Программа дополнительного образования в младшей группе "Волшебные краски "2024 г.
материал (младшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»
Рисование является важным средством эстетического воспитания .Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Необычные материалы, оригинальные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции .как известно ,-это и процесс ,и результат практической деятельности ,прежде всего художественного творчества . Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: |
Раздел 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет…………………………………………. 1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Волшебные краски» …………………………………………………. |
Раздел 2. Содержательный раздел 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы …………………. 2.2. Примерное годовое планирование………………………………………………. 2.3. Календарно-тематическое планирование. ………………………………………. |
2.4. Используемая литература………………………………………………………….. |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Все дети любят рисовать. Творчество для них -_это отражение душевной работы . Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Некоторым воспитанникам младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш .У ребенка может возникнуть неуверенность в себе ,нежелание в дальнейшем заниматься рисованием .
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью .В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования : «пальчиковая живопись »(краска наносится пальцем ,ладошкой ),рисование по мокрой бумаге ,оттиски штампов различных видов ,рисование жесткой кистью .
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Обучение рисованию»:
развитие мелкой моторики рук;
обострение тактильного восприятия;
улучшение восприятия цвета ;
концентрация внимания;
повышение уровня воображения и самооценки;
расширение и обогащение художественного опыта;
формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Периодичность занятий – один раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Содержательный раздел
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Количество участников : 14 детей .
Сроки реализации программы :1 год .
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
наглядные
практические
игровые
Используемые методы
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
(вторая младшая группа)
Сентябрь
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Тучка » | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование пальчиками Гуашь , салфетки, альбомный лист. | |
2. | « Падают ,падают листья» | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Тычок жесткой кистью Жесткие кисти ,гуашь в салфетки, альбомный лист. | |
3. | «Мухомор» | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Рисование пальчиками Кисти, гуашь , салфетки, альбомный лист. | |
4. | «Золотая осень » | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. | Прием примакивания. Лист бумаги, тонированный акварель ,кисти, гуашь разных цветов. | |
Октябрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Ветка рябины» | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Рисование пальчиками, примакивание. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | |
2. | «Нарисуй воздушные Шарики» | Учить рисовать предметы овальной формы. Упражнять в украшении рисунков. | Оттиск пробкой, рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка. | |
3. | «Компоты и варенье в баночках» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции. | Рисование пальчиками Вырезанные из бумаги банки. Печати, гуашь. | |
4. | «Осеннее дерево» | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Отпечаток листьев. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования. | |
Ноябрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Мои игрушки» | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. | Оттиск пробкой,рисование пальчиками Гуашь, кисти, пробка. | |
2. | «Колобок» | Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. | Рисование кистью Лист бумаги, гуашь, кисти. | |
3. | «Ежик » | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. | |
4. | «Дождик и грибок» | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. | Рисование пальчиками Лист бумаги, гуашь. | |
Декабрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Моя любимая чашка» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Рисование в технике печатанья Альбомный лист, гуашь, печати. | |
2. | «Зимнее дерево » | Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. | Рисование кистью. Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
3. | «Звездочки на небе» | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
4. | «Дед Мороз» | Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. | Рисование ладошкой Альбомный лист, гуашь. | |
Январь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Новогодние игрушки» | Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. | Рисование кистью Альбомный лист, акварель, кисти. | |
2. | «Зимний лес» | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. | Рисование кистью Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
3. | «Зайка» | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. | Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. | |
4. | «Снегопад за окном» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
Февраль | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Плюшевый медвежонок» | Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение. | Рисование поролоном Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
2. | «Снеговик» | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. | |
3. | «Птичка» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. | |
4. | «Маленький тигренок.» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. | |
Март | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Веселые осьминожки» (коллективная работа). | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Рисование ладошками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
2. | «Веточка мимозы» | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
3. | «Салфетка» | Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. | |
4. | «Ночь и звезды» | Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
Апрель | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Ваза с фруктами» | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Рисование кистью Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
2. | «Солнышко» (коллективная работа). | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Рисование ладошками Альбомный лист, гуашь. | |
3. | «Жар- птица» | Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование ладошками Альбомный лист, гуашь. | |
4. | «Украсим кукле платьице» | Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение. | Рисование фломастерами Альбомный лист, фломастеры. | |
Май | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Рыбки плавают в аквариуме» | Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. | Рисование кистью Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
| |
2. | «Сказочный домик-теремок» | Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать: - образные представления; - воображение; - самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения | Рисование фломастерами. Альбомный лист, фломастеры. | |
3. | «Носит одуванчик желтый сарафанчик.» | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
4. | «Божьи коровки» | Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | |
Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
