"Роль сюжетно-ролевой игры в расширении представлений дошкольников о мире профессий"
статья (подготовительная группа)
сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе образование – это целостный процесс социального и индивидуального развития ребенка. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности делают актуальной проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с окружающими людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, активизация детского словаря.
Приобщение детей к миру взрослых способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умения взаимодействовать друг с другом.
На сегодняшний день важность ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, с их трудом неоспорима. Это отражено в законодательных документах Российской Федерации. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» прописано, одним из основных приоритетов государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, ориентированной на труд личности.
Процесс ознакомления дошкольников с миром профессий – это неотъемлемая часть познания окружающего мира. Проблема самоопределения человека, становление его личности решается на протяжении всей жизни. Поэтому так важно дать ребенку возможность выбирать, что ему интересно. А это невозможно без ознакомления ребенка с многообразием мира профессий. Необходимо формировать у ребенка представления о профессиональных действиях и необходимых для них качествах и умениях.
Понятие «мир профессий» включает в себя многообразие профессий взрослых, особенности их труда, а также качественную характеристику каждой профессии и набора профессиональных действий.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В.Крулехт.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы.
С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают «знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно привезти груз, приготовить обед)». [10]
М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
На данный момент в арсенале педагога имеется широкий спектр различных форм и средств для ознакомления детей с миром профессий взрослых: чтение художественной литературы, информационные технологии, беседы о профессиях родителей, рассматривание сюжетных картин, экскурсии, а также основная, на наш взгляд, форма – игра, в частности сюжетно-ролевая.
Если для взрослых естественная среда общения – язык, то у детей – это игра. Термин «игра» предполагает наличие моделирования какой-либо деятельности, уместно его употребление для обозначения имитации какой-либо ситуации реальной жизни. Согласно Ж. Пиаже, важна именно символическая функция игры. [13]
По словам А.В. Запорожца, игра дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для создания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей. [6]
Игра, как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяет его дальнейшее психическое развитие потому, что ей присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. [4]
Особенное значение в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях имеет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. [25]
Целью сюжетно-ролевой игры является осуществляемая деятельность. Мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Образовательный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как форму специально организованной образовательной деятельности. Для воспитателя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся, а также – расширение представлений детей о мире профессий. Сюжетно-ролевая игра управляема.
Сюжетно-ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Правильно построенная игра – это умение детей сосредоточиться на роли, учитывать интересы и желания своих товарищей, помогать друг другу, видеть игру в развитии.
Именно в сюжетно-ролевой игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. В этих играх зарождаются и развиваются отношения с другими людьми. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.
В игре в старшем дошкольном возрасте у детей появляется познавательный интерес, который проявляется в желании познать окружающую действительность. Формировать устойчивый познавательный интерес возможно только расширением детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, о мире профессий, которым дети подражают в своих играх.
Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевые игры дают детям определенный объем знаний и учат их владеть ими; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, формируют интерес к труду, зарождают мечту о собственном будущем.
Именно в сюжетно-ролевой игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. В этих играх зарождаются и развиваются отношения с другими людьми. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.
Сюжетно-ролевые игры дают детям определенный объем знаний и учат их владеть ими; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, формируют интерес к труду, зарождают мечту о собственном будущем.
Через формирование представлений о мире профессий у детей 6-7 лет достигается первоначальное профессиональное самоопределение личности ребенка. У детей появляется интерес к миру профессий и к труду взрослых.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры.
Сюжетно-ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует детей на планирование собственного поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
В играх дети проводят почти все личное время. Поэтому-то вырабатывание существенных представлений детей об окружающем мире происходит зачастую именно в процессе игры. Постижение деятельности взрослых, развитие самых примитивных представлений об их специальностях, скорее даже зачатков их, имеет место быть только во время игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра требует подготовки детей, так как дети, не познакомившись с деятельностью определенной профессии,не смогут разыграть роль такого профессионала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.
Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...
Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий
Современное направление, связанное с трудовым воспитанием - ранняя профориентация дошкольников, что подразумевает формирование интереса к профессиональной сфере взрослых, обогащение представлений о тр...

«Роль сюжетно-ролевых игр в формировании представлений младших дошкольников о профессиях»
Игра-ведущий вид деятельности в жизни младшего дошкольника. Познать профессии в игре, очень просто и интересно, для детей младшего взрста....

Картотека дидактических и сюжетно – ролевых игр по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых
Картотека дидактических и сюжетно – ролевых игр по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых ...
"Сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий"
Теоретический аспект расширения представления дошкольников о мире профессий через сюжетно-ролевую игру...

Консультация для воспитателей: «Роль сюжетно-ролевых игр в осуществлении всестороннего развития дошкольников в условиях детского сада»
Консультация для воспитателей:«Роль сюжетно-ролевых игр в осуществлении всестороннего развития дошкольников в условиях детского сада»Подготовила: воспитател...