Отчёт по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
материал (младшая группа)
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, словарный запас был скуден и невелик.
Я поставила для себя:
Цель: Повышение своего профессионального уровня.
Задачи: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.
Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки ,в текст которых надо было подставлять имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Катенька хорошая,
Катенька пригожая.
Красные кафтанчики
Синие карманчики
На дубу они сидят
Меж собою говорят – про Эмиля, про хорошего.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.
Совушка сова, большая голова
На дереве сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит. Уф, уф, уф.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря,для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Кисонька - мурысенька,
Где была? - На мельнице.
-Курочка - рябушка,
Куда пошла?
На речку.
-Курочка - рябушка
Зачем на речку пошла? За водицей.
Курочка - рябушка, зачем тебе водица?
Цыпляток поить.
Как твои цыплята водичку будут пить? -пи, пи, пи.
Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока - сорока», «Мы капусту рубим», «Как у нашего кота». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок!», «Заюшкина избушка!» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему).
Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Зайка беленький сидит и ушами шевелит», «У медведя во бору», «Каравай», «Гуси - гуси», «Солнышко и дождик».
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, атрибуты для театрализации, есть пальчиковые театры: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», наборы сюжетных картинок.
Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...

Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...

Отчёт по самообразованию в группе раннего возраста «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
Цель работы:1) повышение своего профессионального мастерства и компетентности;2) способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.Задачи:1) приобщ...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
Ссамообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....
Отчёт по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
В 2019-2020 учебном году мною была выбрана тема по Отчёт по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» В 2019 учебном году мною была выбрана тема по самообр...
