Отчет по самообразованию Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков у старших дошкольников.
материал (старшая группа)
Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием современной инновационной технологий шестиугольного обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 пгт Серышево
Отчет по самообразованию
Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков у старших дошкольников.
воспитатель:
Черкашина М. А.
2025г
1 слайд
Тема: «Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков у старших дошкольников»
2 слайд
Цель: Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием современной инновационной технологий шестиугольного обучения.
Задачи:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
• использовать гекс- технологию в работе по развитию речи у старших дошкольников;
• проверить целесообразность и успешность применения гекс- технологии на занятиях по развитию речи дошкольников;
• взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, буклеты);
• создать предметно-развивающую среду для применения гекс-технологии (картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры).
3 слайд
Ожидаемые результаты:
- Позволит проводить работу по изучению материала от общего к частному, от лёгкого к более трудному;
- Гекс - технология будет способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей:
- Развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Актуальность.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.
С одной стороны, общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.
Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать гекс-технологию.
4 слайд
Гекс-технология представляет технологию, направленную на развитие речи, мышления, воображения и коммуникативных способностей детей.
Она основана на использовании гексов — геометрических шестиугольных карточек, которые служат основой для создания различных игровых ситуаций и заданий.
Развивающий потенциал технологии шестиугольного обучения многогранен, в ходе реализации данной технологии у детей формируются: социально-коммуникативные навыки, совершенствуются когнитивные способности, естественнонаучные представления о природных объектах и явлениях, математические представления и основы финансовой грамотности, культура речевого общения, предпосылки освоения грамоты, творческие способности, повышение самооценки и собственной значимости ребенка.
5 слайд
Одной из целей использования гекс-технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование гексов в игровые и развивающие упражнения.
6 слайд
Задачи текс - технологии:
- Пополнять словарный запас детей, развивая грамматический строй речи.
- Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения.
- Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.
- Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.
- Развивать творческое воображение, фантазию в речевые высказывания. Научить детей решению творческих задач.
- Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);
- Сформировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- Воспитывать творческую личность, применять знания по применению шестиугольников на других занятиях.
7 слайд
Использование гексов в процессе обучения даёт несомненные преимущества:
• в активизации познавательной деятельности;
• в создании мотивационных установок на проявление творчества;
• в создании условий для развития образной стороны речи детей;
• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
8 слайд
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками гекс -технологию, важно учитывать следующие дидактические принципы:
- Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
- Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
- Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
- Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип позитивности- создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества.
- Принцип индивидуального подхода - учет индивидуального опыта ребенка.
9 слайд
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Развитие речи детей с использованием гекс-технологии», «Как развивать речь ребенка». «Применение гекс-технологии в работе по развитию речи старших дошкольников»
2) памятки: «Артикуляционная гимнастика», «Говорю с ребенком на языке игры», «Факторы успешного речевого развития детей».
Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
10 - 11 слайд
Продукт деятельности по самообразованию:
- Гексо-шкаф, который был создан в нашей группе для хранения и использования гексов. На полках находится коллекция гексов по пяти образовательным областям.
- Гексо-планшет, с обеих сторон липучки для размещения гексов.
- Магнитная доска. где раскладываются гексы которые понадобятся педагогу в течении дня.
Все шестиугольники находятся в свободном доступе, дети могут использовать их в процессе игры, а также могут по собственной инициативе создавать новые гексы, используя заготовки, из копилки по созданию гексов.
12- 14 слайд
15 слайд
По результатам сравнительной диагностики, уровень развития речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением «Гекс-технологии» увеличился в среднем на 30%. Кроме этого использование Гекс-технологии в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, в течение года, позволило сделать следующие выводы:
- Эффективность занятий повышается, за счет ухода от пассивного слушания детей к активным формам работы;
- Технология наглядно оживляет занятие, так как сотрудничество в парах и группах в процессе обучения, позволят создавать новое, общаться и критически мыслить;
- Технологию можно использовать на любую тему и во всех образовательных областях.
- Технология привлекает к обучению каждого участника, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка.
- Запоминание материала происходит быстро и легко.
- Эффективная систематизация материала. У каждого ребенка при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов к обучению.
- У дошкольников развиты речь и творческое воображение;
- в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;
- аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;
- делать позитивные выводы, вносить предложения, применять знания по гекс-технологии на других занятиях и в повседневном общении.
- умеют составлять связный рассказ без повторов и пропусков существенной информации.
- умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.
- самостоятельно используют шестиугольники для описания, составления рассказа, пересказа, чтения стихов.
- проявляют умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- у детей развиты психические процессы: мышление, внимание, память.
- Технологию можно применять не только на обучающих занятиях, но и в свободной совместной деятельности детей и воспитателя.
В результате совместной деятельности, непрерывной образовательной деятельности с применением гекс-технологии у детей снимается чувство скованности, возникает чувство уверенности, развивается логика мышления. Гекс-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Вывод:
Таким образом использование гекс - технологии в процессе развития речи дошкольников способствует:
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию "Пальчиковая гимнастика,как средство развития речи детей"
анализ самообразования...

Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков у старших дошкольников
Каждый педагог стремится вложить в своих воспитанников или учеников все свои знания, всю свою душу, передать опыт, научить их думать и делать выводы, применять полученные знания, действовать и доводит...
"Театрализованная деятельность как средство развития речии формирования коммуникативных навыков младших дошкольников"
Материал для РМО...
Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...

Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Важнейшими задачами, реализуемыми в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей. Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...
Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Важнейшими задачами, реализуемыми в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей. Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...

Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков старших дошкольников
В статье рассматривается опыт использования гекс-технологии как средства развития речи и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогическому и родительс...
