Технологии формирования певческого дыхания у дошкольников, в том числе у детей с ОВЗ
материал

Усманова Эльмира Абдураимовна

Технологии формирования певческого дыхания у дошкольников, в том числе у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии формирования певческого дыхания у дошкольников, в том числе у детей с ОВЗ

Дыхание является жизненной энергией, которая влияет на интенсивность и продолжительность звучания, а также на разнообразие тембров. Вопрос технологий тренировки дыхания у детей с ограниченными возможностями здоровья оставался актуальным на протяжении всей истории пения. Овладение правильным певческим дыханием не только раскрывает красоту пения, но и благотворно влияет на здоровье ребенка, улучшая его качество жизни. Роль правильного певческого дыхания в качественном процессе звукоизвлечения неоспорима и всегда идет рука об руку с возрастными особенностями строения дыхательного и голосового аппарата детей.

Помимо строения голосового аппарата и типов дыхания, на занятиях музыки учитываются возрастные особенности развития голоса, соблюдается гигиена голоса, отслеживается развитие и изменение голоса каждого участника вокального процесса, прослушивание и диагностика каждого ребёнка проводится обычно перед началом и в конце занятия.

На каждом из этапов развития голосового аппарата детей для успешного овладения правильным певческим дыханием необходимо тщательно подходить к подбору развивающих дыхательных упражнений. От этого впоследствии будет зависеть качество звука и тембральное развитие голоса. Упражнения для развития певческого дыхания влияют на весь голосообразующий процесс в целом, потому что все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости между собой и работают как единое целое – это единый «организм». Особое внимание в технологии развития голоса занимает дыхательная гимнастика, которая благотворно влияет на обмен веществ, восстанавливает уставшую центральную нервную систему, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает глубокое дыхание, и даже может исправлять наличие деформации грудной клетки и позвоночника.

 Наиболее ослабленное дыхание наблюдается у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте. Часто из-за такого дыхания каждое слово дается с трудом, приходится преодолевать огромные усилия для построения фраз, осмысленной речи. Некачественная речь, прерывистое звукоизвлечение – вот печальные последствия ослабленного дыхания. Исправить эти недостатки возможно, используя волшебную силу дыхательных упражнений.

Роль «дыхательных» упражнений неоценима, это неотъемлемая часть каждого музыкального занятия. Систематичность – вот ключ к успешному развитию детского голоса. Каждый урок, как ритуал, начинается с приветствия и дыхательной гимнастики. Под влиянием регулярных занятий дыхательными упражнениями резервные возможности дыхания растут, жизненная емкость легких увеличивается, максимальная вентиляция улучшается, бронхиальная проходимость восстанавливается; коэффициент использования кислорода из воздуха возрастает, временная протяженность цепного дыхания увеличивается.

У детей младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха родственный: более длительный и экономный.

Игровые моменты в упражнениях положительно влияют на атмосферу усвоения материала, визуализация помогает быстрее сосредоточиться на поставленной задаче, не превращая процесс обучения в рутину. Применение визуальных и тактильных средств обучения также играет значимую роль. Использование картинок, схем, моделей и других наглядных материалов помогает детям лучше понимать и запоминать правила правильного дыхания. Тактильные упражнения, такие как ощущение движения диафрагмы при дыхании, позволяют лучше осознавать и контролировать этот процесс.

Специальные дыхательные упражнения не только укрепляют дыхательную мускулатуру и увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, что важно для пения, но и совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания, что полезно для общего состояния организма в целом. Все упражнения разделены на несколько групп.

Первая группа приемов – специальные физиологические упражнения: "крепкий выдох", "шипящий выдох", "качаем носом", "чередование вдоха и выдоха с поворотом головы", "вдыхаем цветочный аромат".

Вторая группа приемов – технические приемы, способствующие выработке навыков дыхания: "музыкальная цепочка".

Третья группа приемов – приемы, употребляемые в процессе работы над песней: "дыхание + жест". Многие из этих упражнений согласованы с физическими движениями (например - поворот головы влево, одновременно с глазами – вдох, выдох и др.)

При работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ на занятиях музыки непосредственно над музыкальным произведением, приходится решать множество задач, связанных с характером, настроением, содержанием сочинения, и технологии работы над певческим дыханием помогают в этом. Выработка правильных певческих вокальных навыков (в этом числе и овладение правильным певческим дыханием) является одной из наиболее актуальных проблем на занятиях музыки, где главнейшее место отводится вокалу. Установленные правила развития певческого голоса детей младшего школьного возраста и дыхания требуют правильно налаженной и согласованной работы всего сложного певческого механизма в целом.        

Важно помнить, что развитие певческого дыхания у детей с ОВЗ требует индивидуального подхода и постоянной адаптации методик к их потребностям и возможностям. Регулярные занятия, терпение и поддержка со стороны педагогов и родителей являются залогом успешного развития певческих и речевых навыков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование певческого дыхания у детей на музыкальном занятии.

фрагмент  занятия  с  детьми  подготовительной  группы...

Здоровьесберегающие технологии в формировании речевого дыхания у дошкольников

Этапы работы над дыханием, техника выполнения упражнений, использование точечного массажа....

Использование здоровьесберегающей технологии: «Формирование речевого дыхания в бассейне у старших дошкольников с нарушениями речи»

Согласно ФГОС одна из задач, стоящая перед педагогами ДОУ – обеспечение преемственности основных образовательных программ: целей, задач, содержания, реализуемых в рамках рабочих программ всех сп...

Развитие певческого дыхания у дошкольников

Дыхание - один из факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдо...

Формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности певческого дыхания детей дошкольного возраста: анатомо-физиологические особенности развития детской дыхательной системы, наиболее эффективные формы работы в...

Статья "Формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста напевные песни могут быть полезным вокальным материалом для развития правильного певческого дыхания. Практический путь решения этого вопроса – отбор и распределени...

Проект «Постановка певческого дыхания у дошкольников»

В проекте представлен целостный, системно применяемый комплекс дыхательных упражнений, направленный на постановку правильного дыхания и формирование певческой культуры...