ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
рабочая программа

Фазлиева Гульнара Салиховна

Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Программа ориентирована на воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю и стране, уважения к культурному и историческому прошлому народов, проживающих в России. Классификация программы может включать следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx85.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УМКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»

         Направленность: духовно-нравственное

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года        

   Составила: Фазлиева Гульнара Салиховна

  1. Паспорт программы

Название программы

«Мы живем в России»

Направленность, классификация программы

Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Программа ориентирована на воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю и стране, уважения к культурному и историческому прошлому народов, проживающих в России. Классификация программы может включать следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Срок реализации программы

2 год – 72 часа

Ф.И.О. составителя программы

Фазлиева Гульнара Салиховна, воспитатель Образование – высшее, квалификационная категория – первая.

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1.

Контакты

Телефон:  223545

е-mail: dou-umka@mail.ru 

Аннотация

Программа «Мы живем в России» разработана на основе программы Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России» для детей 4-7лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Образовательная деятельность по реализации программы «Мы живем в России» способствует воспитанию у детей любви к родному селу, родному краю, родной стране, уважения к культурному, историческому прошлому народов, проживающих в России, родном крае и селе.

Возраст обучающихся

5-7 лет

Цель и задачи программы

Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,

достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Цель программы достигается через решение следующих задач:

 - формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование у детей чувство любви к своей родине, на основе приобщения к природе, культуре и традициям; - формирование представлений о России как родной стране, Москве как о столице России;

- средствами воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому родного города, России эстетического художественное слово;

- воспитания: музыка, изодеятельность, воспитание гражданско-патриотического чувства через изучение государственной символики России.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

Образовательные форматы

- Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. 

Тематика дополнительного образования по программе «Мы живем в России» рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1 раза в неделю, 36 часа (занятия) в год.

1. Работа над проектами.                                                                                                        

2. Решение поставленных задач.                                    

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.                                

 4. Теоретические        занятия.

 5. Участие в соревнованиях.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут

Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся.

Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание;

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя;

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для очных занятий:

  • Аудитория со столами и стульями.
  • Принтер-сканер-ксерокс.
  • Интерактивная доска или проектор и экран.
    Ноутбуки
  • Литература.

Ожидаемые результаты освоения программы

Знать о ближайшем окружении и семье. Дети проявляют гуманные отношения к близким, знают их имена, имеют представления о семейных традициях и историях.

Имеют краеведческие представления о родном городе. Дети узнают об истории его возникновения, достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Они ощущают гордость за свою малую родину.

Знают элементарные краеведческие сведения о природе. Дети получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Они эстетически воспринимают красоту окружающего мира, относятся к природе поэтически, эмоционально, бережно, проявляют стремление больше узнать о родной природе.

Знают географические сведения о территории России. Дети знакомятся с государственной символикой: гербом, флагом, гимном, имеют представление о значении государственных символов России.

Знакомство со столицей Родины. Дети знакомятся с Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.

Имеют представление о том, что Россия - многонациональная страна. Дети осознают, что Россия - страна с самобытными, равноправными культурами.

Проявляют гражданско-патриотических чувств. Дети проявляют любовь, гордость и уважение к своей стране и её культуре, осознают личную причастность к жизни Родины.

Знакомы с устным народным творчеством. Дети знакомятся со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении

Риски программы

Пути преодоления

При разработке занятий - не у всех детей могут быть компьютера (устройства) чтобы заниматься онлайн и смотреть видео занятия.

Функция скачивания пройденного материала, чтобы посмотреть, например на флешке  и функцию печати подробного описания  занятия  для обучающихся

Не хватает минимальных знаний пользования ПК у родителей - отсюда проблема выполнять задания.

Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком. Также возможно сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Техническое обеспечение  

Для очных занятий:

Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Программное обеспечение

Операционная система Windows.

Количество учащихся по программе

в одной подгруппе 10 – 15 человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

  1. Направленность

Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Программа ориентирована на воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю и стране, уважения к культурному и историческому прошлому народов, проживающих в России.

  1. Актуальность программы

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые

события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые

(День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает

русскую народную культуру, народные игры, нормой жизни становится

уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.

Произошла смена кумиров молодежи. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от его родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям также входят в понятие «патриотизм».

Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его только надо взрастить и усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

  1. . Цель

Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

1.5. Задачи

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование у детей чувство любви к своей родине, на основе приобщения к природе, культуре и традициям; - формирование представлений о России как родной стране, Москве как о столице России;

- средствами воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому родного города, России эстетического художественное слово;

- воспитания: музыка, изодеятельность, воспитание гражданско-патриотического чувства через изучение государственной символики России.

1.6.        Характеристика программы

Программа состоит из образовательных модулей:

1.        Модуль 1. Стартовый : октябрь – январь

2.        Модуль 2. Базовый: февраль - май

Содержание программы включает материалы, не получившие свое отражение в общеобразовательной программе: лекционные и практические занятия, позволяющие подготовить научный проект и обеспечить участие обучающегося в конкурсах проектов различного уровня.

1.7.         Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет (старшая – подготовительная группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.

Наполняемость групп 10 – 15 человек.

1.8.         Объем программы: __ академических часов:

п/п

Модуль

Ак.

часов

Сроки реализации в 2023-2025 уч. году

1

Модуль 1 Стартовый

        

16 часов

Октябрь – декабрь

2

Модуль 2

Базовый

16 часов

Январь – май

Всего

32

1.9. Форма и режим занятий:

Занятия проводятся:

- в очном формате –        акад. часов в день.

Формы очной организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально:

- работа над проектами обучающихся;

- подготовка к конкурсам.

1.10. Уровень освоения программы: разноуровневый

«Модуль 1»- стартовый уровень

«Модуль 2» - базовый уровень

1.11. Планируемые результаты

В результате освоения данной программы дошкольники:

- Имеют знания о своем ближайшем окружении, свей семье. Проявляют

гуманные отношения к своим близким. Знают имена близких людей. Имеют

представления о семейных традициях, историях.

- Имеют краеведческие сведения о родном городе, об истории его

возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах

транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности

людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Ощущают гордость за свою

малую родину.

- Имеют элементарные краеведческие сведения о природе, общие

географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях,

лекарственных травах, животном мире. Эстетически воспринимают красоту

окружающего мира, относятся к природе поэтически, эмоционально,

бережно. Проявляют стремление больше узнать о родной природе. Имеют

географические сведения о территории России.

- Знакомы с государственной символикой: герб, флаг, гимн. Имеют

представление о значении государственных символов России. Проявляют

уважительное отношении к гербу, флагу, гимну РФ. Знакомы со столицей

нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми

россиянами. Имеют представление о том, что Россия многонациональная

страна с самобытными, равноправными культурами. Проявляют гражданско

патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее

культуре. Осознают личную причастность к жизни Родины.

- Знакомы с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,

праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

Имеют представление о народной культуре, ее богатстве и красоте.

1.12. Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Для проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального

развития детей) педагоги используют карты наблюдений детского развития,

позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы

развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика (оценка

индивидуального развития детей) осуществляется в форме наблюдений за

детьми в повседневной жизни и в процессе организации образовательной

деятельности с ними, изучения продуктов их деятельности (рисунков,

аппликаций), проблемных ситуаций, педагогических бесед и т.д.

педагогическая диагностика проводится 2 раза год в следующие сроки: в

начале учебного года – первые 2 недели сентября; в конце учебного года

последние две недели мая.

 Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

1 балл – навык не сформирован,

 2 балла – навык сформирован частично,

 3 балла – навык сформирован.

Результаты заносятся в таблицу. Их анализ учитывается воспитателями в

дальнейшей работе. При необходимости осуществляется корректировка

содержания программы.

Методики педагогической диагностики:

−изучение продуктов детского творчества;

− наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности;

− беседы по темам программы.

Мониторинг исследует следующие показатели:

- Родная семья

- Родная природа

- Родной город

- Родная страна

- Родная культура

После освоения запланированного материала дети будут продолжать

заниматься в школе по гражданско – патриотическому воспитанию более

углубленно, имея первоначальную базу.

Карта наблюдений детского развития (5-6 лет)

Фамилия, имя                                          дата рождения                         

Показатели развития

н.г.

к.г.

I

Родной город

1

Называет название родного города

2

Называет ближайшие реки (большие)

3

Называет: почта, школа, аптека, больница, детский сад и другие достопримечательности города

4

Знает транспорт родного города: виды, назначение городского, воздушного, железнодорожного. Название транспортных профессий.

II

Родная природа

5

Называет времена года, приметы времен года

6

Называет диких животных родного края их повадки, жилища

7

Знает зимующих и перелетных птиц родного края

8

Называет лекарственные растения родного края

9

Различает деревья, кустарники, грибы, ягоды

III

Родная страна

10

Знает название нашей страны - Россия

11

Узнает государственный флаг и герб РФ среди других

12

Знает символические значения цветов флага и герба РФ

13

Знает правила поведения во время звучания государственного гимна

14

Знает, что столица страны - Москва

15

Называет имена знаменитых соотечественников

16

Знает название крупных рек и городов России

IV

Родная культура

17

Знает русские народные сказки

18

Называет русские народные пословицы и поговорки о Родине

19

Определяет предметы декоративно- прикладного искусства: дымковские игрушки, Богородские игрушки, гжель, хохлома.

20

Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха

Карта наблюдения детского развития (для детей 6-7 лет)

 

Фамилия, имя                                  дата рождения                         

Показатели развития.

н.г

к.г.

I

Родной город

1

Дает название родного города, реки, жителей

2

Символ города - флаг. Знание символического значения цветов флага.

3

Символ города - герб. Знание символического значения герба

4

Называет народы, населяющие гордой город

5

Называет животных, птиц и растений родного края.

II

Родная страна

6

Называет название страны и столицы: Россия, Москва

7

Знает русских былинных богатырей

8

Определяет русские народные промыслы: дымковские, жостовские подносы, посадскую матрешку, хохломская роспись.

9

Знает климатические зоны России

10

Называет народы, населяющие РФ

11

Знает символические значения государственных символов РФ

12

Называет достопримечательности Московского кремля и Москвы

III

Родная природа

13

Называет растения, животных и птиц средней полосы России

14

Называет растения, животных и птиц тундры

15

Называет растения, животных и птиц юга России

16

Объясняет назначение заповедников, красной книги РФ

IV

Родная культура

17

Знает народные традиции людей разных национальностей, населяющих РФ

18

Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, гжель, хохлома, жостовские подносы, палехские шкатулки, матрешка

19

Называет имена знаменитых деятелей искусства РФ: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В. Васнецов, К. Брюлов, П.И. Чайковский, С. Рахманинов, М. Глинка и т.д.

20

Знает народные приметы о природе

21

Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха и т.д.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что

способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае,

помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все

предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой 5 целостную картину сведений о России.

  1. блок «Родная семья»
  2. блок «Родной город»
  3. блок «Родная страна»
  4. блок «Родная природа»
  5. блок «Родная культура»

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя

человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы

получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются

гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях,

именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории

его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,

городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры,

знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание

сделать ее лучше.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о

территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами

России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной к школе группах, расширяют

представление о значении государственных символов России. Воспитывается

уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей

нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.

Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с

самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско –

патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре,

осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При

ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала

элементарные сведения о природе участка, детского сада, затем краеведческие

сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие

географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях,

лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически

воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически,

эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к

культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети

знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,

праздниками и обрядами, народным декоративно - прикладным искусством. Педагоги

формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте,

учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

Работа по реализации программы осуществляется через совместную деятельность

взрослых и детей: непосредственно образовательную деятельность, в ходе режимных

моментов и самостоятельную деятельность детей.

В совместной деятельности воспитатели используют интегрированные, игровые –

занятия по блокам. Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций,

дидактических игр, игр-инсценировок, экскурсий, целевых прогулок. Воспитатели

организуют исследовательскую, проектную деятельность, наблюдение. Часть занятий блоков по ознакомлению с родным городом, природой, культурой проводится в форме

сетевого взаимодействия с краеведческим музеем.

В совместной деятельности в ходе режимных моментов воспитатели оформляют

фотоальбомы, мини-музеи, организуют выставки предметов детского творчества.

Для эффективного воздействия на ребенка используются изобразительная

деятельность, прослушивание литературных и музыкальных произведений, праздники,

утренники, массовые мероприятия.

Организация образовательной деятельности предусматривает

Игровую деятельность

дидактические игр (игры-беседы, игры-путешествия); театрализованные игры; сюжетно-ролевые.

Коммуникативную деятельность

познавательные беседы; совместное обсуждение информации, коллективное

формулирование выводов, подведение итогов.

Продуктивную деятельность

творческие задания, предполагающие организацию изобразительной деятельности детей

Музыкальную деятельность

выступление на праздниках;  прослушиванию музыкальных произведений, песен

(народных, о ВОВ)

Восприятие художественной литературы

знакомство с книжной культурой,

детской литературой

Двигательную деятельность

подвижные народные игры; спортивные состязания

Трудовую деятельность

общественно-полезный труд

(помощь взрослому;

педагогам украсить группу к

празднику)

В рамках реализации программы педагоги используют современные технологии

организации образования

Технология проектной

деятельности

Дошкольники, совместно с педагогами и родителями,

разрабатывают и реализуют познавательно -

исследовательские, игровые и творческие проекты

патриотической направленности по всем пяти блокам

программы

Технология

исследовательской

деятельности

Педагоги организуют доступные и интересные детям типы

исследования: коллекционирование, путешествие по карте

Технология музейной

педагогики

Воспитание и образование детей, осуществляется

через мини-музей в группе, при участие в их создании детей и родителей.

Технология Квест

Педагоги в игровой форме формируют (закрепляют)

необходимые знания, умения и навыки при выполнении

заданий патриотической направленности

Информационно –

коммуникационные

технологии

Педагоги используют информационно -

коммуникационные технологии (ИКТ) в целях повышения

эффективности образовательного процесса: подбор

иллюстративного материала, дополнительного познавательного материала к НОД, презентации, видеоматериалы

Технология

интегрированного

обучения

В рамках программы педагоги проводят интегрированную

НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе.

При этом решается несколько задач развития. В форме

интегрированной НОД проходит обобщение материала,

презентации тем, итоговые мероприятия.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Одним из важнейших условий реализации программы является сотрудничество

педагогов с семьей. Семья является институтом первичной социализации и

образования, который оказывает большое влияние на развитие и воспитание ребенка.

Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу по реализации

программы.

Цель сотрудничества: создание условий для активных взаимоотношений,

обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, повышение

компетентности родителей (законных представителей) в области гражданско-

патриотического воспитания.

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.

Форма

взаимодействия

Цель

Мероприятия

Анкетирование -

получение ответа на

важные вопросы

«Патриотическое

воспитание ребёнка»

Родительское собрание в форме аукциона родительских идей

объединение семьи и

ДОУ в создании условий для воспитания; обмен мнениями по проблемам воспитания

«Роль семьи в воспитании у

ребёнка нравственно-

патриотических качеств»

Мастер-классы

непосредственное

вовлечение родителей в

образовательную

деятельность

«Как составить генеалогическое

древо»

«Народная кукла- оберег»

Папки-

передвижки

ознакомление родителей с вопросами воспитания

«Как воспитать патриота»

«Как знакомить детей с

символикой страны».

«Как рассказать детям о войне»

Участие в

проектах

подключение к выполнению

определенной части общего задания

Участие в создании

Мини музеев, коллекций

подключение к

выполнению

определенной части

общего задания

по плану

образовательной деятельности

Выставки

совместного

творчества

родителей и детей: - рисунков; -поделок из овощей, природного

материала

укрепление детско-

родительских отношений

Выставки

фотографий

укрепление сотрудничества

между семьей и детским садом

«Я в родном городе»

«Мама, папа я – вместе

дружная семья»

«Мы помощники для дедушки и бабушки»

Совместные праздники,

развлечения, досуги

сближение родителей,

детей и педагогов

«Вместе с папой»

«8 марта»

Мини-отчеты (оформление детьми и

родителями альбомов,

мини-газет)

укрепление детско-

родительских отношений,

формирование приятных

воспоминаний

«Как я провел лето»

«Наш зимний отдых»

«Поездка в другой город»

Организационный раздел

Материально-технического обеспечения программы

Учебно-методический комплект к программе:

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -патриотическое воспитание дошкольников (Средняя группа.) – М.: «Издательство «Скрипторий 2003»,
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: « Издательство « Скрипторий 2003»

Дополнительные материалы

  1. Шорыгина Т.А Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М. ТЦ Сфера, 2015

2. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2014

3. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли; Беседы, досуги, рассказы / Авт. Сост. ТА. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.:ТЦ Сфера, 2015

4. Алябьева Е.А. Дошкольникам о традициях

народов мира. сказки и беседы для детей 5- 7лет,

М.:ТЦ Сфера, 2018

5 Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2015

6. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003

Одним из условий реализации программы является современная информационно –

техническая база. В группах, реализующих программу, имеются: - ноутбук; - экрана; - музыкальный центр; - телевизор

В методическом кабинете имеется ноутбук, цветной принтер с функциями ксерокса и сканера. Все ноутбуки имеют выход в сеть Интернет с помощью устройства USB модем.

2.3 Календарный учебный график

Старшая группа

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека

Семья и родной дом.

Моя семья и моё генеологическое древо.

Генеологическое древо моей семьи…

Бабушка и дедушка в семье.

2.

«Я люблю свой детский сад»

Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду

Кто заботится о нас в детском саду.

Игра-путешествие по территории детского сада.

Мой детский сад.

Будем дружно мы играть.

3.

«Мой родной посёлок»

Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях

Родной край.

Экскурсия по посёлку.

4.

«Родная природа»

Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её

Щедра и богата природа России.

Беседы о животных и растениях родного края.

Путешествие в будущее.

Родная природа.

5.

«Наша Родина – Россия»

Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране

Государственные символы России.

Широка страна моя родная.

Москва – главный город нашей Родины.

Россия – Родина моя.

6.

«Будем Родине служить»

Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства

Наша родная армия.

Самый ловкий.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Будем в армии служить.

7.

«Культура и традиции России»

Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды

Русские матрёшки.

Выставка дымковских игрушек.

Укрась русский народный костюм.

Слушание народных песен, закличек, колядок.

8.

«Гордость России»

Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений

Волшебный мир поэзии.

Детские писатели.

Умники и умницы.

Выставка детских рисунков.

9.

«День Победы»

Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам

9 мая – День Победы.

Изготовление подарков для ветерана.

Целевая прогулка к памятникам местам.

Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.

 

Подготовительная группа

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Дети и родители.

Моя семья.

Рисование дома для своей семьи.

Пожилые люди.

2.

«Я люблю свой детский сад»

Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду.

Детский сад – моя вторая семья.

Беседа о профессиях, работающих в детском саду.

Экскурсия по детскому саду.

Конструирование здания детского сада.

3.

«Мой родной посёлок»

Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях.

Экскурсия в аптеку.

Экскурсия в библиотеку.

Мой посёлок – вчера и сегодня.

Что мы знаем о Родине?

4.

«Родная природа»

Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её.

Реки и озёра

Путешествие к морю.

Флора и фауна Севера.

Родная природа.

5.

«Наша Родина Россия»

Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране.

Наша Родина – Россия.

Береза – символ России.

Флаг России.

Мы патриоты.

6.

«Будем Родине служить»

Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства.

Русские богатыри.

Добрые слова воинам.

Защитники Родины.

Будущие защитники.

7.

«Культура и традиции России»

Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды.

Культура и традиции русского народа.

Народная игрушка.

Традиции и быт русского народа.

В гостях у Забавы и Любавы.

8.

«Гордость России»

Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления

А.С. Пушкин и его творчество.

Н.Н. Носов и его творчество.

К. Чуковский, его биография и творчество.

Путешествие в мир сказок.

9.

«День Победы»

Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам.

Праздник Победы.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах.

Целевая прогулка к памятным местам.

Они защищали Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию " Мы живем в России"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию проектной деятельности  по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста . Презентация включает в ...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "Я ЖИВУ В РОССИИ. Я - ЧАСТИЦА ЯРОСЛАВИИ"

Представлен проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Я живу в России!"

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Я живу в России!"...

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"

Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"

Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Мы живем в России"

Педагогический проектпо образовательной области «Познание»с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное», «Развитие речи», «Художественно-...

Конспект физкультурного досуга с элементами патриотического воспитания «Мы живем в России»

Цель: Воспитание у детей  патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.  Программное содержание: Формировать  у детей представление о России , как о родной стране, закрепить н...