Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях
презентация по коррекционной педагогике по теме

Лаптева Жанна Владимировна

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно.  Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации  о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка»

Игра: формирование представлений          дошкольников в мире профессий.

Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях.

( в рамках семинара: «Ребёнок в мире профессий», пилотная площадка по ранней профориентации дошкольников)

подготовила: педагог-психолог

Лаптева Жанна Владимировна

Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях.

2 слайд

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно.  Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации  о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

3 слайд

          Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Ранняя профориентация призвана:

  • дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
  • сформировать у ребенка эмоционально- положительное отношение к труду и профессиональному миру;
  • предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
  • с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

4 слайд

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Понятие "ранняя профессиональная ориентация",  предлагает доктор психологических наук Климов Евгений Александрович.

Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию - человека как субъекта труда:

1. Стадия пред-игры (до 4 лет)- освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2. Стадия игры(5-8 лет) - овладение «основными смыслами» человеческой деятельности;

3. Стадия овладения учебной деятельностью(8-12 лет) - развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности;

4. Стадия оптации (12-18 лет) -- период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

5. Стадия адепта (17-20 лет) - профессиональная подготовка по выбранной специальности;

6. Стадия адаптанта (20-23 года) -- вхождение в профессию и привыкание к ней;

7. Стадия интернала (23-26 лет) -- приобретение профессионального опыта;

8. Стадия мастера -- квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

9. Стадия авторитета -- достижение профессионалом высокой квалификации;

10. Стадия наставничества -- передача профессионалом своего опыта[7].

5 слайд

Развитие ранней профессиональной ориентации, это пошаговый процесс:

  • Потребность действовать «как взрослый»
  • Ролевая игра: лечить «как доктор» и т.п.
  • Совместная деятельность во взрослым
  • Психологические признаки субъекта труда:

- сформированы первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- могут вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- способны обращать внимание на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развиты представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

6 слайд

ПУТИ реализации РПО в ДОУ  см слайд через

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Предметно - развивающая среда
  • Образовательно - игровые ситуации
  • Проектная деятельность
  • Взаимодействие с родителями 

7 слайд

Во время игры происходит процесс - формирование личности

8 слайд

Следует уделить особое внимание усвоению детьми:

  • понятий «профессия» (что это?),
  • «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?),
  • «инструменты труда» (чем работает человек?),
  • «трудовые действия» (что делает человек?),
  • «результат труда» (что получилось?),
  • общественная польза труда (кому это нужно?).

9 слайд

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса:

  • цель и мотив труда
  • предмет труда
  • инструменты и оборудование
  • трудовые действия
  • результат труда

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры. 

10 слайд

Игры с предметами.

Ребёнку важен предмет, который натолкнёт его на игру: бинокль, руль, сумочка, шапочка и т. п. 

C целью ознакомления с профессиями взрослых мы используем игрушки и реальные предметы. «Собери набор повара» «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

11 слайд

Настольно-печатные игры

  • подбор картинок по парам «Найди два одинаковых инструмента».
  • подбор картинок по общему признаку, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». 
  • составление разрезных картинок на профессиональную тему.
  • Лото
  • Домино. 

12 слайд

Словесные игры, образовательно-игровые ситуации

  • «Четвртый лишний»
  • «Отгадай профессию по описанию»
  • Цепочка слов
  • «Варим компот»
  • «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)»
  • «Веслые поварята»
  • «Поиграем в магазин»
  • Пальчиковая гимнастика
  • Подвижные игры 

13 слайд

.

 В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются:

  • производственные сюжеты, ситуации,
  • профессиональная социальная среда,
  • модели профессионального поведения,
  • модели межличностных профессиональных отношений 

14 слайд

Результаты ранней профессиональной ориентации ребенок (ориентиры

  • имеет представление о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики; различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; объясняет роль труда в благополучии человека;
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. 

15 слайд

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Таким образом, под термином «психологические технологии профессиональной ориентации» мы подразумеваем совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.

16 - 21 слайд

Серия игр «Давайте поиграем»

22 слайд

Литература:

1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002

3. Бурмистова Н.Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

4. Маханева М.Д. Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М., 2012

5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010

6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.:Просвещение,1990

23 слайд

спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях подготовила: педагог-психолог Лаптева Жанна Владимировна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка»

Слайд 2

Ранняя профессиональная ориентация ребенка в труде взрослых – условие его психического развития Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации , целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана: дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Слайд 3

Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию - человека как субъекта труда (всего десять стадий, к дошкольному возрасту относятся две): Стадия пред-игры (до 4 лет) - освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду Стадия игры (5-8 лет) - овладение «основными смыслами» человеческой деятельности

Слайд 4

Развитие ранней профессиональной ориентации Потребность действовать «как взрослый» Совместная деятельность во взрослым Психологические признаки субъекта труда Волшебные ступеньки Ролевая игра: лечить «как доктор» и т.п.

Слайд 5

ПУТИ реализации РПО в ДОУ Непосредственная образовательная деятельность Предметно-развивающая среда Образовательно-игровые ситуации Проектная деятельность Взаимодействие с родителями

Слайд 7

понятие «профессия» (что это?) «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?) «инструменты труда» (чем работает человек?) «трудовые действия» (что делает человек?) «результат труда» (что получилось?) общественная польза труда (кому это нужно?) Следует уделить особое внимание усвоению детьми:

Слайд 8

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса: цель и мотив труда предмет труда инструменты и оборудование трудовые действия результат труда В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида : игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры.

Слайд 9

Игры с предметами C целью ознакомления с профессиями взрослых мы используем игрушки и реальные предметы. «Собери набор повара» «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами». Ребёнку важен предмет, который натолкнёт его на игру: бинокль, руль, сумочка, шапочка и т. п.

Слайд 10

Настольно-печатные игры подбор картинок по парам «Найди два одинаковых инструмента» подбор картинок по общему признаку «Что нужно доктору», «Что есть в магазине» составление разрезных картинок на профессиональную тему. «Лото» «Домино»

Слайд 11

Словесные игры, образовательно-игровые ситуации «Четвѐртый лишний» «Отгадай профессию по описанию» «Цепочка слов» «Варим компот» «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)» «Весѐлые поварята» «Поиграем в магазин» Пальчиковые гимнастики Подвижные игры

Слайд 12

Сюжетно-ролевая игра В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации профессиональная социальная среда модели профессионального поведения модели межличностных профессиональных отношений

Слайд 13

Результаты ранней профессиональной ориентации ребѐнок имеет представление о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; называет профессии разных сфер; различает профессии по существенным признакам; называет профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; объясняет роль труда в благополучии человека; имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту .

Слайд 14

Таким образом, под термином «психологические технологии профессиональной ориентации» мы подразумеваем совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.

Слайд 15

Давайте поиграем

Слайд 16

«Собери по образцу»

Слайд 17

«В мире профессии» «Угадай по описанию» «Назови предметы» и т. д.

Слайд 18

Литература: 1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013 2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002 3. Бурмистова Н.Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9 4. Маханева М.Д. Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М., 2012 5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010 6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013 7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.:Просвещение,1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с миром профессий в контексте личностного развития.

Представлена чёткая система работы по ознакомлению дошкольников с миром профессионального труда. Формы и приёмы изучения различных профессий в сочетании с развитием психических свойств (внимание, памя...

Игра: формирование представлений дошкольников .

Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребёнка о профессиях. Прфориентационные мероприятиядля детей дошкольного возраста являются составляющими ранней прфориентации, целью кото...

Формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребенка с миром профессий, рассказать о тех качествах харак...

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий посредством современных образовательных технологий

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. ...

Игры "Формирование представлений об окружающем мире"

Игры "Формирование представлений об окружающем мире"...

Психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка раннего возраста

Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:прогнозирования, проектирования и конструиров...

Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий

Современное направление, связанное с трудовым воспитанием - ранняя профориентация дошкольников, что подразумевает формирование интереса к профессиональной сфере взрослых, обогащение представлений о тр...


 

Комментарии

Антонова Светлана Константиновна

Очень актуальная тема современности! В условиях, когда большинство родителей малышей - продавцы, логисты, офисные работники.

Да, пожалуй, с дошкольного возраста важно сейчас проводить подобные занятия. На свободную игру у детей остается все меньше времени, да и подражать не всегда знают кому, образцов профессиональной деятельности немного. Есть дети, которые в автобусе-то не ездили.

Мухановская Елена Васильевна

Очень хорошая познавательная тема! Наша задача создать все условия для игры в профессии!

Тимошенко Ирина Николаевна

Очень интересно.

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за идею.