Проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуре и традициям, через детско-родительское взаимодействие"
проект (старшая группа)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуре и традициям, через детско-родительское взаимодействие"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 528.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное частное учреждение «Центр образования «Международная гимназия в Новых Вешках» ОГРН 1145000004423, ИНН 5029999031, КПП 502901001 141031, Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки, Зеленый бульвар, вл. 86, стр. 1 info@school-novieveshki.ru, тел. 8 (499) 707-88-99 |
Тема проекта: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям через детско – родительское взаимодействие.»
Автор проекта: Яковлева Юлия Юрьевна
Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки
2025 год
Аннотация проекта
Без памяти - нет традиций,
Без традиций - нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности нет народа
Как исторической личности.
Г.Н. Волков профессор действительный член
Российской академии образования.
Старинная мудрость напоминает:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Проект посвящен изучению и сохранению культуры и обычаев русского народа, которые представляют собой неотъемлемую часть его исторического наследия. Мы изучили различные традиции, которые передаются из поколения в поколение, начиная от языческих корней и заканчивая современными адаптациями. Проект включает в себя знакомство с традициями русского народа, христианскими обрядами, семейными праздниками, музыкальной культурой и фольклором, русским бытом и декоративно – прикладным искусством, и поможет понять, как эти элементы связывают русский народ с его историей и идентичностью.
Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. И именно с дошкольного возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Данный проект рассчитан на два года реализации. Первый год над проектом завершён.
На следующий учебный год планируется продолжить с детьми реализовывать данный проект и более глубже изучить тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям как средство духовно – нравственного воспитания через детско – родительское взаимодействие».
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Приобщение детей к истокам русской народной культуры и традициям народа через детско – родительское взаимодействие, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ.
Задачи проекта:
Обучающие:
- дать детям представление о национальной культуре, традициях русского народа через создание предметно-пространственной среды.
-познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- формировать представление о «Народном быте» как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- заинтересовать родителей к совместной с детьми деятельности: посещение музеев и экскурсий; проведение праздников, квестов, досугов и мастер-классов, участие в выставках.
- привлекать родителей к участию в конкурсах, акциях, воспитательных мероприятиях православной, патриотической и культурологической направленности.
- повысить компетентность родителей в области музейной педагогики, информируя их о тенденциях её развития;
- привлекать родителей у участию и подготовке к участию в христианских, православных праздниках и досугах.
Развивающие:
- развивать индивидуальные личностные качества дошкольников;
- положительной мотивации к усвоению знаний о культуре нашей страны;
- устойчивого интереса к народному творчеству (устному, декоративно-прикладному, музыкальному и т.д.)
- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества;
- развитие творческих способностей и художественно-эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к историческому предмету как к части материальной и духовной культуры;
- воспитывать уважение к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам и к национальной русской культуре.
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Тип проекта: познавательно – исследовательский; творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 – июнь 2025 учебный год.
Актуальность проблемы: В связи с происходящими изменениями в обществе, интенсивным развитием компьютерных игр и технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, к их традициям на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.
Знакомство с культурой, традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными тенденциями развития современного общества. Политические и экономические кризисы ставят на второй план патриотическое, нравственное и духовное воспитание наших детей. Современные дети и родители не знают своей истории.
Ожидаемые результаты реализации проекта: По завершению проекта дошкольники должны:
- иметь представление о духовной культуре, ценностях и традициях народа, об истоках русской народной культуры.
- должны использовать в речи русский фольклор;
- должны знать былинных и сказочных героев, уметь сопереживать им;
- должны знать историю русского костюма;
- должны уметь различать изделия разных народных промыслов;
- должны знать и уметь играть в русские народные игры;
- должны знать особенности русских песен, плясок.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Чтение и рассматривание художественной литературы.
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Дидактические, подвижные, словесные игры;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
- Проведение народных праздников и досугов, мастер – классов.
- Посещение музеев.
- Художественно – изобразительная деятельность.
- Просмотр презентаций, видео фильмов, мультфильмов, прослушивание песен, частушек.
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование, проведение бесед, мастер - классов.
2. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.
3. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ, праздникам.
4. Привлечение к созданию развивающей предметно пространственной среды в группе, подборке художественной литературы для чтения детям.
Методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение)
Образовательные области реализации проекта: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: Продуктивная, игровая, коммуникативная, поисково-исследовательская, двигательная.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-технические:
- мультимедийный центр;
- музыкальный центр;
- аудио и фотоматериалы;
- библиотечный фонд;
- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- картотека пословиц и поговорок.
Кадровые:
- воспитатели,
- музыкальный руководитель.
Нормативно-правовые:
1. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования)
2. ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Сроки: сентябрь 2024 года
Задачи: Определение форм и видов организации работы. Разработка перспективного плана работы; разработка конспектов ОД, мультимедийных презентаций, тематических альбомов; подбор методической и художественной литературы.
Ресурсы: Методическая литература, художественная литература, интернет ресурсы. Информирование родителей дошкольников о цели и содержании проекта. Определить формы совместной работы.
2.этап - основной, практический (октябрь – май)
Задачи: На данном этапе осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности по разработанным технологиям, направленная на ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа:
- оформление книжного уголка, который имеют следующее содержание: разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, пословицы и поговорки; потешки и прибаутки, загадки, небылицы, сказки, познавательные и развивающие книги);
- обновление развивающей предметно пространственной среды в группе, внедрение инновационных подходов по развития познавательной деятельности дошкольников.
- приобщение родителей к участию в мастер-классах, беседах, праздниках, досугах и подготовке к ним. (оформлению группы, музыкального зала, костюмов, атрибутов).
- создание уголка «Русского быта» в группе;
- создание картотеки русских народных игр;
- создание уголка «Россия – Родина моя».
- проведение досугов, мастер-классов с родителями и детьми.
Календарно – тематическое планирование:
1. НОД, беседы, художественно-эстетическое развитие, досуги, праздники, развлечения.
Октябрь:
— Беседа «Знакомство с бытом русского народа». Быт и основные занятия русских людей, места проживания Цель: познакомить детей с русским народным бытом, где жили наши предки, род их занятий, чем занимались, как доставали себе еду. Что такое печь, роль её в жизни людей. Что такое банька, как её строили и как в ней парились.
— Беседа «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». (Места проживания, строительство жилища). Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
- Аппликация: «Украшение кокошников» Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Закреплять знание о русском национальном головном уборе; продолжать учить составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
— Праздник «Осенняя ярмарка» Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени, закрепить знания детей о труде людей осенью на Руси, приобщение к традициям русского народа. Расширить знания и представления об овощах и фруктах. Развивать выразительность речи, музыкально-двигательные способности и творческую самостоятельность. Познакомить с русскими народными песнями, танцами, хороводами, играми. Активизировать словарный запас: корнеплоды, ярмарка луковицы, клубни, кочан, плоды.
Ноябрь:
—Беседа «В гостях хорошо, а дома лучше»; (быт и основные занятия русских людей), цель: познакомить с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.). Познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: (кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар); развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
- Беседа «Хлеб – всему голова» Цель: продолжать расширять представление о хлебе, познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; научить видеть и уважать труд хлебороба, прививать детям бережное отношение к хлебу.
- НОД Знакомство с искусством – рассматривание Дымковских игрушек. Цель: познакомить с одним из видов народно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
- Рисование «Дымковский конь», цель: учить расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности.
- Рисование и аппликация «Кони на лугу», коллективная работа. Цель: продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности, умение обсуждать и договариваться о сюжете и композиции; учить распределять между собой работу при оформлении общей композиции.
- Рисование «Козлики и бараны», цель: продолжать учить украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент – кольцо; закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных; закрепить цветосочетание, характерное для украшения животных.
- Мастер- класс ко Дню матери «Украсим кокошник для мамы». Цель: заинтересовать и побудить мам к изготовлению кокошника, с последующим использованием в художественно – эстетическом развитии детей, продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
- Посещение музея «Русского пряника» совместное посещение музея родителей, воспитателей и детей.
Декабрь:
— Беседа: «Какова пряха — такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма). Цель: создание условий для познавательной деятельности посредствам знакомства с народным костюмом, познакомить детей с русским народным костюмом; формировать представления об элементах костюма; обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм.
- НОД «Народные игрушки, Матрёшка».
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать историей возникновения, появления ее на Руси; с разными видами матрешек: Семеновской, Загорской матрешкой и Полхов-Майданской матрешкой.
- НОД «Матрёшка». Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления матрёшки. Что нужно для изготовления матрёшки (сухая берёза или липа). Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клестером, потом раскрашивается и лакируется.
- Рисование «Русская матрёшка». Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой матрешкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки; развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки.
- Роспись «Нарядные лошадки» - цель: инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок из глины – украшать элементами декоративной дымковской росписи. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
- Рисование «Фартук для Дымковской куклы», цель: учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука – округлый или прямой, чередовать узор, выполнять в определённой последовательности.
- Рисование «Роспись Дымковской куклы». Цель: учить раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку - узорчатой, соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы.
- Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки», цель: уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
Январь:
— Беседа «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви). Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви, формировать представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к историческому прошлому посредством ознакомления с историей возникновения обуви.
— Беседа «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов) «История создания мужской и женской одежды». Цель: формировать знания о русской одежде, её роли в жизни человека; вызвать интерес к жизни наших предков; воспитывать в детях любовь к народной культуре, традициям и творчеству русского народа; развивать творческую активность, познакомить с профессией портной.
- НОД Знакомство с декоративно – прикладным искусством «Гжель». С историей возникновения Гжельской росписи, из чего её делали, как расписывали в старинной русской манере, какую художественную ценность представляют Цель занятия: Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме; Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству.
- Рисование «Это чудо – Гжель». Рисование по мотивам Гжельской росписи “Чашка с блюдцем”. Цель: формировать умение выполнять узор на чашке и блюдце гжельской росписью. Познакомить детей с гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки и блюдца простыми элементами росписи (простыми, волнистыми линиями, точками). Развивать чувство цвета, ритма; умение рисовать кистью разными способами.
- Лепка «Сказочная гжель». Цель: совершенствовать навыки пластилинографии у детей при украшении декоративной посуды «Сказочная Гжель». Развивать творческие способности, фантазию и воображения дошкольников; воспитывать аккуратность и интерес к работе, терпение, умение доводить работу до конца.
— Досуг «Святки-Колядки» Русские народные христианские праздники Рождество, Крещение. Цель: познакомить детей с русскими народными праздниками. Познакомить с историей возникновения, обычаями и обрядами, приметами.
Февраль:
-Беседа «Зима – не лето, в шубу – одето». Цель: продолжить знакомить детей с характерными признаками зимы. С использованием русских народных пословиц, поговорок и песенок о зиме.
- Беседа «Человек без Родины, что соловей без песни» Цель: продолжать знакомить с героями-земляками. Пословицы и поговорки о труде.
- НОД «Знакомство с Хохломой». Одно из ярких явлений в искусстве росписи по дереву – хохломская роспись. Цель: познакомить с историей возникновения, способами росписи и обработки дерева, как создавали деревянную посуду. Хохломская техника ни где больше не встречается и является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуде. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями далеко в прошлое.
- Беседа: «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни). Цель: знакомство с блюдами русской национальной кухни. Закрепить знания народных пословиц и поговорок. Рассказать о традициях и обычаях наших предков. Формировать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
- Знакомство с хохломской росписью. Рисование «Узор на полосе – завиток». Цель: познакомить с техникой хохломской росписи – рисование концом кисти растительных форм, цветовыми сочетаниями. Выделять элементы: реснички, травинки, усики, завитки. Учить рисовать завитки одинаковой величины, закручивать их вверх, вниз, украшая травкой, ресничками, усиками.
- Лепка «Пернатые, мохнатые, колючие»; цель: вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных.
- Аппликация «Заснеженный дом», цель: учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации. Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации и показать её изобразительно – выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.
- Досуг - развлечение «Широкая масленица». Цель: способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником Масленица. Расширять знания и представления детей о народных традициях. Развивать двигательную активность детей.
Март:
- Беседа «Грач на горе – весна на дворе». Цель: формировать представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы. Обобщить знания детей о признаках весны и весенних явлениях в природе; закрепить знания о перелетных птицах и птицах, которые живут в нашей местности, расширять и активизировать словарь, познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.
-Беседа «Знакомство с музыкальными инструментами» Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых, инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
- Беседа «Сердце матери лучше солнца греет» Цель: расширять знания и представления детей о многогранном образе матери, развивать воображение и творческую активность детей, формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, воспитывать у детей чувство любви к самому близкому и родному человеку — маме, стремление ей помогать, радовать ее.
- НОД «Городецкая роспись – русский народный промысел». Цель: познакомить детей с историей возникновения, особенностями росписи. Рассказ о существующей фабрике «Городецкая роспись», о технике изготовления древесины и о токарной и столярной обработке. Что украшают такой росписью (мебель, ставни, двери домов).
- Рисование «Узор на полосе» - Городецкая роспись. Цель: выявить знания о декоративно – прикладном искусстве. Закрепить знания о Городецкой росписи, учить строить узор на полосе, формировать умение рисовать кистью и красками. Воспитывать желание радоваться достигнутым результатам.
- Рисование «Узоры на кухонных досках», цель: расширять представления о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске.
- Аппликация «Зайчишка – трусишка и храбришка», цель: учить детей делать аппликацию, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок. Развивать композиционные умения.
Апрель:
-Беседа «Апрель ленивого не любит, проворного голубит», цель: дать представления о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. Пословицы и поговорки о труде.
-Беседа «Русский самовар и чаепитие на Руси» - беседа с детьми. Цель: рассказать детям о популярности чая, о том что русские люди являются большими любителями чая в мире. Познакомить с Тульским самоваром, как его растапливали и кипятили в нём воду. О разновидности самоваров и как их украшали, делали надписи «Самовар кипит, уходить не велит».
- Беседа «Резьба по дереву». Цель: познакомить детей с одним из самых доступных и любимых материалов русских мастеров – художественная резьба и роспись по дереву. Рассказать детям, что резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, предметы быта.
- Беседа «Лаки» - российские художественные лаки. Цель: познакомить детей с декоративным художественным промыслом из папье-маше и его росписью, с историей возникновения данного промысла.
- Рисование «Лисонька – кумушка и лисонька –голубушка», цель: учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно – выразительными средствами.
- Лепка «В гостях у сказки». Цель: формировать умение детей создавать выразительные сказочные образы животных конструктивным способом, закреплять умение передавать форму основных частей и деталей фигуры, развивать воображение, творческую активность, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
- Лепка «Пасхальное яичко», цель: приобщить к традициям нашей страны, учить применять приёмы пластилиновой живописи: грунтовка, скатывание мелких шариков, раскатываем жгутиков. Самостоятельно подбирать цвета пластилина для фона и декорирования изделия, развивать творческие способности.
— Досуг «Готовимся к Пасхе». «Пасха». Цель: Познакомить детей с историей и традициями празднования христианского праздника Пасхи, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас, повышать интерес к литературе через чтение стихотворений и рассказы о Пасхе. Расширять представления детей о жизни в старину; продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песнями, пословицами, поговорками; создать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором.
Май:
-Беседа «Знакомим детей с кружевоплетением, костяное кружево, Вологодское кружево». Цель: познакомить детей с историей плетения кружев на Руси, дать представление о разновидности кружев (Вологодское кружево с использованием коклюшек), (костяное кружево, изделия из кости).
-Беседа «Красная горка», цель: знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.
- Беседа «Путешествие на златогривой - чудо-тройке», цель: знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. Словесные игры, пение частушек.
- Беседа «Кукла». Цель: рассказать детям о народной игрушке, что её облик оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. Вначале был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал облик человека. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Долгие годы лицо не раскрашивалось. Шли годы, с ним постепенно изменялась и кукла. У неё появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки.
- Аппликация «Орнаменты для сарафанов». Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Развивать у детей желание составлять узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить вырезать детали для узора. Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного костюма. Продолжать знакомить с орнаментами в русском народном костюме.
II. Проведение праздников и развлечений:
— «Святки-Колядки» Русские народные христианские праздники
Рождество, Крещение. Цель: познакомить детей с русскими народными праздниками. Познакомить с историей возникновения, обычаями и обрядами, приметами.
— «Широкая масленица». Цель: способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником Масленица. Расширять знания и представления детей о народных традициях. Развивать двигательную активность детей.
— «Готовимся к Пасхе». «Пасха». Цель: Познакомить детей с историей и традициями празднования христианского праздника Пасхи, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас, повышать интерес к литературе через чтение стихотворений и рассказы о Пасхе. Расширять представления детей о жизни в старину; продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песнями, пословицами, поговорками; создать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором.
III. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор» и т.д.
Подвижные народные игры:
- «Гуси-лебеди», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы», «Два мороза», «Салки», «Горелки», «Жмурки», «Казаки – разбойники», Кот и мыши, Обыкновенные жмурки, Рыбаки и рыбки, Волк и овцы, «Горелки с платочком», «Летит – не летит», «Цепи кованые», «Стрекоза», «У медведя во бору», «Коршун», «Золотые ворота».
Игры-драматизации:
- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».
IV. Знакомство с художественной литературой:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок: «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д., стихов. «Солнце и блины», «Как весна зиму поборола», «Соломенная масленица», «О Маслёне».
Чтение сказок: Н. Павлова «Под кустом», В.А. Сухомлинский «Сказка о гусыне», «Воронёнок и соловей», «Самая красивая мама», К.Д. Ушинский «Петушок с семьёй».
Предания и былины: «Предание о граде Китеже», «Исцеление Ильи Муромца».
V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:
- «Синие цветы Гжели»
- «Золотая Хохлома»
VI: Выставки:
- «Умелые руки не знают скуки»
- «Зимний вернисаж»
- «Пасхальные композиции»
VII: Экскурсии:
-Музей Пряника
Система работы с родителями:
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». В опросе участвовало 10 человек родителей группы «Умка», это составило 70% от всех опрошенных респондентов. По результатам анкетирования мы смогли увидеть следующие показатели: все опрошенные родители считают актуальной тему: «Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуре и традициям». Родители испытывают дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа; не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим теряется связь между поколениями. Это ведет к ослаблению патриотизма, любви к Родине, русскому народу. Родители мало уделяют внимания детям, не читают книжки, не посещают музеи, ссылаются на нехватку времени, занятости, стремлению к карьерному росту, и ответственность за воспитание ребёнка перекладывается на педагогов и образовательное учреждение. Но готовы к сотрудничеству и взаимодействию с воспитателями, неравнодушны к жизни группы и готовы активно участвовать в досугах и мастер – классах, изготовление атрибутов, приобретению костюмов, оформлению группы и музыкального зала, к праздникам и досугам.
Совместные посиделки с родителями и детьми:
- «Я – семья – род – народ»
- «Русский самовар и чаепитие на Руси»
— «Без примет ходу нет (народные приметы)
- «Пасхальные яйца»
IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами
выставок, художественного и фото творчества.
V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
VI. Проведение родительских собраний на тему:
— «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;
— «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
VII: Консультации для родителей:
- «Народные подвижные игры»
— «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
— «Русские народные праздники»
3.этап Аналитический (заключительный).
Сроки: июнь
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Диагностика.
Результаты проекта:
- Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа.
- В ходе проекта, ребята и родители стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией.
- В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта. - Благодаря такой сплоченной работе - педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели. - Получили массу положительного заряда от знакомства с традициями русского народа. Диагностика детей группы «Умка». В результате диагностики на конец года по художественному эстетическому развитию в разделе «Народное – декоративно – прикладное искусство» в показателе «Ребёнок приобщается к созданию узоров на разных поверхностях по мотивам народных росписей: Полхов-Майданской, Городецкой, Дымковской»; мы имеем следующие результаты: 12 – детей имеют высокий уровень 4 – детей средний уровень 0 – низкий уровень В разделе «Изобразительная деятельность» в показателе «У ребёнка сформированы представления о различных видах народной росписи, умение создавать изображения по её мотивам, ритмично располагая узор», 13 – детей имеют высокий уровень 3 – детей средний уровень 0 – низкий уровень В ходе педагогической диагностики на конец года мы видим, что большинство детей имеют высокий уровень. Это говорит о том, что дети освоили образовательную программу в разделе «Художественно-эстетическое развитие». Создают индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т. ч. по мотивам народно-прикладного творчества. Создают декоративные композиции по мотивам дымковской игрушки, выделяют элементы городецкой, хохломской росписи.
| |
Приложение 1 Анкета для родителей. Уважаемые родители! _________________________________(Ф.И. ребёнка) Дошкольное отделение в рамках реализации познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям. 1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной? ________________________________________________________________ 2.Какие виды народного искусства Вы знаете? _______________________________________________________________ 3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы? ________________________________________________________________ 4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего? ________________________________________________________________ 5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)? _________________________________________________________________ 6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки, былины? _________________________________________________________________ 7.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки? ________________________________________________________________ 8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни? ______________________________________________________________________________ 9. Ходите ли Вы с ребёнком в музей? ________________________________________________________________ 10.Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к основам русской народной культуры?________________________________________________________________ Благодарим Вас за участие! |
Приложение 3
Консультация для родителей
«Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.
Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Типы традиционные кукол
Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.
Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.
Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.
Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.
Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.
Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.
Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами.
На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Современная кукла
Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.
Сравнение традиционной народной игрушки,
с игрушкой массового производства
Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.
Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.
Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Пасха. Пробщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники.
Приобщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники. 3Одним из великих праздников является Пасха. 3Почему на Пасху принято дарить друг другу яйц...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"
При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравстве...
- Мне нравится (1)


