ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
рабочая программа
Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Программа ориентирована на воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю и стране, уважения к культурному и историческому прошлому народов, проживающих в России. Классификация программы может включать следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УМКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
Направленность: духовно-нравственное
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года
Составила: Фазлиева Гульнара Салиховна
- Паспорт программы
Название программы | «Мы живем в России» | ||||||
Направленность, классификация программы | Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Программа ориентирована на воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю и стране, уважения к культурному и историческому прошлому народов, проживающих в России. Классификация программы может включать следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. | ||||||
Срок реализации программы | 2 год – 72 часа | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Фазлиева Гульнара Салиховна, воспитатель Образование – высшее, квалификационная категория – первая. | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1. | ||||||
Контакты | Телефон: 223545 е-mail: dou-umka@mail.ru | ||||||
Аннотация | Программа «Мы живем в России» разработана на основе программы Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России» для детей 4-7лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Образовательная деятельность по реализации программы «Мы живем в России» способствует воспитанию у детей любви к родному селу, родному краю, родной стране, уважения к культурному, историческому прошлому народов, проживающих в России, родном крае и селе. | ||||||
Возраст обучающихся | 5-7 лет | ||||||
Цель и задачи программы | Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Цель программы достигается через решение следующих задач: - формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; - формирование у детей чувство любви к своей родине, на основе приобщения к природе, культуре и традициям; - формирование представлений о России как родной стране, Москве как о столице России; - средствами воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому родного города, России эстетического художественное слово; - воспитания: музыка, изодеятельность, воспитание гражданско-патриотического чувства через изучение государственной символики России. | ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Образовательные форматы | - Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Тематика дополнительного образования по программе «Мы живем в России» рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1 раза в неделю, 36 часа (занятия) в год. 1. Работа над проектами. 2. Решение поставленных задач. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия. 5. Участие в соревнованиях. Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: 1 занятие в неделю, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся. Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе: 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание; 2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя; 1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание. | ||||||
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для очных занятий:
| ||||||
Ожидаемые результаты освоения программы | Знать о ближайшем окружении и семье. Дети проявляют гуманные отношения к близким, знают их имена, имеют представления о семейных традициях и историях. Имеют краеведческие представления о родном городе. Дети узнают об истории его возникновения, достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Они ощущают гордость за свою малую родину. Знают элементарные краеведческие сведения о природе. Дети получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Они эстетически воспринимают красоту окружающего мира, относятся к природе поэтически, эмоционально, бережно, проявляют стремление больше узнать о родной природе. Знают географические сведения о территории России. Дети знакомятся с государственной символикой: гербом, флагом, гимном, имеют представление о значении государственных символов России. Знакомство со столицей Родины. Дети знакомятся с Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Имеют представление о том, что Россия - многонациональная страна. Дети осознают, что Россия - страна с самобытными, равноправными культурами. Проявляют гражданско-патриотических чувств. Дети проявляют любовь, гордость и уважение к своей стране и её культуре, осознают личную причастность к жизни Родины. Знакомы с устным народным творчеством. Дети знакомятся со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Программное обеспечение Операционная система Windows. | ||||||
Количество учащихся по программе | в одной подгруппе 10 – 15 человек |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Направленность
Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Программа ориентирована на воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю и стране, уважения к культурному и историческому прошлому народов, проживающих в России.
- Актуальность программы
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые
события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые
(День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает
русскую народную культуру, народные игры, нормой жизни становится
уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.
Произошла смена кумиров молодежи. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от его родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям также входят в понятие «патриотизм».
Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его только надо взрастить и усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
- . Цель
Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
1.5. Задачи
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирование у детей чувство любви к своей родине, на основе приобщения к природе, культуре и традициям; - формирование представлений о России как родной стране, Москве как о столице России;
- средствами воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому родного города, России эстетического художественное слово;
- воспитания: музыка, изодеятельность, воспитание гражданско-патриотического чувства через изучение государственной символики России.
1.6. Характеристика программы
Программа состоит из образовательных модулей:
1. Модуль 1. Стартовый : октябрь – январь
2. Модуль 2. Базовый: февраль - май
Содержание программы включает материалы, не получившие свое отражение в общеобразовательной программе: лекционные и практические занятия, позволяющие подготовить научный проект и обеспечить участие обучающегося в конкурсах проектов различного уровня.
1.7. Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет (старшая – подготовительная группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.
Наполняемость групп 10 – 15 человек.
1.8. Объем программы: __ академических часов:
№ п/п | Модуль | Ак. часов | Сроки реализации в 2023-2025 уч. году |
1 | Модуль 1 Стартовый
| 16 часов | Октябрь – декабрь |
2 | Модуль 2 Базовый | 16 часов | Январь – май |
Всего | 32 |
1.9. Форма и режим занятий:
Занятия проводятся:
- в очном формате – акад. часов в день.
Формы очной организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально:
- работа над проектами обучающихся;
- подготовка к конкурсам.
1.10. Уровень освоения программы: разноуровневый
«Модуль 1»- стартовый уровень
«Модуль 2» - базовый уровень
1.11. Планируемые результаты
В результате освоения данной программы дошкольники:
- Имеют знания о своем ближайшем окружении, свей семье. Проявляют
гуманные отношения к своим близким. Знают имена близких людей. Имеют
представления о семейных традициях, историях.
- Имеют краеведческие сведения о родном городе, об истории его
возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах
транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности
людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Ощущают гордость за свою
малую родину.
- Имеют элементарные краеведческие сведения о природе, общие
географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях,
лекарственных травах, животном мире. Эстетически воспринимают красоту
окружающего мира, относятся к природе поэтически, эмоционально,
бережно. Проявляют стремление больше узнать о родной природе. Имеют
географические сведения о территории России.
- Знакомы с государственной символикой: герб, флаг, гимн. Имеют
представление о значении государственных символов России. Проявляют
уважительное отношении к гербу, флагу, гимну РФ. Знакомы со столицей
нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми
россиянами. Имеют представление о том, что Россия многонациональная
страна с самобытными, равноправными культурами. Проявляют гражданско
патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее
культуре. Осознают личную причастность к жизни Родины.
- Знакомы с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Имеют представление о народной культуре, ее богатстве и красоте.
1.12. Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Для проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития детей) педагоги используют карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика (оценка
индивидуального развития детей) осуществляется в форме наблюдений за
детьми в повседневной жизни и в процессе организации образовательной
деятельности с ними, изучения продуктов их деятельности (рисунков,
аппликаций), проблемных ситуаций, педагогических бесед и т.д.
педагогическая диагностика проводится 2 раза год в следующие сроки: в
начале учебного года – первые 2 недели сентября; в конце учебного года
последние две недели мая.
Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:
1 балл – навык не сформирован,
2 балла – навык сформирован частично,
3 балла – навык сформирован.
Результаты заносятся в таблицу. Их анализ учитывается воспитателями в
дальнейшей работе. При необходимости осуществляется корректировка
содержания программы.
Методики педагогической диагностики:
−изучение продуктов детского творчества;
− наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности;
− беседы по темам программы.
Мониторинг исследует следующие показатели:
- Родная семья
- Родная природа
- Родной город
- Родная страна
- Родная культура
После освоения запланированного материала дети будут продолжать
заниматься в школе по гражданско – патриотическому воспитанию более
углубленно, имея первоначальную базу.
Карта наблюдений детского развития (5-6 лет)
Фамилия, имя дата рождения
Показатели развития | н.г. | к.г. | |
I | Родной город | ||
1 | Называет название родного города | ||
2 | Называет ближайшие реки (большие) | ||
3 | Называет: почта, школа, аптека, больница, детский сад и другие достопримечательности города | ||
4 | Знает транспорт родного города: виды, назначение городского, воздушного, железнодорожного. Название транспортных профессий. | ||
II | Родная природа | ||
5 | Называет времена года, приметы времен года | ||
6 | Называет диких животных родного края их повадки, жилища | ||
7 | Знает зимующих и перелетных птиц родного края | ||
8 | Называет лекарственные растения родного края | ||
9 | Различает деревья, кустарники, грибы, ягоды | ||
III | Родная страна | ||
10 | Знает название нашей страны - Россия | ||
11 | Узнает государственный флаг и герб РФ среди других | ||
12 | Знает символические значения цветов флага и герба РФ | ||
13 | Знает правила поведения во время звучания государственного гимна | ||
14 | Знает, что столица страны - Москва | ||
15 | Называет имена знаменитых соотечественников | ||
16 | Знает название крупных рек и городов России | ||
IV | Родная культура | ||
17 | Знает русские народные сказки | ||
18 | Называет русские народные пословицы и поговорки о Родине | ||
19 | Определяет предметы декоративно- прикладного искусства: дымковские игрушки, Богородские игрушки, гжель, хохлома. | ||
20 | Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха |
Карта наблюдения детского развития (для детей 6-7 лет)
Фамилия, имя дата рождения
Показатели развития. | н.г | к.г. | |
I | Родной город | ||
1 | Дает название родного города, реки, жителей | ||
2 | Символ города - флаг. Знание символического значения цветов флага. | ||
3 | Символ города - герб. Знание символического значения герба | ||
4 | Называет народы, населяющие гордой город | ||
5 | Называет животных, птиц и растений родного края. | ||
II | Родная страна | ||
6 | Называет название страны и столицы: Россия, Москва | ||
7 | Знает русских былинных богатырей | ||
8 | Определяет русские народные промыслы: дымковские, жостовские подносы, посадскую матрешку, хохломская роспись. | ||
9 | Знает климатические зоны России | ||
10 | Называет народы, населяющие РФ | ||
11 | Знает символические значения государственных символов РФ | ||
12 | Называет достопримечательности Московского кремля и Москвы | ||
III | Родная природа | ||
13 | Называет растения, животных и птиц средней полосы России | ||
14 | Называет растения, животных и птиц тундры | ||
15 | Называет растения, животных и птиц юга России | ||
16 | Объясняет назначение заповедников, красной книги РФ | ||
IV | Родная культура | ||
17 | Знает народные традиции людей разных национальностей, населяющих РФ | ||
18 | Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, гжель, хохлома, жостовские подносы, палехские шкатулки, матрешка | ||
19 | Называет имена знаменитых деятелей искусства РФ: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В. Васнецов, К. Брюлов, П.И. Чайковский, С. Рахманинов, М. Глинка и т.д. | ||
20 | Знает народные приметы о природе | ||
21 | Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха и т.д. |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что
способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае,
помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все
предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой 5 целостную картину сведений о России.
- блок «Родная семья»
- блок «Родной город»
- блок «Родная страна»
- блок «Родная природа»
- блок «Родная культура»
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя
человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы
получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются
гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях,
именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории
его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,
городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры,
знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание
сделать ее лучше.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о
территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами
России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной к школе группах, расширяют
представление о значении государственных символов России. Воспитывается
уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей
нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.
Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с
самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско –
патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре,
осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При
ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала
элементарные сведения о природе участка, детского сада, затем краеведческие
сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие
географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях,
лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически
воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически,
эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к
культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети
знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно - прикладным искусством. Педагоги
формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте,
учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Работа по реализации программы осуществляется через совместную деятельность
взрослых и детей: непосредственно образовательную деятельность, в ходе режимных
моментов и самостоятельную деятельность детей.
В совместной деятельности воспитатели используют интегрированные, игровые –
занятия по блокам. Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций,
дидактических игр, игр-инсценировок, экскурсий, целевых прогулок. Воспитатели
организуют исследовательскую, проектную деятельность, наблюдение. Часть занятий блоков по ознакомлению с родным городом, природой, культурой проводится в форме
сетевого взаимодействия с краеведческим музеем.
В совместной деятельности в ходе режимных моментов воспитатели оформляют
фотоальбомы, мини-музеи, организуют выставки предметов детского творчества.
Для эффективного воздействия на ребенка используются изобразительная
деятельность, прослушивание литературных и музыкальных произведений, праздники,
утренники, массовые мероприятия.
Организация образовательной деятельности предусматривает
Игровую деятельность | дидактические игр (игры-беседы, игры-путешествия); театрализованные игры; сюжетно-ролевые. |
Коммуникативную деятельность | познавательные беседы; совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов. |
Продуктивную деятельность | творческие задания, предполагающие организацию изобразительной деятельности детей |
Музыкальную деятельность | выступление на праздниках; прослушиванию музыкальных произведений, песен (народных, о ВОВ) |
Восприятие художественной литературы | знакомство с книжной культурой, детской литературой |
Двигательную деятельность | подвижные народные игры; спортивные состязания |
Трудовую деятельность | общественно-полезный труд (помощь взрослому; педагогам украсить группу к празднику) |
В рамках реализации программы педагоги используют современные технологии
организации образования
Технология проектной деятельности | Дошкольники, совместно с педагогами и родителями, разрабатывают и реализуют познавательно - исследовательские, игровые и творческие проекты патриотической направленности по всем пяти блокам программы |
Технология исследовательской деятельности | Педагоги организуют доступные и интересные детям типы исследования: коллекционирование, путешествие по карте |
Технология музейной педагогики | Воспитание и образование детей, осуществляется через мини-музей в группе, при участие в их создании детей и родителей. |
Технология Квест | Педагоги в игровой форме формируют (закрепляют) необходимые знания, умения и навыки при выполнении заданий патриотической направленности |
Информационно – коммуникационные технологии | Педагоги используют информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в целях повышения эффективности образовательного процесса: подбор иллюстративного материала, дополнительного познавательного материала к НОД, презентации, видеоматериалы |
Технология интегрированного обучения | В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия. |
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важнейших условий реализации программы является сотрудничество
педагогов с семьей. Семья является институтом первичной социализации и
образования, который оказывает большое влияние на развитие и воспитание ребенка.
Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу по реализации
программы.
Цель сотрудничества: создание условий для активных взаимоотношений,
обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, повышение
компетентности родителей (законных представителей) в области гражданско-
патриотического воспитания.
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
Форма взаимодействия | Цель | Мероприятия |
Анкетирование - | получение ответа на важные вопросы | «Патриотическое воспитание ребёнка» |
Родительское собрание в форме аукциона родительских идей | объединение семьи и ДОУ в создании условий для воспитания; обмен мнениями по проблемам воспитания | «Роль семьи в воспитании у ребёнка нравственно- патриотических качеств» |
Мастер-классы | непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность | «Как составить генеалогическое древо» «Народная кукла- оберег» |
Папки- передвижки | ознакомление родителей с вопросами воспитания | «Как воспитать патриота» «Как знакомить детей с символикой страны». «Как рассказать детям о войне» |
Участие в проектах | подключение к выполнению определенной части общего задания | |
Участие в создании Мини музеев, коллекций | подключение к выполнению определенной части общего задания | по плану образовательной деятельности |
Выставки совместного творчества родителей и детей: - рисунков; -поделок из овощей, природного материала | укрепление детско- родительских отношений | |
Выставки фотографий | укрепление сотрудничества между семьей и детским садом | «Я в родном городе» «Мама, папа я – вместе дружная семья» «Мы помощники для дедушки и бабушки» |
Совместные праздники, развлечения, досуги | сближение родителей, детей и педагогов | «Вместе с папой» «8 марта» |
Мини-отчеты (оформление детьми и родителями альбомов, мини-газет) | укрепление детско- родительских отношений, формирование приятных воспоминаний | «Как я провел лето» «Наш зимний отдых» «Поездка в другой город» |
Организационный раздел
Материально-технического обеспечения программы
Учебно-методический комплект к программе:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -патриотическое воспитание дошкольников (Средняя группа.) – М.: «Издательство «Скрипторий 2003»,
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: « Издательство « Скрипторий 2003»
Дополнительные материалы
- Шорыгина Т.А Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М. ТЦ Сфера, 2015
2. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2014
3. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли; Беседы, досуги, рассказы / Авт. Сост. ТА. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.:ТЦ Сфера, 2015
4. Алябьева Е.А. Дошкольникам о традициях
народов мира. сказки и беседы для детей 5- 7лет,
М.:ТЦ Сфера, 2018
5 Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2015
6. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003
Одним из условий реализации программы является современная информационно –
техническая база. В группах, реализующих программу, имеются: - ноутбук; - экрана; - музыкальный центр; - телевизор
В методическом кабинете имеется ноутбук, цветной принтер с функциями ксерокса и сканера. Все ноутбуки имеют выход в сеть Интернет с помощью устройства USB модем.
2.3 Календарный учебный график
Старшая группа
№ | Раздел | Задачи патриотического воспитания | Содержание |
1. | «Моя семья» | Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека | Семья и родной дом. Моя семья и моё генеологическое древо. Генеологическое древо моей семьи… Бабушка и дедушка в семье. |
2. | «Я люблю свой детский сад» | Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду | Кто заботится о нас в детском саду. Игра-путешествие по территории детского сада. Мой детский сад. Будем дружно мы играть. |
3. | «Мой родной посёлок» | Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях | Родной край. Экскурсия по посёлку. |
4. | «Родная природа» | Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её | Щедра и богата природа России. Беседы о животных и растениях родного края. Путешествие в будущее. Родная природа. |
5. | «Наша Родина – Россия» | Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране | Государственные символы России. Широка страна моя родная. Москва – главный город нашей Родины. Россия – Родина моя. |
6. | «Будем Родине служить» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства | Наша родная армия. Самый ловкий. Изготовление подарков для пап и дедушек. Будем в армии служить. |
7. | «Культура и традиции России» | Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды | Русские матрёшки. Выставка дымковских игрушек. Укрась русский народный костюм. Слушание народных песен, закличек, колядок. |
8. | «Гордость России» | Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений | Волшебный мир поэзии. Детские писатели. Умники и умницы. Выставка детских рисунков. |
9. | «День Победы» | Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам | 9 мая – День Победы. Изготовление подарков для ветерана. Целевая прогулка к памятникам местам. Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ. |
Подготовительная группа
№ | Раздел | Задачи патриотического воспитания | Содержание |
1. | «Моя семья» | Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. | Дети и родители. Моя семья. Рисование дома для своей семьи. Пожилые люди. |
2. | «Я люблю свой детский сад» | Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду. | Детский сад – моя вторая семья. Беседа о профессиях, работающих в детском саду. Экскурсия по детскому саду. Конструирование здания детского сада. |
3. | «Мой родной посёлок» | Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях. | Экскурсия в аптеку. Экскурсия в библиотеку. Мой посёлок – вчера и сегодня. Что мы знаем о Родине? |
4. | «Родная природа» | Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её. | Реки и озёра Путешествие к морю. Флора и фауна Севера. Родная природа. |
5. | «Наша Родина Россия» | Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране. | Наша Родина – Россия. Береза – символ России. Флаг России. Мы патриоты. |
6. | «Будем Родине служить» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства. | Русские богатыри. Добрые слова воинам. Защитники Родины. Будущие защитники. |
7. | «Культура и традиции России» | Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды. | Культура и традиции русского народа. Народная игрушка. Традиции и быт русского народа. В гостях у Забавы и Любавы. |
8. | «Гордость России» | Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления | А.С. Пушкин и его творчество. Н.Н. Носов и его творчество. К. Чуковский, его биография и творчество. Путешествие в мир сказок. |
9. | «День Победы» | Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. | Праздник Победы. Высаживание цветов в память о погибших солдатах. Целевая прогулка к памятным местам. Они защищали Родину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию " Мы живем в России"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию проектной деятельности по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста . Презентация включает в ...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "Я ЖИВУ В РОССИИ. Я - ЧАСТИЦА ЯРОСЛАВИИ"
Представлен проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Я живу в России!"
Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Я живу в России!"...

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"
Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"
Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Мы живем в России"
Педагогический проектпо образовательной области «Познание»с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное», «Развитие речи», «Художественно-...

Конспект физкультурного досуга с элементами патриотического воспитания «Мы живем в России»
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Программное содержание: Формировать у детей представление о России , как о родной стране, закрепить н...
