Дворовые игры, как средство сплочения детского коллектива
проект (старшая группа)
Дворовая игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно в дворовой игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые и физические качества ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 131.59 КБ | |
| 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Психолого-педагогический проект
на тему:
«Дворовые игры, как средство сплочения детского коллектива».
В рамках образовательной области социально-коммуникативное
развитие для детей 5 – 6 лет.
Вид проекта: практико-игровой, краткосрочный
Авторы проекта:
Педагог-психолог: Лобанова А.А.
Воспитатель: Ткаченко Е.Н
Санкт-Петербург
2025
Содержание
- Актуальность проекта…….……………………………......................3
- Цель и задачи проекта……………………………………………….. 3
- Этапы реализации проекта……………...……………………………4
- Календарный план реализации проекта……………………………..5
- Прогнозируемые конечные результаты……………………………..6
- Практическая значимость……………………………………………6
- Заключение …………………………………………………………... 7
- Список использованных источников……………………………….10
1. Актуальность проекта
Лето 2025. Наш ГБДОУ детский сад №27 работает в режиме «дежурного» учреждения, а данная работа имеет ряд особенностей:
- дежурный детский сад объединяет на летний период воспитанников близлежащих дошкольных учреждений;
- дети приходят со своими привычками, особенностями, правилами поведения, потребностями, интересами;
- объединение воспитанников в разновозрастные группы.
В этой ситуации на первый план для педагогов и специалистов ДОУ выходят задачи адаптации и сплочения временно сформированного детского коллектива. Эффективным инструментом в решении этих задач мы считаем уличные дворовые игры.
Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Во время игры ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности развиваются его коммуникативные навыки и речь. На протяжении многих веков игра была и остается основным методом воспитания и является подготовкой ребенка к взрослой жизни.
Дворовая игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно в дворовой игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые и физические качества ребенка.
Актуальность проекта «Дворовые игры, как средство сплочения детского коллектива» обусловлена тем, что в общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на его коммуникации, адаптации к новым условиям, и, как следствие, становлении его личности, психического и физического здоровья.
Реализация проекта поможет решить проблему сплочения участников образовательного процесса, общения в детском коллективе и укрепления физического здоровья дошкольников через включение дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: обобщение социально-психологического опыта, развитие коммуникативных навыков и укрепление физического здоровья дошкольников через включение дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ в летний период.
Задачи проекта:
- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения каждого из участников проекта;
- содействовать развитию двигательных способностей детей: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
- сформировать у детей устойчивый интерес к подвижным дворовым играм, желанию использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- сформировать реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретая позитивный опыт совместных действий, а значит – развивать социальную уверенность;
- создать развивающую предметно-игровую среду для самостоятельной игровой деятельности детей на прогулке и в группе;
- повысить компетентность родителей в вопросах досуга детей на свежем воздухе, укрепления и сохранения психического и физического здоровья дошкольников;
- создать условия для взаимодействия всех участников образовательных отношений по включению дворовых игр в жизнь дошкольников.
3. Этапы реализации проекта
В реализации проекта примут участие воспитатель гр. №10 Ткаченко Е.Н., педагог-психолог Лобанова А.А., воспитанники старших групп №7 и 10 (возраст 5-6 лет) и их родители (законные представители). Содержание проекта рассчитано на 3недели и будет осуществляться в 3 этапа.
1. Подготовительный этап. Данный этап предполагает:
- определение целей и задач проекта, знакомство с ключевыми (теоретическими) основами данного проекта, разработку плана и этапов реализации проекта, а, так же, их сроков;
- определение ожидаемых результатов;
- составление календарного плана выполнения работ по проекту;
- изучение игровых технологий, происхождение дворовых игр.
2. Основной этап. Данный этап предполагает:
- опрос родителей (законных представителей) и детей в рамках проектной деятельности (входная диагностика);
- разработку картотеки дворовых игр и внедрение игр в воспитательно-образовательный процесс;
- проведение развлечений для детей;
- проведение консультаций для родителей (законных представителей).
3. Заключительный этап. Данный этап предполагает:
- анализ эффективности реализации проекта и обобщение результатов, соотношение планируемых и фактических достижений по проекту;
- опрос детей в рамках проведенной проектной деятельности (итоговая диагностика).
4. Календарный план реализации проекта
1 этап: Подготовительный | ||
Сроки: | Вид деятельности: | Ответственные: |
2-8 июня, 2025 | - Составление плана проектной деятельности. - Сбор и анализ информации, подбор художественной литературы, материалов для реализации проектной деятельности, игр. - Приобретение и изготовление реквизита для игр. - Познакомить детей с историей возникновения дворовых игр. - Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Что такое игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими друзьями во дворе?» - Анализ результатов беседы. - Проведение опроса родителей (законных представителей): «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играли в детстве со своими друзьями во дворе?» | Ткаченко Е.Н. Лобанова А.А. |
2 этап: Основной | ||
Сроки: | Вид деятельности: | Ответственные: |
9-15 июня, 2025 | - Включить дворовые игры в планирование прогулок; - Придумывание и разучивание с детьми считалок. - Обучение детей дворовым играм на прогулке: «Резиночка», «Классики», «Колечко-колечко», «Вышибалы», «Джамбо», «Горячая картошка», «Чай, чай, выручай», «Али-баба», «Съедобное – несъедобное» и другие. - Изготовление атрибутов для дворовых игр. - Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для дворовых игр. - Привлечение родителей к обучению детей дворовым играм на прогулке. - Помощь родителей в составлении картотеки любимых дворовых игр. | Ткаченко Е.Н. Лобанова А.А. |
3 этап: Заключительный | ||
Сроки: | Вид деятельности: | Ответственные: |
16-22 июня, 2025 | - Создание методической разработки для педагогов: Презентация «Дворовые игры, как средство сплочения детского коллектива и освоения и усвоения социального опыта». - Проведение заключительной беседы с детьми на тему: «Что такое игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими друзьями во дворе?» - Анализ результатов беседы. | Ткаченко Е.Н. Лобанова А.А. |
5. Прогнозируемые конечные результаты
Ожидаемый результат: | Показатели: |
Повышение качества управления образовательным процессом. | увеличение доли педагогов, родителей и дошкольников, вовлеченных в проектную деятельность и удовлетворённых качеством образовательного процесса. |
Повышение мотивации к самостоятельной деятельности и социальной адаптации дошкольников. | − повышение уровня удовлетворенности детей; − развитие детей в различных областях интеллектуальной деятельности и, как следствие, повышение качества образования; - повышение уровня коммуникативных навыков; - сплочение детского коллектива; |
Расширение знаний дошкольников. | - дошкольники узнают об истории зарождения дворовых подвижных игр, их развития со времён древности до современных дней; |
Интересная и увлекательная форма проведения занятий и бесед. | - расширение историко-культурного кругозора детей и физического и духовного совершенствования дошкольников. |
Грамотное руководство игровой деятельностью. | - развитие у детей морально-волевых и нравственных качеств, инициативности, смелости, решительности, рассудительности, настойчивости, организованности - черт личности, которые в полной мере формирует подвижная игра. |
6. Практическая значимость
Мы считаем, что проведение данного проекта необходимо и своевременно, так как необходимо учить детей эффективным способам коммуникации. Это особенно актуально в процессе адаптации к дежурному саду в летний период. Дворовые игры считаем эффективным инструментом достижения этих целей, т.к. детям понятен игровой формат и всегда интересны рассказы о детстве их родителей, и игры, в которые они играли. Данный проект может помочь привлечь окружающих к играм, в которые играли наши родители.
Работа может быть использована на прогулках, занятиях физической культуры, в качестве коммуникативных игр с педагогом-психологом, и обязательно пригодиться на летней площадке и во дворе, на переменках и в жизни каждого ребёнка, тем самым отвлекая детей от телефонов и планшетов.
Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Существенно пополнится развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и средствами подвижных дворовых игр.
7. Заключение
В мероприятиях проекта «Дворовые игры, как средство сплочения детского коллектива» приняли участие 30 воспитанников старших групп №7 и 10 ГБДОУ д/с №27 и 15 родителей.
Во время подготовительного этапа педагогами был проведен опрос детей и родителей. Необходимо было ответить на 2 вопроса:
1. Играли ли вы в дворовые игры?
2. Какие дворовые игры вы знаете?
Результаты опроса у детей:
По первому вопросу положительно ответили всего лишь 6 детей из 30. 24 ребенка никогда не играли в дворовые игры.
Из озвученных дворовых игр дети слышали или играли в такие игры как «Съедобное-несъедобное», «Чай, чай, выручай» и «Резиночка».
Опрос среди родителей дал следующие результаты:
На первый вопрос большинство родителей ответили положительно, 13 из 15 опрошенных человек в детстве играли в дворовые игры. И только 2 человека не играли.
Но, несмотря на это, все 15 родителей знают озвученные педагогами игры, только двое родителей не знают игру «Али-баба».
Главная идея проекта – обучать детей дворовым играм родителями была поддержана и принята с оптимизмом.
На протяжении всего основного этапа реализации проекта мы активно включали дворовые игры в планирование прогулок, обучали детей дворовым играм, привлекали родителей к обучению и изготовлению атрибутов. Дети принимали активное участие и проявляли интерес к данному виду деятельности.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Нам удалось достигнуть поставленной цели проекта, а именно, развитие коммуникативных навыков детей, сплочение детского коллектива посредством дворовых игр.
2. Нам удалось привлечь внимание родителей к проблеме обучения общению детей через игру.
3. Нам удалось разнообразить детский досуг на прогулке в условиях летнего режима.
На заключительном этапе проекта мы решили задать детям вопрос «Какие дворовые игры вам больше нравятся?» и получили следующие результаты:
Дети не только показали отличное знание дворовых игр, но и даже озвучили особо полюбившиеся за это время игры. И даже после завершения проекта мы наблюдаем, как дети продолжают играть уже самостоятельно.
Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод, что данный проект оказался полезным, актуальным и своевременным. Благодаря данному проекту мы решили ряд важных педагогических задач и зарядились отличным настроением на все лето!
8. Список использованных источников
1.Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977 г.
2.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
3.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.
4. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -М.: физкультура и спорт,1985.
5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
7. Якуб С.К. Вспомним забытые игры - М.: Детская литература, 1988.
8. Lurkmore.ru. . - Дворовые игры.
9.Интернет - ресурсы:
http://www.detskietovary.ru/article/51
http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139
http://moudodfortuna.ru/about/events/273/
http://lifehacker.ru/2014/05/10/10-dvorovyx-igr/
http://xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai/
http://www.elena-kuzmina.ru/v-letnem-lagere.-igryi.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры направленные на сплочение детского коллектива
Представленные игры помогут созданию детского коллектива. Стать детям доброжелательными, тарпимыми друг к другу....

Мастер-класс «Игра как средство сплочения детского коллектива»
Мастер-класс«Игра как средство сплочения детского коллектива»...

Мастер – класс "Игра как средство сплочения детского коллектива"
В век информационных технологий друзьями многих детей стали не сверстники, а - телефоны и социальные сети. И вот здесь на помощь должен прийти педагог....

Спортивный тимбилдинг как средство сплочения детского коллектива
Что такое спортивный тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр....

Опыт работы ""Обучение через совместное приключение или технология командообразования как один из эффективных средств сплочения детского коллектива в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"
Командообразование (тимбилдинг) – это технология, которая позволяет в игровой динамичной форме обучить детей навыкам работы в команде, общению, принятию решений....

Проект "Дворовые игры как средство сплочения детского коллектива"
Лето 2025. Наш детский сад работает в режиме «дежурного» учреждения, а данная работа имеет ряд особенностей:- дежурный детский сад объединяет на летний период воспитанников близлежащих дош...






