"Особенности общения с трудными детьми"
учебно-методический материал

В материале рассматривается феномен "трудного поведения" у детей дошкольного возраста, который представляет собой не столько диагноз, сколько сигнал о необходимости индивидуального подхода и дополнительной поддержки ребенка. Важность темы усиливается тем, что в этот период жизни формируются основные личностные качества и способы взаимодействия с окружающим миром. "трудное поведение" на несколько категорий: агрессивность, гиперактивность, негативизм, тревожность, замкнутость и эмоциональная нестабильность, а также предлагает признаки, по которым можно определить каждую из них. Например, агрессивные дети могут проявлять физическую и вербальную агрессию, тогда как дети с гиперактивностью могут страдать от дефицита внимания и импульсивности. Контекст статьи важен для родителей, педагогов и психологов, так как она подчеркивает необходимость внимательного отношения к "трудным" детям и понимания их потребностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_osobennosti_obshcheniya_s_trudnymi_detmi.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИМ ОБЩЕНИЯ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

Параметры сравнения

Гиперактивные дети

Агрессивные дети

Застенчивые дети

Обидчивые дети

Демонстративные дети

Определение понятия

Гиперактивные дети – это дети, которые характеризуются повышенной активностью и возбудимостью.

Агрессивные дети - это дети свойство личности, которых выражается  в предпочтении использования насильственных способов для достижения своих целей.

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность.

Обидчивые дети – это  дети  у которых постоянная готовность к переживанию обидам, т.е., обидчивыми называют тех, кто часто обижается. Обидчивость как черту характера рассматривают, когда дети видят в нейтральной ситуации угрозу своей значимости и нужности, и обижается в ситуациях, не имеющих реального основания

Демонстративные дети – это дети, цель которых привлечь всеобщее внимание к себе любым путем, быть в центре внимания не взирая на последствия, даже неприятные.

Признаки

Импульсивность. Связана с резким преобладанием в нервной системе ребенка, возбуждения над торможением.

- сначала действует, потом думает;
- не может дождаться чего-либо;
- берется за дело, но не доводит его до конца;
- с трудом выполняет правила и нормы поведения.

2) Дефицит внимания.

Ребенок долго не может

сосредоточиться на чём-либо, имеет большие сложности с произвольным вниманием.

-задает множество вопросов, не дожидаясь ответа;
- не может дождаться вознаграждения, не умеет ждать;
- часто теряет свои вещи;

- очень вспыльчив;
- избегает скучных, и требующих напряжения занятий.

3) Двигательная расторможенность.

- ребенок не может долго находится без движения;
- ребенку трудно сидеть на месте;
- чрезмерно говорлив;
- плохая координация и слабый мышечный контроль:
- чаще бегает, чем ходит;
- с трудом засыпает, спит на 1-1,5 часа меньше, чем его сверстники.

- делает все неумело.

Признаки агрессии у детей:

1) высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2) преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

1. Общие признаки. К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло. Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение — основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.

2. Самокритичность. Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.

3. Скрытность. Эта черта подразумевает замкнутость в любом коллективе. Будь то школа или дом, малыш не может поделиться ни с кем своими мыслями и соображениями. В кругу людей такие дети пытаются стать незаметными, исчезнуть из толпы и не любят, когда к ним привлекается слишком много внимания. Рассказать свое мнение или попросить совета они могут лишь у отдельных людей, и если сами того захотят.

4. Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.

5. Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.

6. Нерешительность. Если обычного ребенка позвать в поездку, он не станет задумываться прежде, чем согласится. А вот застенчивые дети будут долго взвешивать все и сомневаться. Это касается всего — какое мороженное выбрать, какую обувь купить и что подарить на день рождения. Эти вопросы будут мучить и прокручиваться в голове по несколько раз. Только взвесив все «за» и «против», будет дан какой-то ответ.

Признаки:
1) Повышенная частота проявлений обиды

2)Реакция обиды на успехи и похвалу других детей

3)Восприятие успехов других как собственное унижение и игнорирование себя

4)Установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки

4) Свойственна повышенная чувствительность

5) Раздражительность

  1. Повышенная способность к вытеснению неприятной для них информации, способной понизить их статус в глазах окружающих людей и их собственных глазах. Она может привести к тому, что они могут совершенно забыть о том, что не желают знать.
  2. Неосознанная лживость, связанная с их способностью вживаться в роль, которую они для себя избрали. Для них это не симуляция, они способны лгать, не осознавая, что лгут, ложь для них становится истиной.
  3. Упорство в достижении своей цели
  4. Тщеславие, нередко в форме бахвальства, хвастовство.
  5. Стремление самоутвердиться за счет других, критикуя или унижая их. Ребенок не любит, когда при нем кого-то хвалят, и с удовольствием присоединяется к негативной оценке сверстника.
  6. Необдуманность поступков, так как демонстратор живет только данным моментом. Они горазды на выдумки, но их хитрости легко разоблачить, так как истерик вытесняет мысль о возможности разоблачения.
  7. Умение приспосабливаться к людям, для расположения к себе человека, если это соответствует цели демонстратора, демонстратор умеет найти и сыграть роль, наиболее импонирующую тому, в ком он заинтересован, вызвать симпатию к себе.
  8. Прекрасно развитое тонкое чувство человека (эмпатия)
  9.  Жалость к себе, связанная со способностью к вытеснению информации, вживании в роль, которая привлечет к демонстратору внимание окружающих.
  10. Лицемерие, повышенная нормативность поведения, если это служит его цели. Обходительность и чуткость появляется там, где она выгодна демонстратору, демонстратор помогает другим, когда это кто-то увидит и оценит.
  11. Склонность к притворству
  12. Высокий уровень артистичности

Виды, формы проявления

Две формы проявления гиперактивности:

1)СДВГ(гиперактивность как болезнь)

- Болезнь затрудняет социализацию ребенка и его общение с окружающими, так как он конфликтен.

- У ребенка возникают проблемы с психологическим развитием , а от внимания зависит развитие всех психических процессов, от восприятия до мышления.

- Ребенок нуждается в медицинской помощи;
- Гиперактивный ребенок ведет себя одинаково всегда и везде.

2) Гиперактивность, как проявление характера

- У ребенка нет проблем связанных с коммуникацией и социализацией;
- Психологическое развитие ребенка не нарушается;
- Гиперактивное поведение ребенка ситуативно, то есть он проявляет качество гиперактивности, только в определенном месте или при определенных людях.

По направленности объектов.

  • Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.
  • Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

По причине появления.

  • Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).
  • Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

По целенаправленности

  • Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.
  • Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

По открытости проявления

  • Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.
  • Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

По форме проявления

  • Вербальная агрессия - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
  • Экспрессивная агрессия - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.
  • Физическая агрессия - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения.

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети, для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.

Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей – отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.

Дети, чей страх перед людьми не знает границ, - хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Адекватный вид обиды

   Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Также обоснованной можно считать обиду со стороны значимого для малыша человека, на признание и внимание которого он рассчитывает

Неадекватный вид обиды
                  Неадекватным для проявления обиды является повод, когда партнеры на самом деле не испытывают неуважения или отвержения к обиженному. Такую обиду иногда называют парноидальной, то есть несуществующей, выдуманной. В таких случаях дети часто сами инициируют ситуации, в которых могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное удовлетворение. Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду, как реакцию человека и обидчивость как черту личности.

  1. Детское кривляние.

2 закономерности:

А) ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание.

Б) когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается.

2) Капризы.

Часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Обычно сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности: плачем, двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Это закрепившиеся капризы (в отличие от эпизодических, возрастных), превратившиеся в привычную форму поведения.

Причины

Причины гиперактивности, как болезни:

- В первую очередь, это наследственность;
- Недостаточное или неправильное питание матери во время беременности;
- Отравление тяжелыми металлами или свинцом;

- Неправильные строения матки, внутриматочные дефекты;
- Асфексия;
- Недоношенность плода.

- Черепно-мозговые травмы.

Причины гиперактивности как характера:

- Причины социального характера, связанные с особенностями взаимоотношениями в семье, и особенностями воспитания ребенка;
- Неправильное питание (злоупотребление возбуждающей пищей, напитками)
- Вся пища со специями повышает возбудимость;
- Плохие условия жизни ребенка.

Причины возникновения агрессии

К внутренним относятся:

органические:

•особенности развития центральной нервной системы;

•повышенная возбудимость в сочетании со слабым действием активного торможения

•органические поражения головного мозга: минимальные мозговые дисфункции, травмы головного мозга, менингит, энцефалит.

•некоторые соматические заболевания; переутомление.

психологические: (агрессивное поведение как средство защиты своего эмоционального благополучия)

•когда у ребенка возникают чувства страха и недоверия к окружающему миру;

•когда ребенок сталкивается с невыполнением своих желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

•когда ребенок стремится к обретению независимости и самостоятельности

 К внешним можно отнести:

•Особенности воспитания в семье.

•Взаимодействие со сверстниками

•Влияние средств массовой информации

• Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния.

• Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.

• Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

• Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений

• Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.

• Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Причины обидчивости:
Генетические (природные):
• причины, связанные с типом ВНД ребенка. Можно выделить некоторые природные особенности детей, склонных часто обижаться: эмоциональная чувствительность, ранимость, выраженность чувства Я. У таких детей ярко выражена потребность в эмоциональной привязанности, принятии, любви, признании близкими людьми.

Психологические, личностные:
Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся:
• игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров •неуважительное отношение со стороны других

• успех и превосходство других, отсутствие похвалы

Социальные. Часто эти причины связаны с неправильным отношением к ребенку взрослых:
• взрослые подавляют, не принимают индивидуальные особенности ребенка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям

• взрослые не верят в способность ребенка справляться с трудностями самостоятельно

• когда взрослые чрезмерно ограничивают ребенка, это также может вызвать обидчивость.

• взрослые не выставляют поведению ребенка никаких границ, потакают всем его желаниям, способствуя завышению ожидания от мира, у ребенка формируется представление «Все мне должны, мир вертится вокруг меня, я самый главный».

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания или наоборот повышенное внимание взрослых к детям.

Направления коррекционной работы

Рекомендации по общению с ребенком (конкретные условия, методы и приемы)

1.Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке».

2.Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.

3.Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.

4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.

Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время.

5. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. 6.Сглаживайте конфликты.

Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.

7. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе

Создавать благоприятную обстановку вокруг ребёнка. Он нуждается в чувстве защищенности. Поощрять и подбадривать его. Выражать свою любовь всеми доступными способами: с помощью взгляда, ласковых слов, нежных прикосновений, объятий, совместных занятий и игр. Быть внимательным к его потребностям и нуждам.

Общаться с ним как можно больше с помощью слов - разговаривать, читать ему, учить стихи, петь песни и показывать всю широту невербального общения - мимикой, жестами.

Останавливать неприемлемые формы агрессии (не позволять оскорблять и унижать других людей и детей, нарочно злить и провоцировать их, обижать животных и слабых и т. д.). Объяснять, почему так делать нельзя. Обсуждать вместе на примерах и сравнениях с собой, с близкими ему людьми

 Давать право на выражение чувств (активно слушать)

• Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.

• Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.

• Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

• Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.

• Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.

• Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Постарайтесь не делать этого сами и предупредите преподавателей, чтобы такого ребенка не сравнивали с другими детьми, не высказывали оценочных суждений. Если преподавателю это все-таки необходимо, пусть сравнивает результаты ребенка с его же результатами, скажем, на прошлой неделе.

 Хвалите только по делу: «Максим, медведь на твоем рисунке получился очень реалистично, как живой»

.

Правильно выраженная похвала поможет сформировать нормальную самооценку, которая у обидчивых детей завышена.

Занятия творчеством способны помочь такому ребенку, отвлечь его от постоянной оценки себя и других, переключив внимание на рисование, игру с песком, лепку, поделки, аппликации.

Научите ребенка различать эмоциональные состояния людей. Например, обсудите, какие чувства испытывали звери в сказке «Теремок», найдя домик. Что переживали, когда медведь раздавил его?

Разложите перед ребенком заранее подготовленные картинки с лицами людей в разных эмоциональных состояниях. Пусть он опишет эти состояния? Испытывал ли он их и в каких ситуациях? Переживать какие эмоции ему понравилось?


Отлично подойдут ролевые игры, хороводы, без соревнования. Обидчивый малыш должен увидеть в детках, которые играют с ним, партнеров.



Постарайтесь при первых же признаках обидчивости уделить проблеме как можно больше внимания. Чем старше ребенок, тем сложнее ему избавиться от обид.

  1. Внимание ребенку следует уделять не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.
  2. Отказ от ярких эмоциональных реакций, так как именно их ребенок и добивается.
  3. Наказание за серьезные проступки должно быть максимально без эмоциональным.
  4. Формирование положительной самооценки, поощрение и признание истинных достоинств ребенка.
  5. Важно показать ребенку, что оценка со стороны окружающих не самое важное в его жизни.
  6. Отказ от соревновательного начала в играх и занятиях и сравнение ребенка с окружающими детьми.
  7. Найти сферу для самореализации ребенка.
  8. При уходе в мир фантазий необходимо развернуть активное воображение ребенка во внешние формы, направляя его на решение реальных творческих задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Особенности общения родителей с детьми"

Раскрытие особенностей общения родителей с детьми...

Особенности общения с гиперактивными детьми

Каждый психолог, работающий в детском саду, встречал детей, не умеющих вести себя на занятиях, отказывающихся выполнять задания воспитателя, с трудом общающихся со сверстниками и педагогами, агрессивн...

Особенности общения воспитателя с детьми в период адаптации детей к условиям ГДОУ.

Данный материал поможет  начинающим воспитателям успешно адаптировать детей раннего возраста, и заслужить доверие ребёнка....

презентация Особенности общения с трудными дошкольниками""

Презентация создана для консультации родителям , по вопросу общения  с дошкольником....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Особенности общения с трудными и неподатливыми детьми

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его дети представляли собой образец для окружающих. Такие дети являются предметом гордости отцов и матерей.Но что делать, если ребенок не отвечает тем тре...

Особенности общения педагога с детьми на разных возрастных этапах. "Трудные дети". Пути взаимодействия.

Что такое общение? Какие мотивы стоят за этим понятием? Почему  взрослому нужно учитывать возраст ребёнка при общении сним? Как самостоятельно определить возрастные нормы в общении с ребёнком?Учи...