КОНСУЛЬТАЦИЯ «Речевое развитие у детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания»
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Речевое развитие у детей дошкольного возраста посредством нравственно-
патриотического воспитания»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Замечено, что поступая в детский сад, все больше детей испытывают затруднения в речевом развитии. Это приводит к более длительному сроку адаптации к новым условиям дошкольного коллектива.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, большинство родителей затрудняются адекватно оценить уровень речевого развития своего ребенка, поскольку не знают нормативы развития речи. Сравнивая своего ребенка с его сверстниками, родители получают, как правило, субъективную информацию, как следствие, у них складывается неверные представления об уровне речевого развития ребенка.
Другой, еще более важной проблемой, является стойкое убеждение родителей в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет.
И только часть родителей по-настоящему осознают важность своевременного речевого развития.
Можно выделить основными трудности, с которыми сталкиваются родители детей, имеющих нарушения речи:
- нехватка времени на общение с ребенком. Большую часть времени дети находятся на попечение бабушек и старших братьев и сестер. Сужается культура семейного общения, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношений и соответственно, на развитии ребенка.
- недостаточность психологических знаний об особенностях развития детей.
- непонимание причин того или иного поведения ребенка.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.)
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный, поэтому эта проблема является наиболее актуальной для педагогов дошкольного образования.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.
Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Поэтому, одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.
Работая в детском саду много лет, наблюдая за детьми, делая ежегодную диагностику, можно сделать вывод, что важнейшим принципом обучения родному языку является комплекс решения всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей роли связной речи. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие подготовки к обучению в школе.
Развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.
Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Это и предметное окружение и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи дошкольника. В помощь педагогу существует ряд методических средств.
• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение на занятиях;
• художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
• современные технологии и методы.
Развитие речи у детей 3 – 4лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3 годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь детей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в 4 года эта цифра достигает 1,5 – 2 тысячи слов.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с геральдикой происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается связная речь и обогащается словарь.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время.
Родной язык и речь в нравственном воспитании дошкольников решают, практически, одни и те же задачи, а именно: с расширением активного и пассивного словарного запаса обогащается содержание родного языка, умение связывать слова друг с другом. Использование в речи сложных предложений и различные обороты разнообразят грамматический строй речи, от чего родной язык делается богаче и звучит красивее. Наряду с совершенствованием диалогической и монологической речью, звуковой культуры речи воспитывается культура речи в целом, а так же культура общения.
В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играют слова взрослого, которые подают пример монологической речи.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т д.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно проводить народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, приходится много им рассказывать. По ходу рассказа обязательно нужно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды. Составляя рассказ, включаются в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». Для этих целей в нашей группе помогает лэпбук «Моя Родина-Россия», материалы из которого часто используются не только на занятиях.
Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать такие игры, как «Закончи предложение», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.
Для речевого развития так же дети приобщаются к культуре чтения художественной литературы. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов.
Произведения устного народного творчества являются богатейшим материалом для патриотического воспитания, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми дети знакомятся в старшем дошкольном возрасте.
Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей Обнинска, чтение и заучивание стихотворений о городе, виртуальные путешествия к исторически значимым местам.
Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи, важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Сегодня век реклам. Поэтому мы должны не упускать шанс прорекламировать нужные имена, дела, события. Мы, взрослые, ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому, если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей.
Я использую в своей работе различные техники и приёмы для развития познавательных, речевых, творческих способностей детей.
Одним из приемов являются мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря им ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал.[1]
Я использую мнемотаблицы по разгадыванию загадок, заучиванию пословиц и народных примет, сезонных изменений в природе.
Другим из таких приёмов является коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, фотографии и т. д. Главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки, буквы между собой.[2]
Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.
Еще одним из приемов является лэпбук — средство развития познавательных, речевых способностей детей дошкольного возраста, Он расширяет кругозор, помогает формировать активный словарь ребенка, развивать коммуникативные навыки.
Лэпбук - это самодельная книжка раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объёмных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.[3]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством использования логоритмических игр в музыкальной деятельности.
В презентации представлены этапы работы в данном направлении....

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Дошкольн...

буклет «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Буклет...

Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общен...

"Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии"
Материал предназначен для педагогов ДОО...

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр»
Актуальность: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При...

