения, применять знания по гекс-технологии на других занятиях и в повседневном общении.
  •  умеют составлять связный рассказ без повторов и пропусков существенной информации.
  •  умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.
  • самостоятельно используют шестиугольники для описания, составления рассказа, пересказа, чтения стихов.
  • проявляют умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • у детей развиты психические процессы: мышление, внимание, память.
  • Технологию можно применять не только на обучающих занятиях, но и в свободной совместной деятельности детей и воспитателя.

В результате совместной деятельности, непрерывной образовательной деятельности с применением гекс-технологии у детей снимается чувство скованности, возникает чувство уверенности, развивается логика мышления. Гекс-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Вывод:

Таким образом использование гекс - технологии в процессе развития речи дошкольников способствует:

  • активизации познавательной деятельности детей;
  • созданию мотивационных установок на проявление творчества;
  • созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков у старших дошкольников

Каждый педагог стремится вложить в своих воспитанников или учеников все свои знания, всю свою душу, передать опыт, научить их думать и делать выводы, применять полученные знания, действовать и доводит...

Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...

Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Важнейшими задачами, реализуемыми  в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей.  Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...

Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Важнейшими задачами, реализуемыми  в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей.  Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...

Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков старших дошкольников

В статье рассматривается опыт использования гекс-технологии как средства развития речи и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогическому и родительс...