Проект "Загадочный космос"
проект

Старостина Анна Вадимовна

Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Человечество вступило в космический век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadochnyy_kosmos_23.docx246.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Инновационный проект

по гражданско- патриотическому воспитанию

 дошкольников старшего возраста

«Загадочный космос»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Сокращенное название организации

МАДОУ г.Нижневартовска ДС№56 «Северяночка»

Адрес , телефон, сайт

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул.Дружбы Народов, д.14-А, 2 корпус

8 (3466) 46-45-01 заведующий, mbdou56nv@yandex.ru, https://dou56.edu-nv.ru/

Руководитель

Ревкова Татьяна Владимировна, заведующий

Наименование проекта

Авторы проекта

Краснухина Ольга Владимировна, заместитель заведующего по ВМР

Лобацевич Елена Ивановна, заведующий методическим отделом,

Тельцова Елена Ивановна, старший воспитатель

Гранич Анжелика Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории,

Старостина Анна Вадимовна, воспитатель высшей квалификационной категории

Вид проекта

информационно-познавательный, творческий

Обоснование необходимости проекта

Требования ФГОС ДО определили новые направления в организации познавательно – речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам познавательно - речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, быть склонным наблюдать, экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области естествознания.

Большинству родителей, педагогам и воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления. Между тем «Вселенная» — это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе — это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. Детям интересен окружающий мир, не только который вокруг них, но и над ними.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос — это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Цели и задачи проекта

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми 

задачи:

  • Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
  • Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
  • Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
  •  Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Краткое содержание проекта

Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Человечество вступило в космический век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Ресурсы

Ресурсы ДОУ:

  • информационно-познавательный комплекс «Детям о космосе»
  • макет солнечной системы
  • интерактивный глобус
  • проектор звёздного неба.

Методическая литература:

  • Емельянова, Э.Л. Расскажите детям о космосе / Э. Л. Емельянова. – Текст : непосредственный // М.: Мозаика-Синтез. – 2008. – С.119. – ISBN 9785867758431.
  • Зюзкина, Л.А. Использование проектного метода обучения детей в дошкольном учреждении /Л. А. Зюзкина, Т. Н. Жумаева. – Текст : непосредственный // Управление ДОУ. – 2007. - № 5. – С. 88-92. – ISBN: 978- 5-89415-833-4.
  • Ликсо, В.В. Космос / В. В. Ликсо – Текст : непосредственный// М.: АСТ, 2015. – С.160. – ISBN: 978-5-17-119004-0.
  • Михалков, С.С. От кареты до ракеты / С. С. Михалков – Текст: непосредственный //М.: Самовар, 2000. – С. 12. – ISBN: 978-5-17-079295-5.
  • Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» / О. А. Скоролупова. // М.: Издательство Скрипторий, 2009. – С. 80. – ISBN 5-94448-017-3.
  • Шорыгина, Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Т.А. Шорыгина, М.Ю. Парамонова. – Текст : непосредственный // М.: ТЦ Сфера, 2013. – С.128. – ISBN: 9785994904329.

Информационные ресурсы:

http://kosmokid.ru/ http://www.lunohod.info/ https://www.google.ru/ http://www.vseodetishkax.ru http://www.astrogalaxy.ru http://znamus.ru/

http://ru.ask.com

Партнеры

Детская городская библиотека №3, педагоги, родители (законные представители)

Целевая аудитория

Дети дошкольного возраста от 5 до 8 лет

План реализации проекта

Подготовительный этап.

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  • Информация родителей о предстоящей деятельности.
  • Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.

Основной этап реализации проекта.

  • Беседы с детьми. ООД .
  • Художественно-продуктивная деятельность: Лепка,  рисование («Предметы космоса», «Космос», «Забавные инопланетяне», «Путь к звёздам») конструирование («Ракеты»).
  • Работа с родителями по заданной теме.
  • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
  • Исследовательская деятельность.

Заключительный этап.

  • Организация выставки «Ракеты» (совместная работа детей и родителей)
  • Коллективное изготовление планет солнечной системы
  • Музыкальное развлечение: «Путешествие в космос»

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ребенок будет знать:

  • о физической природе космических объектов;
  • о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле;
  • об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса;
  • основные астрономические понятия: планета, галактика, спутник, ось Земли, космонавт, космический корабль.

 

Ребенок будет уметь:

  • делать умозаключение и обосновывать свои решения.
  • находить правильный выход из множества решений.
  • вести беседу на астрономическую тему. пользоваться образовательным пространством группы;
  • получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др. как источниками информации;
  • применять полученную информацию для выполнения задания;
  • сочинять сказки, придумывание заданий товарищу;
  • взаимодействовать со специальными предметами: микроскопом, картой;
  • получать        первичный        опыт        в        изучении свойств        предметов экспериментальным путем.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  • распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;
  • распространение опыта педагогической общественности города и округа;
  • дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.

   1. Аннотация

В учебные планы школ вновь введен предмет «астрономия». Действительно, раскрыть тайны и загадки Вселенной невозможно без астрономии, поэтому считаем, что уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей первоначальные представления о космосе.

Детей старшего дошкольного возраста всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, недоступное будоражит детскую фантазию, но вымышленные персонажи любимых мультфильмов – космические пираты, герои звездных войн искажают представления о космосе.

Дошкольники задают множество вопросов: «Почему луна здесь, а у бабушки она тоже светит?», «Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»

 Старший дошкольник — это важнейший этап воспитания и образования каждого человека. В соответствии с ФГОС ДО главными задачами современной жизни, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность дошкольника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности.

Требования ФГОС ДО определили новые направления в организации познавательно – речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам познавательно - речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, быть склонным наблюдать, экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области естествознания.

Большинству родителей, педагогам и воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления. Между тем «Вселенная» - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. Детям интересен окружающий мир, не только который вокруг них, но и над ними. Внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды.

Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «черные дыры»...

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность «космического» мышления. Это способствует расширению кругозора ребёнка, даёт ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Актуальностью данной темы является то, что в дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность

  1. Цели и задачи инновационного  проекта

 Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми 

               Задачи:

  • Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
  • Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
  • Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
  •  Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

3 Новизна  инновационного проекта

Новизна инновационного проекта в том, что в ходе образовательной деятельности педагог создаёт ситуации, экспериментальную и познавательную деятельность которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Иными словами, исследование организуется от потребности детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность. Воспитатель подводит ребёнка к экспериментам, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так…, что можем узнать?». То есть экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками самостоятельно детьми

Образовательный процесс строится на основе:

•        взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;

●        поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

●                поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Практический материал представлен примерным перспективно- календарным планом работы с детьми старшей и подготовительных групп по приобщению их к началам астрономии. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.

Программа рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы 2 года. Образовательная деятельность проходит во второй половине дня, один раз в неделю, длительность не более 30 минут.

Таким образом, космическое сознание — это идея, на которую могла бы ориентироваться новая модель воспитания и образования. Об этом так писал К.Н. Вентцель: «Только космическая культура человека может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого, только она поведёт к исчезновению войн и всяких антагонизмов между народами, объединит людей в одно солидарное целое…». «Проблема космического воспитания стучится в двери. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную…».

    4.  Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта:

Ребенок будет знать:

  • о физической природе космических объектов;
  • о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле;
  • об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса;
  • основные астрономические понятия: планета, галактика, спутник, ось Земли, космонавт, космический корабль.

Ребенок будет уметь:

  • делать умозаключение и обосновывать свои решения.
  • находить правильный выход из множества решений.
  • вести беседу на астрономическую тему. пользоваться образовательным пространством группы;
  • получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др. как источниками информации;
  • применять полученную информацию для выполнения задания;
  • сочинять сказки, придумывание заданий товарищу;
  • взаимодействовать со специальными предметами: микроскопом, картой;
  • получать        первичный        опыт        в        изучении свойств        предметов экспериментальным путем.

  1. Условия реализации инновационного проекта

І год обучения

Раздел 1. Вселенная космос: Земля - это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Вокруг Солнца движется еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбита.

Раздел 2. Сказочная Вселенная: Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Млечный Путь - это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек.

Раздел 3. Яркие страницы космонавтики: Если бы не было древнегреческого учёного Пифагора, который жил почти две с половиной тысячи лет назад, и Клавдия Птолемея, если бы не было польского учёного Николая Коперника и изобретателя телескопа Галилео Галилея, то не смог бы взлететь в космос первый спутник Земли. Тысячи и тысячи людей всего мира, имён многих из них мы не знаем, на протяжении долгих веков готовили сегодняшний звёздный час человечества.

Раздел 4. Астронафтика: Людей, связанных с созданием этой науки и исследованием космоса называют астронавтами. Осваивать космос помогают мужественные космонавты.

ІІ год обучения

Раздел        1        Исследования        космического                пространства        и астрономия: Обсерватории мира. Изучение солнечной системы. Современные исследования Марса. Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли. Космические исследования Земли. Космические телескопы. Современные наземные оптические телескопы Радиотелескопы        и        радиоастрономические        наблюдения.        Поиск                и открытие внесолнечных планет.        Современные представления о структуре и свойствах Вселенной.        Наблюдательная        астрономия.        Результаты        и обобщение астрономических наблюдений, фотографирование.

Раздел 2 Космическая техника и технология:        Космодромы и полигоны Космические аппараты. Нетрадиционные средства для вывода космических аппаратов, исследования планет. Технологические процессы в условиях космического полета. Проблемы полетов к планетам Солнечной системы.

Космические аппараты для дистанционного изучения Земли. Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам. Астероидная опасность. Исследования Луны. Лунные базы будущего.

Раздел 3 История Науки: К.Э.Циолковский. Страницы жизни, М. Ломоносов и его астрономические открытия. Астрономия древнего Китая Деятельность великих астрономов.        Первый космонавт планеты Гагарин Ю.А. Космонавты –наши земляки. История исследования Марса. История и теория космической съемки Земли. Исследования Тунгусского метеорита Ученый астроном А.А. Белопольский. Ученый астроном И.М. Румовский.

Феномен русского творческого универсализма (от М.В.Ломоносова до наших дней). Анализ публикаций региональных газет и журналов, отражающих состояние отечественной ракетно-космической отрасли и космонавтики, начиная с 1957 года по настоящее время.

Содержание инновационного проекта

Формы работы

Наименование мероприятия

Сроки

1. Школа юного астронома.

«Загадочный космос»

«Космическое конструкторское бюро»

Панно «Звезды и созвездия»

Октябрь (первая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы Зодиак

«Астрономическая игротека»

Дидактическая игра

«Складывание созвездий из мозаики»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«День рождение звезд»

«Космотренажер»

Физминутка «Я – орбита!»

2. Школа юного астронома.

«Небесные светила»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«Наша голубая планета»

Октябрь (вторая неделя)

«Звездные сказки»

Заучивание стихотворения

«Планета Земля» Я. Аким

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение

«На пыльных тропинках далеких планет»

«Космотренажер»

Физминутка «Дорога в космос»

3. Школа юного астронома.

«В гостях у астронома»

«Космическая лаборатория»

Экспериментирование «Кто гасит Солнце»

Октябрь (третья неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы

«Зодиак»

«Астрономическая игротека»

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

4. Школа юного астронома.

«Дорога в космос»

«Космическое конструкторское бюро»

Пластилинография

«Планеты Солнечной системы»

Октябрь (четвертая неделя)

«Звездные нотки»

«Ключ на старт» Ксения Ларионова

«Астрономическая игротека»

Игра-импровизация «Космонавты»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«Ночное небо»

Конкурс совместных поделок

«Пушистые космонавты»

5. Школа юного астронома.

«Вселенная»

«Космическое конструкторское бюро»

Лего конструирование

«Загадочный космос»

Ноябрь (первая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы

«Зодиак»

«Астрономическая игротека»

Сюжетно-ролевая игра

«Уроки Звездочета»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«Освоение космоса»

6. Школа юного астронома.

«Космические дали, где мы еще не бывали»

«Комотренажер»

Физкультминутка

«Космическая карусель»

Ноябрь (вторая неделя)

«Звездные сказки»

«Малышам о звездах и планетах» Е. П. Левитан

«Звездные нотки»

Слушание и обсуждение музыкального произведения группы «Зодиак»

«Космотренажер»

Физкультминутка

«Я – орбита!»

7. Школа юного астронома «Путешествие

в ночное небо»

«Космическое конструкторское бюро»

Пластилинография

«Планеты Солнечной системы»

Ноябрь (третья неделя)

«Звездные нотки»

«Ключ на старт»

Ксения Ларионова

«Астрономическая игротека»

Игра-импровизация «Космонавты»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«Ночное небо»

8. Школа юного астронома

«Космические исследователи»

«Космическая

лаборатория»

Опыт «Солнечная система»

Ноябрь (четвертая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение

«Я – Земля! »

«Астрономическая игротека»

Дидактическая игра

«Солнце»

Конкурс поделок детей

«Этот удивительный космос»

9. Школа юного астронома.

«Полет на космическом корабле»

«Космическое конструкторское бюро»

Рисование «Загадочный космос»

Декабрь (первая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы

«Зодиак»

«Астрономическая игротека»

Сюжетно-ролевая игра

«Уроки Звездочета»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«Освоение космоса»

«Комотренажер»

Физкультминутка

«Космическая карусель»

10. Школа юного астронома

«Зачем летают в космос»

«Космокинозал»

«Загадочная планета»

Декабрь (вторая неделя)

«Звездные сказки»

«О чем рассказал телескоп» П. Клушанцева

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы

«Зодиак»

«Космотренажер»

«Летающая тарелка»

11.Школа юного астронома

«Зодиакальный зоопарк»

Космическое конструкторское бюро

Легоконструирование

«Зодиакальный зоопарк»

Декабрь (третья неделя)

«Звездные нотки»

«Тайна третьей планеты»

Александр Зацепин

«Астрономическая игротека»

«Подбери созвездие»

«Звездные сказки»

«Звездные сказки»

Е.П. Левитан

«Космотренажер»

«Быстрые кометы»

12. Школа юного астронома

«Звездный дождь»

«Космическая лаборатория»

Опыт «Дневные звезды»

Декабрь (четвертая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы

«Зодиак»

«Астрономическая игротека»

«Звездная рулетка»»

Конкурс коллажей

«Обитатели звездного неба»

13. Школа юного астронома

«Наша голубая планета»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«Наша голубая планета»

Январь (вторая неделя)

«Звездные сказки»

Заучивание стихотворения

«Планета Земля» Я. Аким

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение

«На пыльных тропинках далеких планет»

«Космотренажер»

Физминутка «Дорога в космос»

14. Школа юного астронома

«День и ночь»

«Космическое конструкторское бюро»

Пластилинография

«Небесные светила»

Январь (третья неделя)

«Звездные нотки»

«Трава у дома» группа Земляне

«Астрономическая игротека»

Игра-импровизация «Звездочеты»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«День и ночь»

15. Школа юного астронома

«Многоликая Луна»

«Космическая

лаборатория»

Опыт «Вращение Луны»

Январь (четвертая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение

«Лунная соната» Л.Бетховен

«Астрономическая игротека»

Дидактическая игра «Лунный рожок»

Выставка творческих работ

«Многоликая Луна»

16. Школа юного астронома

«Пушистые космонавты»

«Космокинозал»

Просмотр фильма

«Животные в космосе»

Февраль (первая неделя)

«Звездные сказки»

«Звездочет и обезьянка Микки» У. Гордон

«Звездные нотки»

Мелодия из мультфильма

«Тайна третьей планеты»

«Космотренажер»

Физминутка «Мы летали над Землей»

17. Школа юного астронома

Звезда по имени Солнце»

«Космическая лаборатория»

Опыт с электрической лампочкой

«Солнце и Земля

Февраль (вторая неделя

«Звездные нотки»

«Пусть всегда будет солнце» А. Островский

«Астрономическая игротека»

Подвижная игра «Солнце чемпион», дидактическая игра «Хорошо – плохо»

«Космокинозал»

Просмотр фильма «Солнце – Звезда»

18. Школа юного астронома

«Семья планет»

«Космическая лаборатория»

Опыт «Модель Солнечной системы – Теллурий»

Февраль (третья неделя)

«Звездные нотки»

«Свет любви» С. Светикова

«Астрономическая игротека»

Дидактическая игра «Все по порядку»

Изготовление костюмов на флешмоб

«Парад Планет»

19. Школа юного астронома

«Покорители космоса»

«Звездные сказки»

Рассказы о Гагарине Ю. М. Нагибин

Март (первая неделя)

«Звездные нотки»

«Знаете, каким он парнем был!»

«Космотренажер»

Физминутка «Невесомость»

«Космическое конструкторское бюро»

Легоконструирование «Ракета»

20. Школа юного астронома

«День Космонавтики»

«Космическое конструкторское бюро»

Конструирование из пластмассового конструктора «Космический корабль

Март (вторая неделя)

«Звездные нотки»

«Космическая симфония»

«Астрономическая игротека»

Сюжетно-ролевая игра

«Космонавты»

21. Школа юного астронома

«Экскурсия по МКС»

«Космическое конструкторское бюро»

Конструирование МКС

Март (третья неделя)

«Звездные нотки»

«Этот большой мир» песня из фильма

«Отроки во Вселенной»

«Звездные сказки»

Разучивание стихов

«На звездных и земных орбитах»

«Космокинозал»

Виртуальная экскурсия по МКС в мобильном планетарии

22. Школа юного астронома

«Звезды и созвездия»

«Космическое конструкторское бюро»

Панно «Звезды и созвездия»,

«Звездное небо»

Март (четвертая неделя)

«Звездные нотки»

Музыкальное произведение группы Зодиак

«Астрономическая игротека»

Дидактическая игра

«Складывание созвездий из мозаики»

«Космокинозал»

Просмотр в мобильном куполе 3D фильма

«День рождение звезд»

«Космотренажер»

Физкультурный досуг

«Загадки Вселенной»

23. Школа юного астронома

«Карнавал созвездий»

Оформление экспозиции «Это интересно»

Апрель (первая неделя)

Оформление «космического» словаря Оформление выставки рисунков

«Моя Вселенная»

Апрель (вторая неделя)

Совместный конкурс-дефиле «Парад планет»

Апрель (третья неделя

Создание презентации «Загадочный космос»

Апрель (четвертая неделя)

Итоговый праздник «Карнавал созвездий»

Формы контроля за усвоением учебного материала

Формы проведения

Задачи

І год обучения. Деловая игра «Что? Где? Когда?» в конце изучения

курса

  1. Уточнить знания теоретического материала.
  2. Выявить знания о природных явлениях: смена дня и ночи, фаз Луны, времён года;
  3. Выявить знания об истории познания

ІІ год обучения. Совместное мероприятие

«Познавательная игра «Знатоки космоса»

окружающего мира, астрономии и космонавтики

  1. Выявить умение делать простейшее умозаключение и обосновывать своё решение.
  2. Выявить умение находить правильный выход из множества решений.
  3. Выявить умение самостоятельно вести беседу на астрономическую тему.

Критерии, показатели результативности освоения проекта

 и уровни  освоения

При реализации инновационного проекта осуществляется оценка развития детей в рамках педагогического мониторинга. Мониторинг проводится воспитателем 2 раза в год. Сроки проведения сентябрь, май (Приложение № 1)

Критерии

Показатели

Рост сформированности представления о космосе у детей старшего дошкольного возраста

Обладает элементарными представлениями о космосе

Увеличение доли воспитанников с развитыми

познавательными способностями

Увеличение доли воспитанников, проявляющих

инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности

Повышение уровня творческого потенциала детей старшего

дошкольного возраста

Увеличение доли воспитанников с развитым творческим потенциалом

Активизация лексического словаря по теме «Космос»

Активизирован словарь по теме «Космос», дети понимают

значения новых для них слов и активно используют их в речи

Повышение активности

родителей в вопросах

Увеличение доли родителей, активно участвующих в

мероприятиях и конкурсах

формирования представлений детей о

космосе

Снижение доли родителей испытывающих затруднения в развитии творческого потенциала дошкольников

5.Информационно-методическое обеспечение инновационного проекта

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

2.        Федеральный      государственный      образовательный        стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ).

3.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от29 августа 2013 г. № 1008).

4.        «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Утв. Пр. Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008).

5.        «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Утв. заседания Научно - методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03г., с изменениями и дополнениями, внесенными Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Миноборнауки России (письмо от 11.12.2006.№ 06-1844).

6.        «Концепция развития дополнительного образования детей» (Утв. распоряжением Правительства Р Ф.от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).

7.        Е.П. Левитана «Твоя Вселенная, 1»        - Программа по астрономии для дошкольников изд. 1994г.

8.        П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

9.        «Астрономия в картинках» - изд. «Эксмо»

10        Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» (Астрономия для ребят)

11.        Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос»

12.        К. Курбатов «Я хочу в космос»

13.        Я познаю мир. Дет. энцикл.: Космос/ Авт.-сост. Т.И. Гонтарук.- М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

14.        Муртазов А.К. Дисциплина «Экология космоса» в курсе дополнительного образовании детей. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.

15.        Образовательная    программа     дополнительного     образования     детей

«Развивающая        астрономия».        C:\Users\admin\Desktop\Программа Космос\космонавтика\Образовательная программа дополнительного образования детей «общая астрономия».

 

16.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.

17.        Терентьев Юрий Викторович. Программа дополнительного образования

«Космос». – М.: Просвещение, 2010.

18.        Феодулова И.А. Образовательная программа дополнительного образования        «Общая        астрономия»,        2011г. C:\Users\admin\Desktop\Программа Космос\космонавтика\Образовательная программа дополнительного образования детей «общая астрономия». Mht.

ЭОР:

1.        Фантазеры. Путешествие в космос / © ЗАО «Новый Диск-трейд», 2011 .- М.: Новый Диск, 2011.- (Творческая мастерская для детей).- Разработано в партнерстве с компанией «ЭЛТИ-КУДИЦ» в рамках проекта «Детям о космосе».

2.        http://kosmokid.ru/ 3.http://www.lunohod.info/ 4.https://www.google.ru/

5. http://www.vseodetishkax.ru 6.http://www.astrogalaxy.ru 7.http://znamus.ru/ 8.http://ru.ask.com

Приложение 1

Методика обследования

№        Вопросы        Уровень сформированности

                5        4        3

1.        Знания и представления о космосе                        

2.        Устойчивый интерес к познанию космического пространства                        

3.        Навыки

моделирования                        

4.        Активизация речи по теме «Космос»                        

Сформирован 20 – 18 баллов

На стадии формирования 17 – 15 баллов Не сформирован 14 – 12 баллов

 

                                                                                

 

Приложение 2

Беседа с детьми "Что я знаю о космосе?"

Цель: выявить уровень знаний детей о космосе.

В ходе проведения беседы детям задавались следующие вопросы:

1.        Нравится ли тебе рассказы о космосе? Почему?

2.        Расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о космических явлениях?

3.        Ты бы хотел побывать в космосе?

4.        Тебе нравится строить ракеты, спутники?

5.        Какие «космические» профессии ты знаешь?

6.        Что тебе рассказывают о космосе родители и друзья?

 

Приложение 3

Анкета для родителей

«Формирование представлений об астрономии у ребенка дома»

1.        Рассказываете        ли        Вы        ребенку        о        космосе?        Да,        нет,        иногда (подчеркните).

2.        Читаете ли вы литературу о космонавтах, космических явлениях? (систематически, от случая к случаю)        _

3.        Интересуется ли у вас ребенок о космосе? Да, нет (подчеркните).

Если да, то какие вопросы чаще задает?_         

4.        На какие вопросы Вы затрудняетесь ответить?        _         

 

Приложение 4

 Интегрированная непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной группе «Космическое путешествие»

В.– Здравствуйте. Ребята, меня зовут Яна Сергеевна. В.– Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг. Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

И передадим гостям свое хорошее настроение.

Колонка: Звучит сигнал и голос Незнайки: «Ребята, ребята! Помогите, помогите! Пока мои друзья Винтик и Шпунтик спали, я быстро построил ракету и отправился в путешествие на Луну. Но корабль мой потерпел крушение и его части разлетелись по космосу. Пожалуйста, помогите мне их собрать, для того, чтобы я мог вернуться домой и встретить Новый год со своими друзьями. В качестве подсказки я оставляю вам карту. Ваш Незнайка».

В. – Ребята, что произошло с Незнайкой?

Ответы детей

В. – Что мы можем сделать, для того, чтобы помочь ему?

Ответы детей

В.- Давайте с вами посмотрим на карту, что же за подсказку нам оставил Незнайка?

В.-        Что        изображено        на        карте?        Какие        остановки        делал        Незнайка?

(Маршрут:

1. «Звездное небо», 2. «Солнечная система», 3. «Космическое кафе».)

В.- Ребята, Незнайка следовал по этому маршруту и нам с вами предстоит проследовать по этому пути, чтобы найти все части космического корабля.

В.- На каком транспорте мы с Вами отправимся выручать Незнайку?

 

Ответы детей

В.- Да, действительно, ребята мы отправимся на ракете и увидим много интересного! А где же нам ее взять?

Ответы детей.

В.- Конечно, нужно её построить. Для того чтобы с нами не произошло так же как с Незнайкой и наша ракета была прочной и крепкой нам поможет схема.

В. -Ребята, деталей очень много, сначала нам нужно отобрать только необходимые части. Посмотрите на схему, здесь изображены разные геометрические фигуры, слева мы видим цифры, сверху буквы. Фигуры зашифрованы под кодом и находятся на пересечении цифр и букв. Смотрим на схему первая деталь под буквой А и цифрой 2. МОЯ деталь синий треугольник я её беру. Ребята, вас 10 и деталей тоже 10. Возьмите себе по одной звездочке, на них ваш код. Итак, приступаем к отбору деталей. Молодцы ребята.

Дети выбирают детали по схеме.

Встаньте так, чтобы всем ребятам было видно.

В.- Мы выбрали необходимые детали, теперь нам нужно их сложить, что бы получилась вот такая ракета. Внимательно посмотрите на схему, и запомните расположение каждой детали по рядам.

Обратите внимание на то, что носовая часть состоит из одного ряда, корпус из двух рядов, хвостовая из одного, запомните детали в каком ряду она стоит и какой она формы. У вас очень мало времени, чтобы запомнить расположение деталей.

Итак, приступаем к конструированию.

В.- Я начну строить ракету от носовой части.

У кого детали первого ряда? Располагаем их.

У кого детали второго ряда кладём и т.д. Вы должны работать дружно.

(Дети вместе с воспитателем строят ракету из мягких модулей).

 

Иллюминаторы последние. Нам надо спешить, чтобы помочь Незнайке вернуться домой к своим друзьям. Наша ракета готова! Посмотрите, какая она замечательная и прочная! Молодцы!

В.- Кто летает в ракете?

Ответы детей (космонавты).

В.- Теперь мы как настоящие космонавты и готовы лететь в космос

Займите свои места. Всем удобно?        Берем с собой сообразительность, смелость и выдержку. Наше космическое путешествие начинается!

ИГРА «РАКЕТА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»

В.- ребята, разрешите, я буду пилотом нашего космического корабля и буду давать вам команды, а вы отвечаете «Есть» и полностью повторяйте команду и движения, дружно и весело!

- Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)

-        Есть надеть скафандры!

-        Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)

-        Есть пристегнуть ремни!

-Включит контакт! (Прикасается указательными пальцами друг к другу)

-        Есть контакт!

-        Ключ на старт! (левую руку вверх)

-        Есть ключ на старт!

-Завести моторы (вращательные движения рук около груди)

-        Есть включить моторы!

-        Начать обратный отсчет!(10,9,8,7..)

-Пуск!

-Ура!

Включить звезды-лампу

1.        Слайд

В космосе так здорово, звезды и планеты В чёрной невесомости медленно плывут,

 

В космосе так здорово, быстрые ракеты На высокой скорости мчатся там и тут.

В.- Мы с вами летим искать части ракеты Незнайки.

В.- Ребята, посмотрите, мы оказались в космосе – вокруг нас мир звёзд, он очень разнообразен. Они бывают маленькие – карлики, и большие – гиганты. Бывают горячие и холодные. Как вы думаете, какого цвета горячие и холодные звёзды? (Ответы детей)

В.- Самые горячие звёзды — всегда голубого и белого цвета, менее горячие — желтого, холодные — красного.

Солнце, это тоже звезда, очень горячая и большая.

В.- Ребята, как вы думаете, почему мы видим звезды одного цвета?

Ответы детей. (Потому что они очень далеко).

В. - А если бы мы смогли приблизиться к звездам поближе, то увидели бы их такими (т.е. разноцветными).

На экране появляется часть ракеты.

В.- Ребята, что мы видим?

Ответы детей

В.- Мы нашли первую часть ракеты, это значит, что мы на правильном пути. (Вытащить деталь ракеты из модуля и вклеить её в карту)

В.- Нам нужно лететь дальше, чтобы выручать Незнайку, давайте посмотрим на карту, какая следующая остановка?

Ответы детей

2.        Слайд Солнечная система

В.- Ой, Ребята, что-то мелькнуло за иллюминаторами нашей ракеты. Это Солнечная система. Посмотрите, сколько здесь планет.

3.        Слайд: Взрыв

Но вот беда, произошёл взрыв, и метеоритный поток разрушил Солнечную Систему. Все планеты разлетелись по космосу, мы не сможем лететь дальше.

Нам предстоит сложная работа, разместить все планеты по своим местам. И освободить себе путь.

Колонка: включить фон при переходе от одной станции к другой

В.- Нам нужно временно покинуть космический корабль. Мы выходим в открытый космос, и тут нас ожидает коварная невесомость, нам очень сложно передвигаться. Потому что скафандры наши очень тяжелые, и движения в них кажутся неуклюжими.

Имитируем невесомость (шагаем покачиваясь). Мы на верном пути.

Ребята, посмотрите, это орбиты, но, они сейчас пустые. У каждой планеты есть свое место. Нам нужно поместить планеты по своим местам- орбитам. Посмотрите на свои бейджики, на них изображения планет. Возьмите свою планету в руки. Ваша задача поместить планету на орбиту, а в этом вам помогут карточки-ориентиры.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»

(На полу шнурами выкладываю орбиты вокруг солнца, и с мячами – планетами дети встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы).

Дети выкладывают планеты на орбиты.

Молодцы, поместили планеты на орбиты! Но у всех планет есть и свои имена. И я вам их сейчас назову, а вы запоминайте.

По порядку все планеты назовет любой из нас:

«Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран,

За ним – Нептун».

А сейчас, выходите, планеты из своих орбит (дети под музыку двигаются). Раз, два, три, планета место свое займи! (Дети встают на орбиты).

Присели, я буду называть имя планеты, у кого она в руках окажется, тот ребенок поднимается и показывает свою планету.

Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились и освободили путь.

Но, не забывайте, что здесь пролетал Незнайка, и нам необходимо найти часть ракеты, посмотрите, может под карточками она затерялась. (Дети получают часть ракеты за выполненное задание и прикрепляют на карту)

В.- Ребята, давайте посмотрим на карту для того, что бы узнать, что дальше на нашем пути. На карте «Космическое кафе», значит, и Незнайка был здесь.

Колонка: включить фон при переходе от одной станции к другой

А мы можем идти дальше. Но не забывайте, что мы в невесомости, наши скафандры очень тяжелые. И нам трудно передвигаться, движения плавные.

На карте «Космическое кафе»

В.- Пролетая «космическое кафе» Незнайка успел подкрепиться, но его корабль попал под метеоритный дождь, который своим потоком унес все новогодние угощения. Давайте мы с вами приготовим печенье для космонавтов, как настоящие космические кондитеры. У нас должно получиться только одно печенье, его сделать очень легко и мы с вами быстро с этим справимся.

Ребята, ведь скоро Новый год и мы можем украсить наше печенье новогодними украшениями. (Украшаем готовое печенье бусинами, звёздами и пр.)

Пока дети делают печенье:

В. – ребята, известен случай, когда один космонавт взял с собой сэндвич в космический корабль. Но есть его в условиях невесомости, оказалось невероятно сложно, потому, что разлетелись по космическому кораблю. Специалисты по космическому питанию разработали специальный хлеб, который не крошится, и все продукты поместили в специальные емкости, баночки или тюбики.

В. – Ребята, не забывайте, что в космосе мы находимся в гостях и нам нужно привести в порядок свои рабочие места. Уберем формочки на место, остатки теста в тарелочки, салфетки в корзину, для того, чтобы они не разлетелись в невесомости.

Возьмите своё печенье в руки.

Готовые угощения мы помещаем в контейнер, и закрываем плотно крышкой.

Как вы думаете, для чего я это делаю?

Ответы детей (что бы оно, не разлетелось в космосе).

(Дети получают часть ракеты за выполненное задание и прикрепляют на карту)

В: - Ребята, мы нашли все части ракеты, и помогли Незнайке. Давайте её запустим. Как вы думаете, почему ракета маленькая,

Ответы детей

Потому, что Незнайка коротышка.

Лети наша ракета в космическую даль, лети ты и Незнайке привет наш передай! (Отпускаем прищепку). Запуск ракеты.

4        слайд.        На        экране        -        Незнайки        на        Луне        и        изображение приближающейся ракеты к нему.

(Незнайка: Спасибо, ребята! вы надежные и отважные товарищи, не побоялись трудностей, и пришли мне на помощь. Теперь я смогу прилететь домой и праздновать Новый год со своими друзьями – Коротышками. В знак благодарности я приготовил вам сюрприз. Вы получите его, когда вернетесь на землю.)

В: - Ну вот, юные космонавты: возвращаться нам пора, по местам мои друзья! Закройте глаза. Начинаем обратный отсчет времени 5,4,3,2,1, Пуск! Из полета

 

возвратились и на Землю приземлились! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вас удивило? Что у вас получилось лучше всего?

Угощение от Незнайки за кубом. Ребята, а вот и сюрприз, который нам приготовил Незнайка.

В.- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. И я хочу подарить вам на память книгу, что бы вы могли еще больше узнать интересного о космосе!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...