Программа дополнительного образования в младшей группе "Волшебные краски "2024 г.
материал (младшая группа)

Наренкова  Юлия Александровна
Программа дополнительного образования в младшей группе "Волшебные краски " (нетрадиционная техника рисования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kraski.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»

 Рисование является важным средством эстетического воспитания .Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.  Необычные материалы, оригинальные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции .как известно ,-это и процесс ,и результат практической деятельности ,прежде всего художественного творчества . Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….

1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет………………………………………….

1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Волшебные краски» ………………………………………………….

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы ………………….

2.2. Примерное годовое планирование……………………………………………….

2.3. Календарно-тематическое планирование. ……………………………………….

2.4. Используемая литература…………………………………………………………..

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Все дети любят рисовать. Творчество для них -_это отражение душевной работы . Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Некоторым воспитанникам  младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш .У ребенка  может возникнуть неуверенность в себе ,нежелание в дальнейшем заниматься рисованием .

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью .В ходе реализации программы дети знакомятся  со следующими нетрадиционными техниками рисования : «пальчиковая живопись »(краска наносится пальцем ,ладошкой ),рисование по мокрой бумаге ,оттиски штампов различных видов ,рисование жесткой кистью .

Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

 

Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Обучение рисованию»:

развитие мелкой моторики рук;

обострение тактильного восприятия;

улучшение  восприятия цвета ;

концентрация внимания;

повышение уровня воображения и самооценки;

расширение и обогащение художественного опыта;

формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Периодичность занятий – один  раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Содержательный раздел

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Количество участников : 14 детей .

Сроки реализации программы :1 год .

Методы проведения занятия:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

наглядные

практические

игровые

Используемые методы

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
(вторая младшая группа)

Сентябрь

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

 «Тучка »

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Рисование пальчиками

Гуашь ,

салфетки, альбомный лист.

2.

« Падают ,падают листья»

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Тычок жесткой кистью

Жесткие кисти ,гуашь в салфетки, альбомный лист.

3.

«Мухомор»

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Рисование пальчиками

Кисти, гуашь ,

салфетки, альбомный лист.

4.

«Золотая осень »

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство композиции.

Прием примакивания.

Лист бумаги, тонированный акварель  ,кисти, гуашь разных цветов.

Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Ветка рябины»   

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками, примакивание.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

2.

«Нарисуй воздушные

Шарики»

Учить рисовать предметы овальной формы.

Упражнять в украшении рисунков.

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка.

3.

«Компоты и варенье в баночках»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками

Вырезанные из бумаги банки.

Печати, гуашь.

4.

«Осеннее дерево»

Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Отпечаток листьев.

Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.

Ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Мои игрушки»

Упражнять в рисовании предметов

круглой формы. Закреплять умение украшать предметы.

Оттиск пробкой,рисование пальчиками

Гуашь, кисти, пробка.

2.

«Колобок»

Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

Рисование кистью

Лист бумаги, гуашь, кисти.

3.

«Ежик »

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь.

4.

«Дождик и грибок»

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать.

Рисование пальчиками

Лист бумаги, гуашь.

Декабрь

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Моя любимая чашка»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

Рисование в технике печатанья

Альбомный лист, гуашь, печати.

2.

«Зимнее дерево »

Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти.

Рисование кистью.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

3.

«Звездочки на небе»

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

Рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь.

4.

«Дед Мороз»

Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Рисование ладошкой

Альбомный лист, гуашь.

Январь

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Новогодние игрушки»

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников.

Рисование кистью

Альбомный лист, акварель, кисти.

2.

«Зимний лес»

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Рисование кистью

Альбомный лист, гуашь, кисти.

3.

«Зайка»

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.

Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь.

4.

«Снегопад за окном»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь.

Февраль

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Плюшевый медвежонок»

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое воображение.

Рисование поролоном

Альбомный лист, гуашь, кисти.

2.

«Снеговик»

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь.

3.

«Птичка»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь.

4.

«Маленький тигренок.»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь.

Март

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Веселые осьминожки» (коллективная работа).

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Рисование ладошками

Лист тонированной бумаги, гуашь.

2.

«Веточка мимозы»

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь.

3.

«Салфетка»

Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Рисование пальчиками

Альбомный лист, гуашь.

4.

«Ночь и звезды»

Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке

Рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь.

Апрель

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Ваза с фруктами»

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение

различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели.

Рисование кистью

Альбомный лист, гуашь, кисти.

2.

«Солнышко» (коллективная работа).

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Рисование ладошками

Альбомный лист, гуашь.

3.

«Жар- птица»

Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Рисование ладошками

Альбомный лист, гуашь.

4.

«Украсим кукле платьице»

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение.

Рисование фломастерами

Альбомный лист, фломастеры.

Май

Тема занятия

Программное содержание

Содержание

Оборудование

1.

«Рыбки плавают в аквариуме»

Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.

Рисование кистью

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

 

2.

«Сказочный домик-теремок»

Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать:

- образные представления;

- воображение;

- самостоятельность и творчество

в изображении и украшении сказочного домика.

Совершенствовать приемы

украшения

Рисование фломастерами.

Альбомный лист, фломастеры.

3.

«Носит одуванчик желтый сарафанчик.»

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь.

4.

«Божьи коровки»

Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику.

Рисование пальчиками

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

Список использованной литературы

 

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...