Здоровьесберегающие технологии в формировании речевого дыхания у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Алтухова Елена Витальевна

Этапы работы над дыханием, техника выполнения упражнений, использование точечного массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._vospit.rechevoe_dyhanie_.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Будете заботиться о своём дыхании –

проживёте долго и счастливо»

                                                            

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

Здоровье людей – основная ценность всего человечества. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Почему-то считается, что человека нужно учить правильно, читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в коре неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.

Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Исследователи отмечают, что речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, моторная алалия, заикание, ринолалия, разные формы нарушения голоса.

Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, так как имеет место взаимодействия и преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ДЫХАНИЕМ:

1.Развитие дыхания без участия голоса.

2.Развитие речевого дыхания и голоса.

3.Закрепление правильного дыхания в речи.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.

  • Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа).
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе.
  • Слишком большой вдох.
  • Учащённость дыхания.
  • Укороченность выдоха.
  • Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.
  • Неправильная осанка.

Техника выполнения упражнений.

  • Воздух набирать через нос.
  • Плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным и плавным.
  • Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками).
  • Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхания.
  • Говорить только на выдохе.
  • Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:

Возраст ребёнка

Количество слов на выдохе в норме

Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года

2-3 слова

2-3 мин.

3-4 года

3-5 слов

3-4 мин.

4-6 лет

4-6 слов

4-6 мин.

6-7 лет

5-7 слов

5-7 мин.

Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.

Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием способствует улучшению показателей развития речевого дыхания у детей и снижению уровня их заболеваемости. Это формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии формирования правильного дыхания направлены на:

  • увеличение объёма дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры; силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;
  • автоматизацию нижне-рёберного диафрагмального дыхания;
  • регулирование дыхательного ритма;
  • формирование навыка правильного дыхания для речи; полноценный вдох – пауза – удлинённый выдох;
  • формирование темпо-ритмических характеристик речи.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
    2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
    3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова 
    (мы с мамой пой-дём гулять).
    4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
    5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
    6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
     

Использование точечного массажа в логопедической работе.

Точечный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность, то есть на мышцы артикуляционного, вокального и дыхательного аппаратов (погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох, на выдохе постукивать по ноздрям; сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным пальцем).

Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.

Действительно, одно из чудес природы – возможность дышать.

Дышат люди, дышат звери. 
Дышат все, кто хочет жить. 
Кто под солнцем иль луною, 
Может жизнью дорожить. 
Разберемся, кто как может. 
Будем знать, а кто какой. 
Мы же дышим, дышим тоже, 
Если дышишь – ты живой.

Нам в этом мире многое дано, 
Расти, искать и ошибаться, 
Но, главное дано дышать. 
Любить, найти и не сдаваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Формирование речевого дыхания у дошкольников

Функциональная дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом.Развитие речевого дыхания у ребенка на...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Практическая реализация коррекционных технологий по формированию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

  Речевое дыхание – способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе....

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....